Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 16:37, реферат
В основе качественных сдвигов, происходящих в современной экономике, лежит инновационная направленность стратегии и тактики развития производства. Инновационная активность экономики приобрела характер центрального социально-экономического процесса в индустриально развитых странах. Изменения факторов производства выражаются в возрастании их информационной, интеллектуальной и инновационной составляющих. Эти тенденции тесно связаны с трансформацией форм и методов организации субъектов хозяйственной деятельности и управления ими.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Значение выбора стратегии…………………………………………………...4
2.Методы выбора инновационной стратегии…………………………………..9
3. Модели выбора инновационной стратегии…………………………………10
4. Содержание и формы стратегического управления инновациями………...11
5. Взаимосвязь инновационной стратегии с фазами жизненного цикла продукта…………………………………………………………………………..14
6. Цикличность инновационной стратегии……………………………………16
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………...
Принимая ту или иную стратегию, руководство должно учитывать 4 фактора:
1. Риск. Какой уровень риска фирма считает приемлемым для каждого из принимаемых решений?
2. Знание прошлых стратегий и результатов их применения позволит фирме более успешно разрабатывать новые.
3. Фактор времени. Нередко хорошие идеи терпели неудачу потому, что были предложены к осуществлению в неподходящий момент.
4. Реакция
на владельцев. Стратегический план
разрабатывается менеджерами
3. Модели выбора инновационной стратегии
Направления
выбора инновационной
Упрощенная модель выбора
В соответствии
с этой моделью фирмы, завоевавшие
значительные доли рынка в
быстроразвивающихся отраслях “
Выбирая
вариант стратегии
• разработка новых стратегий базируется на опыте прошлых стратегий и на результате применения текущих;
• при принятии решения необходимо учитывать уровень риска;
• хорошие идеи часто терпят неудачу потому, что были предложены в неподходящий момент (фактор времени);
• владельцы часто оказывают силовое давление на стратегический план, разработанный инновационными менеджерами.
4. Содержание и формы стратегического управления инновациями.
Инновационная деятельность, обеспечивая необходимые организационно-технические и экономические условия для выхода на новые рубежи, по своей сущности является в рыночных условиях важной формой предпринимательства. В свою очередь рынок создает реальные возможности для развития НТП. Стратегический аспект инновационной деятельности в этих условиях заключается прежде всего в ее ориентации на запросы потребителя. Решение внутренних инновационных задач как производителя так или иначе носит подчиненный характер. Отсюда важной составной частью общей стратегии любого предприятия является его инновационная стратегия, определяющая направленность и содержание инноваций, адекватных потребностям и изменениям внешней среды, а в конечном счете интересам потребителя (покупателя, клиента).
По своей содержательной направленности стратегическое управление инновациями носит прагматический характер. В нем на переднем плане стоят реальные факты и потенциальные возможности, которые предприятие должно учитывать, чтобы обеспечить себе успех и процветание в будущем. В то же время стратегические инновационные цели, как правило, не имеют количественной характеристики. Они формулируются в виде деклараций об инновационных намерениях, из которых формируется предпринимательская концепция предприятия, определяются реализующие ее базовые и функциональные стратегии и разрабатывается формальная система обеспечивающих оперативных планов. Например, главная цель — обеспечить доминирующее положение предприятия на рынке продукта; базовая стратегия — увеличить объемы производства продукта в границах маркетингового прогноза; одна из функциональных стратегий — произвести техническое перевооружение производства продукта; альтернативы функциональной стратегии: а) модернизация действующей технической базы; б) переоснащение производства на базе новых технологий; в) полная организационно-техническая реконструкция производства продукта .
Единой
для всех предприятия модели
инновационной стратегии не
Стратегические
мероприятия предприятия
Методической
предпосылкой разработки
Первый, основополагающий шаг сценария — разработка философии предприятия, под которой следует понимать кредо его существования, руководящие принципы деятельности. Философия включает описание высших ориентиров поведения, принятых предприятием, условий движения к ним, существующих объективных ограничений. Философия — это не свод обязательных нормативных актов какого-либо внешнего воздействия на деятельность предприятия со стороны государства или иных органов, а отражение его собственного самовосприятия как субъекта предпринимательской активности в экономической системе, в национальной и региональной экономике, в отрасли, корпорации. В ней излагается представление о смысле его предпринимательской деятельности, его готовности нести ответственность за работников, отношение к окружающей среде, в том числе к партнерам по рынку, обществу, экологии.
5. Взаимосвязь инновационной стратегии с фазами жизненного цикла продукта
Выработка инновационной стратегии фирмы основывается на ее рыночной позиции, связанной с жизненным циклом производимого продукта, а также на проводимой научно-технической политике. Такая стратегия должна учитывать главные фазы и критические моменты перехода одной фазы в другую при осуществлении полного жизненного цикла продукта (ЖЦП). При этом следует учитывать присущую каждой отдельной фазе организационную структуру инновационного менеджмента. В системе ЖЦП одна фаза переходит в другую в следующем порядке.
1. Фаза зарождения идеи нового продукта. Это главным образом изобретательская фаза, которой предшествовали соответствующие НИОКР. После оформления нового технического решения (внедрения новой техники, нового принципа управленческой деятельности и т. д.) начинается производственный цикл по продвижению продукции на рынок. На этом этапе организовывается фирма - эксплерент, которая специализируется на создании новых или радикально преобразованных старых сегментов рынка. Эта фирма берет на себя обязательства по разработке инновации (применению новой техники).
2. Фаза рождения нового продукта. Критический перелом обусловлен появлением новой системы (техники), сформированной в значительной мере по подобию существующих систем. На этом этапе фирма - эксплерент начинает преобразовываться в фирму - патиент, которая работает на узкий сегмент рынка и удовлетворяет специфические потребности этого сегмента.
З. Утверждение
нового продукта. Критический перелом
связан с формированием
4. Стабилизация потенциала нового продукта и приближение его к зрелости. При исчерпании продуктом своего потенциала снова может наступить критический перелом к увяданию системы. Фирма - виолент, реализовав первые образцы новой системы, переходит к широкомасштабной реализации нескольких новых типоразмеров, после чего выходит на мировой рынок с образованием первого филиала.
5. Начало
увядания системы. Критический перелом
наступает с появлением первых
признаков устаревания
6. Падение
ЖЦП, вход в зону мелкого бизнеса.
Устаревают и снижаются
7. Спад спроса
на продукцию. Окончательно снижается
большинство значимых
8. Деструктуризация продукта. Критический перелом выражен в остановке всех процессов жизнедеятельности системы. Систему используют в другом качестве либо утилизируют. Новые идеи, связанные с техникой (системой) данного вида, не поступают и не генерируются. Не исключено появление технических решений на пятой или шестой фазе. Фирма и ее филиалы прекращают существование и переспециализируются на выпуск другой, более прибыльной продукции.
6. Цикличность инновационной стратегии
Согласно современным теориям экономической науки в каждый конкретный период времени конкурентоспособная производственная единица (фирма, организация, предприятие), специализирующаяся на выпуске продукции для удовлетворения определенной общественной потребности, вынуждена работать сразу над тремя видами товара (техники): уходящим, господствующим и перспективным.
Каждое поколение сложной системы (техники) проходит в своем развитии описанный ранее ЖЦП.
Стабильный
совокупный доход фирмы
Полный ЖЦП для отдельного поколения системы (техники) (от НИОКР до снятия с производства) в условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции формируется, как правило, различными усилиями множества предприятий, талантом их менеджеров и наступательной инновационной политикой. Полный ЖЦП дифференцируется как минимум на три частных цикла: научный, изобретательский и производственный. На основе исследований доказано, что между этими циклами имеется статистическая связь через временной лаг - средневероятный промежуток времени. Эти частные циклы входят также в интегральную модель инновационного процесса.
Заключение.
Особенностью
современного этапа развития
инновационной деятельности является
образование в крупнейших фирмах
единых научно-технический комплексов,
объединяющих в единый процесс исследование
и производство. Это предполагает наличие
тесной связи всех этапов цикла «наука
-производство". Создание целостных
научно-производственно-