Особенности государственного регулирования заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – раскрыть особенности социального партнерства в сфере регулирования заработной платы.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
• Раскрыть сущность заработной платы;
• Рассмотреть механизмы регулирования заработной платы;
• Провести анализ заработной платы по России и Иркутской области;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ………………6
1.1. Заработная плата как экономическая категория…………………………...6
1.2. Механизм формирования заработной платы в рыночной экономике….. ..9
1.3. Минимальный уровень оплаты труда (МРОТ): сущность, функции, способы установления…………………………………………………………...10
2. АНАЛИЗ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ПО РОССИИ И ИРКУТСКОЙ ОБЛА-СТИ………………………………………………………………………..12
2.1. Общий анализ показателей определяющих уровень жизни населения Иркутска и Московской области……………………………………………….12
2.2. Статистика по коллективным договорам………………………………….16
2.3. Динамика МРОТа …………………………………………………………..19
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ……………………………..…………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…32

Файлы: 1 файл

111курсовая Ани - копия переделанная.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)


 



 

 

1.3. Минимальный уровень оплаты труда (МРОТ): сущность, функции, способы установления.

Воспроизводственные возможности  заработной платы определяются размером минимальной заработной платы, гарантированной  государством. В механизме регулирования заработной платы исходной базой выступает ее минимальный размер, который должен обеспечить нормальные условия для воспроизводства рабочего ресурса работников, занятых простым, малоквалифицированным трудом.

При определении уровня минимальной заработной платы необходимо учитывать следующие критерии:

  • Потребности трудящихся и их семей;
  • Средний уровень заработной платы в стране;
  • Стоимость жизни и изменений в ней;
  • Пособия по социальному обеспечению;
  • Экономические факторы.

Необходимо помнить, что  на макроуровне заработная плата связана с производительностью труда, уровень безработицы и инфляции. Необоснованное повышение минимальной заработной платы может привести к росту безработицы и усилению инфляционных процессов, что обесценит повышение заработной платы.

Функции МРОТ:

  1. Учитывается при определении базовых окладов по профессионально – квалификационным группам работников бюджетных учреждений.
  2. Определяет размер минимального заработка для предприятий и организаций всех форм собственности и видов экономической деятельности.
  3. Учитывается при расчете социальных трансфертов.
  4. Применяется при расчете штрафов за административные правонарушения.

Интересна практика установления и регулирования минимальной  заработной платы в странах с рыночной экономикой. Она чрезвычайно разнообразна: от полного законодательного регулирования до регулирования трехсторонними соглашениями между представителями государства, профсоюзов и работодателей. Минимум заработной платы может устанавливаться как на общегосударственном, так и на региональном уровнях. Такое разнообразие определяется особенностями систем трудовых отношений, традициями в социальной политике, уровнями экономического развития.

Разнообразную практику установления и изменения минимальной  заработной платы можно условно свести к четырем моделям:

  1. Законодательное регулирование;
  2. Решение органов исполнительной власти;
  3. Регулирование минимальной заработной платы органами исполнительной власти на основе рекомендаций органов социального партнерства;
  4. Решение на основе трехсторонних соглашений.

Глава 2. Анализ заработной платы по России и Иркутской области

2.1. Общий анализ показателей определяющих уровень жизни населения Иркутска и Московской области

 

  1. Среднемесячная заработная плата занятых в экономике (см. табл.2.

Таблица 2

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

2012г.

(Моск.обл)

17072,0

18192,0

20475,0

22441,0

23452,0

25685,0

26300,0


Из приведенных  выше данных видно, что на протяжении шести лет в Иркутской области наблюдается рост заработной платы. С 2008 года заработная плата увеличивается  на 15% . Это довольно весомый результат за столь небольшой период времени. На мой взгляд, прежде всего это обусловлено новой политикой государства, предпринятой В.В. Путиным. Но самое главное, что темп прироста средней зарплаты превышает темпы прироста прожиточного минимума.

Если производить  сравнения с Центральным округом (в данном случае Московская область), то мы наблюдаем следующую картину: в 2012 году среднемесячная заработная плата занятых в экономике в Московской области превышала размер заработной платы иркутян в 1,02 раза. Непосредственное влияние здесь оказало экономическое развитие, развитие сферы производства, а так же развитость сферы услуг. Но явного преимущества москвичей не наблюдается т.к. цены в данном регионе выше, чем в Иркутске.

  1. Денежные доходы (в среднем на душу населения в месяц) показаны в Таблице 3.

Таблица 3

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

2012г.

(Моск. обл)

13169,4

13909,9

15109,7

16017,2

17818,9

18918,0

20776,0


 

Денежные доходы, как и предыдущие показатели из года в год увеличиваются: по сравнению с 2008 годом разница составляет чуть более 5 тыс. рублей. Если рассмотреть динамику роста, то в 2010 году денежные доходы возросли на 1,14 % по сравнению с 2008 годом; в 2011 году возросли на 1,22 % по сравнению с 2008 годом; в 2012 году денежные доходы возросли на 1,35 % по сравнению с 2008 годом. Несмотря на то, что денежные доходы увеличиваются можно проследить тенденцию к снижению индекса увеличения.

Отношение дохода москвичей к иркутянам составляет 1,53 раза в 2008 году. Это опять же обуславливается степенью развития данного региона.

  1. Величина прожиточного минимума, на конец года (см. табл. 4.

Таблица 4

Период

На душу населения

В том числе  по социально-демографическим группам  населения

трудоспособное  население

пенсионеры

дети

2008

4743

5122

3712

4428

2009

5163

5548

4069

4885

2010

5667

6078

4455

5414

2011

6086

6538

4771

5790

2012

6557

7053

5142

6201


 

Из таблицы 4 видно, что с 2008 года наблюдается рост прожиточного минимума. В настоящее время прожиточный минимум составляет 105% по сравнению с 2009 годом, т.е. можно сказать, что за один квартал данный показатель увеличился на 5%.

  1. Соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума, раз (см. табл. 5)

Таблица 5

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

2,7

2,8

2,7

2,6

2,7


Из таблицы 5 мы видим постепенный рост среднедушевых доходов по отношению к прожиточному минимуму. Если в 2008 году среднедушевой доход составлял 13169,4 рублей, а прожиточный минимум 4743 рублей,  в 2009 году среднедушевой доход 13909,9 рублей и прожиточный минимум 5163 рублей, в 2010 году среднедушевой доход 15109,7 и прожиточный минимум 5667, в 2011 среднедушевой доход 16017,2, а прожиточный минимум 6086, в 2012 среднедушевой доход 17818,9, а прожиточный минимум 6557. По данной таблицы мы наблюдаем стабильную динамику. Следовательно, наблюдается не только рост среднедушевых доходов, но и рост прожиточного минимума, причем он опережает рост первого показателя. В 2011году происходит спад данного соотношения, так в 2008 году соотношение среднедушевых доходов и прожиточного минимума наиболее благополучно для населения Иркутской области.

  1. Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума, в % к общей численности населения (см. табл. 6)

Таблица 6

2008г.

2009г.

2010г.

2011

2012г.

16,8

18,5

18,1

19,2

16,8


 

На протяжении 5 лет доля населения с доходами ниже прожиточного минимума постепенно сокращалась, это говорит о росте доходов населения. Так если в 2008 году данная категория составляла 16,8% от общей численности населения,  а в 2012 составляет 16,8%, увеличение наблюдается с 2009 по  2011 год, это произошло под влиянием мирового финансового кризиса. Прежде всего такой «скачок» произошел из-за массового сокращения рабочих мест, снижения оплаты труда.

При сравнении  показателей 2008 года с Московской областью наш регион отстает почти в 2 раза, следовательно, 90,9% населения данной области имеют доходы, превышающие прожиточный минимум, что не скажешь про иркутян (всего 80,9% населения имеют доходы выше прожиточного минимума).

В качестве заключения хотелось бы сказать, что уровень  жизни населения Иркутской области с каждым годом повышается. Об этом говорят показатели, которые находятся в постоянном росте (денежные доходы, прожиточный минимум, средняя заработная плата и т.д.). Остается только надеяться, что правительство будет дальше поддерживать данную тенденцию, найдет правильный путь восстановления докризисных показателей и даже сможет их улучшить.

2.2. Статистика по коллективным договорам

В 2010 г. в республиках, краях, областях и автономных округах Российской Федерации действовало 8,6 тыс. соглашений, причем этот индикатор развития социального партнёрства демонстрирует устойчивую позитивную динамику (в 2009 г. было 6,7 тыс. соглашений, в 2008 году – 5 тыс.). В их числе 83 региональных (трехсторонние соглашения между администрациями регионов, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей), 3843 отраслевых соглашений, заключенных на региональном и территориальном уровнях, 1437 территориальных и 3337 иных соглашений.

Из общего количества действовавших в 2010 г. соглашений в субъектах Российской Федерации на региональном уровне социального партнерства заключено 961 соглашение, на территориальном уровне – 2882 соглашения.

 

 

Рисунок 2  

 

В разрезе федеральных округов по количеству соглашений лидирует Южный федеральный округ. Так, в 2010 году действовало 2808 соглашений, в их числе 12 региональных, 771 отраслевое соглашение, заключенное на региональном и территориальном уровнях, 225 территориальных и 1801 иное соглашение.

В Центральном  федеральном округе действовало 1121 соглашение, в т.ч. 18 региональных, 739 отраслевых соглашений, заключенных на региональном и территориальном уровнях, 311 территориальных и 22 иных соглашения.

В Северо-Западном федеральном округе - 353 соглашения, в т.ч. 9 региональных, 273 отраслевых соглашения, заключенные на региональном и территориальном уровнях, 68 территориальных и 3 иных соглашения.

В Приволжском  федеральном округе - 1606 соглашений, в т.ч. 14 региональных, 1141 отраслевое соглашение, заключенное на региональном и территориальном уровнях, 412 территориальных и 39 иных соглашений.

В Уральском федеральном  округе - 437 соглашений, в т.ч. 6 региональных, 306 отраслевых соглашений, заключенных на региональном и территориальном уровнях, 121 территориальное и 5 иных соглашений.

В Сибирском федеральном  округе - 2092 соглашения, в т.ч. 14 региональных, 445 отраслевых соглашений, заключенных на региональном и территориальном уровнях, 228 территориальных и 1408 иных соглашений.

В Дальневосточном  федеральном округе - 269 соглашений, в т.ч. 9 региональных, 168 отраслевых соглашений, заключенных на региональном и территориальном уровнях, 40 территориальных и 59 иных соглашений.

По данным субъектов  Российской Федерации, в организациях всех форм собственности количество коллективных договоров, прошедших уведомительную регистрацию в целом по Российской Федерации составило 184,7 тыс. (в 2009 году – 177 тыс., в 2008 году – 156 тыс. коллективных договоров).

По состоянию на  2010 г. коллективными договорами было охвачено 27,8 млн. чел. (на соответствующую дату в 2005 г. было 27,3 млн. чел., в 2004 г. – 24,4 млн. чел.), что составило 52% от общей численности работников, занятых в реальном секторе экономики.

За  2011 года на уведомительную регистрацию поступило 45 правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения в организациях города (из них 32 коллективных договоров и 13 изменений и дополнений к действующим коллективным договорам). Среди них коллективные договоры государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, организаций частной формы собственности и др. Впервые коллективный договор заключен в следующей организации города Иркутска – ОАО «Восточно-Сибирское железнодорожное акционерное страховое общество». 
Все они в установленном порядке зарегистрированы, проведена их экспертиза и подготовлены замечания в части несоответствия принятых обязательств сторон действующему законодательству. 
В правовом поле социального партнерства трудится 171609 чел., или 88,4 % общего количества работников, занятых в крупных и средних организациях города. Наибольшее количество коллективных договоров заключено и зарегистрировано организациями, относящимися к муниципальной и государственной формам собственности (соответственно 53,3 % и 31,3 % от общего количества организаций). Количество заключенных коллективных договоров в организациях частной формы собственности - 113. Их удельный вес от общего количества коллективных договоров составляет 14,5 %. 
В регистрационных листах отмечены выявленные несоответствия обязательств сторон социального партнерства, выданы работодателям под роспись. В настоящее время проводится инвентаризация коллективных договоров, прошедших уведомительную регистрацию, с одновременным формированием электронной базы, для учета действующих коллективных договоров на территории города Иркутска.

Информация о работе Особенности государственного регулирования заработной платы