Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 18:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей формирования имиджа женщины-руководителя.
Объектом исследования является имидж женщины-руководителя, предметом – гендерные особенности его формирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, сущность имиджа, его виды и выполняемые функции;
2. Изучить понятие личностного имиджа;
3. Проанализировать специфику имиджа руководителя;
4. Выявить гендерные особенности формирования имиджа руководителя.
Введение…………………………………………………………………….. 3
1. Теоретические аспекты изучения имиджа
1.1. Имидж: Сущность, функции, виды……………………………………… 5
1.2. Понятие личностного имиджа…………………………………………… 14
2. Специфика имиджа женщины-руководителя
2.1. Имидж руководителя (общий)…………………………………………… 20
2.2. Гендерная особенность формирования имиджа руководителя………... 30
Заключение………………………………………………………………….. 35
Список используемых источников…………………………………………… 37
Каждая из групп характеристик
вносит свой вклад в формирование
имиджа лидера и в различной степени
поддается сознательному констр
Одной из немногих характеристик, приобретающих в телевизионную эпоху большой вес, является внешность руководителя. Восприятие внешнего вида является очень существенным при первом впечатлении об индивиде. Если это восприятие оказалось положительным, то вся последующая информация будет наслаиваться на эту основу, независимо от того, будет она оказывать положительное или отрицательное воздействие. Примечателен тот факт, что если первоначальное восприятие оказалось отрицательным, то все, что будет сказано и сделано впоследствии, будет восприниматься через призму уже созданного негативного имиджа.
Социальные характеристики также весьма существенны для имиджа руководителя. Они связаны с обстановкой вокруг организации. Руководитель, ориентируясь на определённую целевую аудиторию, должен стараться в то же время заручиться поддержкой как можно большего количества людей, как имеющих прямого отношения к продукции или услуге организации, так и связанных с ней косвенным образом. Он должен чутко улавливать их требования.
Также стоит обратить внимание на такую важную социальную характеристику, как семейное положение лидера организации. Очень часто семейные ценности, проповедуемые руководителем организации, играют важную роль в формировании его положительного имиджа.
В целом социальные характеристики являются достаточно подвижной частью имиджа лидера, тесно связанной с требованиями реальности. Каждый раз на основе тщательного анализа сложившейся ситуации они моделируются заново.
Следующая составляющая имиджа - это личная миссия руководителя. Руководитель организации может иметь либо не иметь такой миссии, либо не понимать ее назначения. Если он не будет осознавать, в чем смысл его деятельности, он никогда не сможет создать положительный имидж управленца.
Миссия способна выделить руководителя или компанию в целом среди конкурентов. Это также важный момент при создании имиджа руководителя, так как людям свойственно запоминать что-то особенное и уникальное. Личная миссия руководителя - это, как правило, какая-либо идея или набор идей, которые он планирует реализовать в своей деятельности, и которые дополняют миссию организации.
Еще одной важной составляющей имиджа
являются ценностные ориентации руководителя.
Базовые предположения и
При анализе имиджа руководителя проводят оценку вышеуказанных характеристик и степень их влияния. Вначале выделяются те факторы, которые влияют на имидж руководителя, после чего определяется их соответствие тем качествам руководителя, которые являются желаемыми. Среди всех качеств выделяют те, которые поддаются (или не поддаются) изменению. Пример характеристик, влияющих на имидж руководителя компании, приведен в таблице 1.
Квадрант 1 включает факторы,
положительно влияющие на имидж руководителя.
Так как эти факторы
Факторы в квадранте 2 положительно влияют на имидж, но так как они поддаются изменению, то требуют всяческой поддержки.
С факторами в квадранте 3 необходимо бороться. Это можно сделать, если тщательно работать над собой и привлекать внешних консультантов.
Самого пристального внимания при формировании имиджа требуют факторы из квадранта 4. Хотя их и невозможно изменить самому лидеру, но их можно нивелировать с помощью PR-технологий. Например, если у человека маленький рост, его можно показывать по телевидению, снимая снизу, или в отдалении от высоких людей.
Характеристики, положительно влияющие на имидж |
Характеристики, отрицательно влияющие на имидж | |
Поддаются изменению |
Женат, Ориентация на будущее, Наличие миссии |
Слова-паразиты, Плохой вкус Национализм |
Не поддаются изменению |
Высокий рост Честность |
Национальность Подозрительность |
Таблица 1 - Характеристики руководителя, положительно и отрицательно влияющие на его имидж
Внутренний имидж характеризуется взаимоотношением руководителя и персонала организации, точнее, восприятием руководителя работниками организации. Лидер должен стремиться к формированию положительного образа у персонала, причем руководителю следует самому работать над созданием своего имиджа. В небольшой организации руководитель имеет возможность формировать свой имидж путем прямого взаимодействия со всеми сотрудниками организации. В крупных же компаниях руководитель взаимодействует в основном с менеджерами высшего и реже среднего звена. Они, в свою очередь, формируют имидж руководителя у низших звеньев. Здесь могут возникать определенные проблемы, так как возможны искажения информации в виду того, что каждая ступень управления придает имиджу руководителя свою окраску. Чтобы избежать данных искажений, в организациях создаются легенды и истории о руководителе, которые доносятся до сотрудников через различные информационные каналы, такие как корпоративные буклеты с обращениями первого лица компании, информационные бюллетени, электронная почта, «птичий» язык и т.д. [27].
Формирование внутреннего имиджа важно не только для слаженной работы самой организации, но и для формирования ее внешнего имиджа, так как сотрудники передают свое личное восприятие руководителя во внешнюю среду. Внешний имидж - это восприятие руководителя внешней средой, то есть обществом в целом и теми группами людей, интересы которых оказывают влияние на деятельность организации извне.
Внешний имидж, в свою очередь, можно разделить на «общий внешний» имидж и на «непосредственный внешний» имидж. Первый представляет собой восприятие личности руководителя обществом, которое не имеет непосредственного отношения к данной организации, второй - восприятие руководителя представителями непосредственного делового окружения организации: покупателями, поставщиками, конкурентами, деловыми партнерами.
Необходимо отметить, что внутренний имидж руководителя часто отличается от его внешнего имиджа. Многие качества, присущие руководителям организаций, не становятся достоянием общественности и их можно выявить только при вхождении в организацию и соприкосновении со всеми организационными процессами.
«Внутренний» и «внешний»
имидж руководителя организации
являются взаимовлияющими факторами.
Структура этого взаимного
То, каким увидят топ-менеджера его сотрудники, зависит как от самого руководителя, так и от усилий многих людей. Их задача - интерпретировать действия руководителя соответственно ожиданиям подчиненных.
Формирование внешнего имиджа
Внешняя среда Создание общественного мнения
Имиджмейкеры, СМИ
Руководитель организации
Внутренняя среда Менеджеры высшего и среднего звена
Сотрудники организации
Формирование внутреннего имиджа
Рисунок 1 - Формирование «внутреннего» и «внешнего» имиджей руководителя
Ведь чем однозначнее и понятнее оказываются действия человека, тем легче их объяснить и, соответственно, дать положительную оценку этим действиям. Поэтому не только пиар-менеджеры, но и сами топ-менеджеры вынуждены постигать смысл таких малопонятных слов, как проекции, стереотипизации, идентификации, физиогномические редукции, которые объясняют всего лишь одно - что, как и почему будут думать подчиненные о своем руководителе. Впрочем, нередко даже глубокие теоретические знания не спасают от самых банальных ошибок, которые возникают тогда, когда рациональные доводы наталкиваются на эмоциональное сопротивление, нежелание прилагать даже минимальные усилия по формированию имиджа.
Активное формирование имиджа топ-менеджера необходимо, если:
Современные практики имиджелогии выделяют следующие основные ошибки в создании имиджа руководителя.
1. В большинстве своем отечественные собственники уверены в том, что во всех вопросах разбираются лучше любого из своих подчиненных. Будто бы статус наделяет сверхчеловеческими способностями. Это приводит к тому, что руководитель пытается позиционировать себя как специалист во всех областях. Ведь, как известно, ничто так не радует зловредных подчиненных, как откровенные промахи руководителя, который пытается продемонстрировать свою компетентность во всем.
Часто ошибки в коммуникации с сотрудниками возникают из-за того, что руководитель создает себе идеальную модель корпоративного поведения, которую ему хотелось бы видеть у себя в компании. Но зачастую в силу многих причин, в том числе и чисто психологических, сам руководитель не способен эту модель поддержать. Если этот руководитель - сильная личность, а разрыв между идеальной и реальной моделью большой, то возникает «дуальная» культура в компании. Тогда все формальные процедуры прописаны согласно идеальной модели. Но правила общения с сотрудниками, внутренние регламенты и принципы оценки персонала не работают.
2. Имидж должен быть непротиворечивым. Внешние проявления имиджа должны соответствовать внутреннему состоянию человека. Когда этого не происходит, у любого, кто сталкивается с таким «неправильным» образом, возникает когнитивный диссонанс, что в свою очередь вызывает раздражение.
«Имидж основан на стереотипах восприятия. К примеру, даже профессиональная направленность может влиять на наше восприятие человека, если он «технарь» или «гуманитарий». И если имидж не вкладывается в этот стереотип, если невербальные сигналы, которые мы получаем, ему не соответствуют, люди начинают создавать другой образ, который может сильно отличаться от того, который нам хотелось бы сформировать.
3. Попытка предстать в «едином обличье», не учитывая аудиторию, способна сыграть злую шутку с важной персоной. Поэтому к саморекламе можно подходить с теми же мерками, что и к рекламе автомобилей или зубной пасты. Позиционировать себя следует по-разному, для разной целевой аудитории. При встрече в цехах будут неуместны лаковые туфли и дорогие аксессуары, а на собрании акционеров - грубоватые шутки.
4. В тех случаях, когда топ-менеджер мнит себя обитателем Олимпа, сотрудники проводят большую часть времени, размышляя над тем, как скрыть от столь высокого начальства те или иные неурядицы. А также практикуются в успешном внедрении плодов этих размышлений. Так бывает, когда топ-менеджер помещает себя в касту избранных в реальной жизни, но декларирует свою демократичность в повседневной.
Не менее важно, чтобы образ топ-менеджера-небожителя имел человеческую оболочку. Ведь хорошо известно, что при отсутствии информации о «простых человеческих слабостях» массовое сознание создает их произвольно. Об этом хорошо знают специалисты, работающие над имиджем политиков.
5. Не менее печально выглядят ситуации, когда топ-менеджер переступает тонкую грань, превращаясь в «рубаху-парня». Это выглядит неестественно и снижает авторитет руководителя. Известны случаи, когда топ-менеджеры опускались до очень неформального общения с сотрудниками в барах и клубах. В результате коллектив становится неуправляемым. Особенно заметным, и от этого более непонятным, это становится, когда «дружеское» отношение ничем не обусловлено.
6. Однако наиболее распространенной ошибкой является полное игнорирование программ формирования имиджа. Топ-менеджер отдаляется от коллектива, формирование его авторитета происходит стихийно и часто кардинально отличается от того, каким он видит сам себя в качестве руководителя. Это приводит к тому, что появляются искажения в исполнении решений, снижается мотивация сотрудников, поэтому руководитель становится менее эффективным. Существует несколько типов коммуникационных каналов, которые необходимо использовать для того, чтобы имидж руководителя соответствовал желаемому. Это могут быть как опосредованные коммуникации (через корпоративные газеты, журнал, внутренний блог, интра-сайт, видеообращения), так и прямые коммуникации - тематические корпоративные сессии, обучающие семинары и тренинги, где топ-менеджер выступает в качестве тренера, корпоративные праздники и неформальные встречи с сотрудниками [34].
Информация о работе Особенности формирования имиджа женщины руководителя