Особенности корпоративного управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность изучения проблемы корпоративного управления можно объяснить необходимостью:
- обеспечение инвестиционной заинтересованности;
- повышения конкурентоспособности корпорации на мировом рынке;
- создание эффективного механизма управления собственностью;
- соблюдение баланса интересов всех финансово-заинтересованных лиц;
- разделение функций владения и управления в крупных организациях.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..
Глава 1 Теоретические аспекты корпоративного управления
1.1СУЩНОСТЬ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.2. МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.2.1 Англо-американская модель корпоративного управления
1.2.2 Немецкая модель корпоративного управления
1.2.3 Японская модель корпоративного управления
1.2.4 Сравнительный анализ моделей корпоративного управления
ГЛАВА 2. Практические аспекты корпоративного управления
2.1. Корпоративное управление в России
2.2 Особенности корпоративного управления в банках
2.2.1 Принципы эффективного корпоративного управления в банках
2.2.2 Управление рисками: обязанности ключевых игроков
2.2.3 Уровень корпоративного управления: основные компоненты оценки
Заключение

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)
  • совете директоров (численность и состав СД, комитеты СД и их состав, квалификация директоров);
  • менеджерах высшего звена (обязанности, подотчетность, квалификация, опыт);
  • организационной структуре банка (функциональные и операционные подразделения, бизнес-единицы);
  • системе материального стимулирования членов СД и топ-менеджеров (политика в сфере вознаграждений, сведения о премиях, льготах и опционах на приобретение акций);
  • сущности и размерах сделок с аффилированными и связанными физическими и юридическими лицами.

2.2.2 Управление рисками: обязанности ключевых игроков

       Рассмотрим, как должны быть распределены обязанности по управлению банковскими рисками в рамках эффективной системы корпоративного управления .

 Главными участниками этого процесса являются акционеры, совет директоров и комитет СД по управлению рисками, группа менеджеров высшего звена, комитет СД по аудиту и подотчетная ему служба внутреннего аудита, внешний аудитор. 
      Акционеры банка играют ключевую роль в создании условий для надлежащего управления рисками. Они избирают совет директоров (а также исполнительный орган, если это отнесено к компетенции общего собрания) и утверждают внешнего аудитора. Именно от них в конечном счете зависит, будут ли у компании компетентные и опытные руководители, способные проводить дальновидную политику управления рисками, и аудиторы, которые смогут дать квалифицированную оценку эффективности этой политики. 
     Совет директоров — главное действующее лицо в сфере управления рисками. Этот орган утверждает и периодически пересматривает политику управления рисками, формирует команду топ-менеджеров, разрабатывающих данную политику и воплощающих ее в жизнь, осуществляет надзор за функционированием системы внутреннего контроля, уделяя особое внимание надзору за соблюдением нормативно-правовых актов, правил и стандартов (создание системы внутреннего контроля и надзор за ней со стороны СД предусмотрены в российском банковском законодательстве и специальном нормативном документе Центрального банка РФ[34]). Крайне важную роль в надлежащем исполнении функций СД играют неисполнительные и независимые директора. Совет директоров занимается анализом стратегического риска (определяются сильные и слабые стороны банка, имеющиеся у него возможности и угрозы, с которыми он сталкивается), причем эту обязанность СД не должен делегировать комитетам. 
       Комитет СД по управлению рисками или иной комитет, на которого возложена данная обязанность (чаще всего комитет по аудиту), отслеживает сдвиги в профиле (конфигурации, внутренней структуре) банковского риска. Данный комитет работает на основе информации, подготавливаемой менеджерами высшего звена, и осуществляет надзор за их деятельностью по управлению рисками. Если банк проводит сделки с производными финансовыми инструментами, в составе комитета по управлению рисками должен быть директор, обладающий глубокими знаниями в этой сфере. Группа топ-менеджеров реализует утвержденную советом директоров политику управления рисками, с помощью действенной системы внутреннего контроля обеспечивая совершение текущих банковских операций в согласии с этой политикой и нормативно-правовыми актами. В задачи данной группы входит также руководство созданием информационной системы, которая своевременно предоставляет полные, точные и понятные сведения о рисках, свойственных конкретным бизнес-направлениям. В США и Евросоюзе должность топ-менеджера по управлению рисками имеется соответственно у семи и шести банков из первой десятки, а в остальных случаях в годовых отчетах указано, какое должностное лицо занимается этой деятельностью — либо топ-менеджер по финансам, либо топ-менеджер по операциям. В России такую информацию раскрывают в своих годовых отчетах только два из десяти ведущих банков[39]. Согласно результатам опроса, проведенного Международной финансовой корпорацией, должность топ-менеджера по управлению рисками введена лишь у 38% банков-респондентов. (Приложение 5)

       При оценке уровня корпоративного управления в компаниях можно опираться на подходы, которые используются организациями, специализирующимися в данной области — проектом «Корпоративное управление в России» (Международная финансовая корпорация, группа Всемирного банка) и рейтинговым агентством Standard & Poor's (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 6)[46]. 
Там представлены лишь общие направления анализа, осуществляемого организациями-разработчиками методик оценки.

2.2.3 Уровень корпоративного управления: основные компоненты оценки

       В странах с формирующейся рыночной экономикой банки только начинают проявлять интерес к состоянию корпоративного управления у себя и у своих клиентов, поэтому внедрение полноценных процедур оценки представляет для них серьезную трудность. Согласно результатам опроса, проведенного Международной финансовой корпорацией, при оценке кредитного риска некоторые банки обращают внимание на качество корпоративного управления в компаниях-заемщиках, однако таких «грамотных» финансовых учреждений пока немного. Перечень учитываемых ими характеристик весьма скромен и выглядит следующим образом (указана доля респондентов, положительно ответивших на вопросы анкет):

  • четкое разделение ответственности между советом директоров и правлением — 18%;
  • соблюдение рекомендаций российского Кодекса корпоративного поведения — 14%;
  • наличие действенного механизма защиты прав миноритарных акционеров -6%;
  • ведение финансовой отчетности по международным стандартам — 6%;
  • наличие как минимум двух независимых директоров — 4%;
  • организация комитета совета директоров по аудиту, большинство членов которого являются независимыми директорами — 2%;
  • хорошая деловая репутация — 2%.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

    Подытожив можно сделать вывод, что единого понятия корпоративного управления на сегодняшний день в мировой практике не существует. Но под корпоративным управлением понимается совокупность организационных и методических решений, обеспечивающих управление организациями, отвечающих требованиям корпоративной идентичности за реализацию достижений двух поставленных целей:

1)  обеспечение баланса интересов собственников организации, ее менеджмента, акционеров и других финансово-заинтересованных сторон;

2)  увеличение капитализации организации (стоимости бизнеса).

Рассмотренные модели управления корпорациями имеют определенные сходства и различия между собой. Каждая модель обладает своими достоинствами и недостатками. С точки зрения акционеров наиболее предпочтительной является англо-американская модель, так как управление в ней является наиболее прозрачным, и большое внимание уделяется интересам даже мелких акционеров.

Проблема исследования корпоративного управления в настоящее время является одним из самых актуальных направлений современных экономических исследований. Корпорации в России еще не справляются с ролью ключевого звена нашей экономики. Между тем, корпорация – это важнейший институт современной экономики. В промышленно развитых странах он является неотъемлемым атрибутом системы власти.

В России национальная модель корпоративного управления находится на стадии формирования, она еще не заработала по-настоящему, управленческие механизмы простаивают, не находя себе достаточного применения в новых условиях. То есть, корпоративное управление в России уже успело столкнуться с рядом проблем, для решения которых нужно применять определенные меры. В конечном счете я думаю русские смогут плодотворно завершить создание самобытной национальной системы корпоративного управления. Совершенно необходимо, чтобы она была принята всеми стейкхолдерами, включая рядовых граждан. Российская история свидетельствует об огромной гибкости и творческих возможностях нашего народа, о его умении успешно преодолевать препятствия. Он, безусловно, обладает всем необходимым для того, чтобы построить исправно функционирующую систему корпоративного управления.

      Что касается практических исследований, то хочется отметить что наиболее дальновидным отечественным банкам, стремящимся укрепить свою конкурентоспособность перед лицом западных соперников, конечно, необходимо задуматься о решении рассмотренных в нашей статье проблем. 
Российские банки должны, с одной стороны, повысить уровень своего корпоративного управления, и, с другой стороны, наладить отбор надежных контрагентов, чья практика корпоративного управления способна обеспечить эффективное использование кредитов и средств от эмиссии ценных бумаг. 
Одновременно компании реального сектора, считающие улучшение корпоративного управления серьезным фактором повышения своей капитализации, ждут от своих финансовых партнеров столь же внимательного отношения к этому важному вопросу. Иными словами, ускорение прогресса в данной сфере отвечает интересам обеих сторон. 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Адизес И. Управление жизненным  циклом корпорации / Пер. с англ. под  науч. ред. А. Г. Сеферяна. - СПб.: Питер, 2007. - 384с.

    2. Акционерное дело: Учебник / Под ред. В.А. Галанова. М.: Финансы и статистика, 2003. - с. 149.

    3. Акционерное общество: история и теория / Я. Функ, В. Хвалей, В. Михальченко. Мн.: Амалфея, 1999. - 608 с.

    4. Асаул, А.Н. Менеджмент корпорации и корпоративное управление / А.Н. Асаул, В.И. Павлов, Ф.И. Бескиерь, О.А. Мышко. - СПб.: Гуманистика. -2006. - 328с.

    5. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 1998. - 296 с.

    6. Грачева М., Карапетян Д., Аксенов И. Система корпоративного управления: формирование совета директоров // Управление компанией. 2004. № 3. С. 36;

        7. Грачева М. проект IFC «Корпоративное управление в России»  журнал «Управление компанией» №7-8

       8. Грачева М. Развитие британских стандартов корпоративного управления: доклад Хиггса // Управление компанией. 2004. № 6. С. 48; пункт 2.2.2 гл. 3 российского Кодекса корпоративного поведения.

      9. Гуриев С.М. и др. Корпоративное управление в российской промышленности /С. М. Гуриев, О. В. Лазарева, А. А. Рачинский, С. В. Цухло. – М.: ИЭПП, 2004. - 92 с.

     10. Гурков И. Б. Стратегия и структура корпорации: учеб.пособие. - М.: Дело, 2006. - 320с.

     11. Карапетян Д., Грачева М. Корпоративное управление: основные понятия и результаты исследования российской практики // Управление компанией. 2009. №

      12. Кочетков Г.Б., Супян В.Б. Корпорация: американская модель - СПб.: Питер, 2005. - 320с.

 13. Кузнецов В.П., Лапаев Д.Н. Организационно-экономический механизм корпоративного управления в отрасли. Учебное пособие. - Нижний Новгород: ВГИПУ, 2010. - 273 с.

14. Организация предпринимательской деятельности: учебно-методическое пособие / Ф. П. Витко. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2011. - 303 с.

15. Орехов С.А., Селезнев В.А. Теория корпоративного управления. Учебно-методический комплекс (издание 4-е, переработанное и дополненное). – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. – 216 с.

16. «Положения об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» пункты 2.2.2, 2.2.3, 2.3 (утв. ЦБ РФ от 16.12.2003 №242-П).

17. Словесникова С. Стратегии развития и корпоративное управление: рекомендации компаниям среднего бизнеса // Корпоративное управление. – 2010. - №5. – 60-64с.

18. Статьи 10 и 24 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», «Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» (утв. ЦБ РФ от 16.12.2003 № 242-П).

19. Теория управления. Менеджмент. В 3 ч. Ч. 1. Общая теория систем – основа теории управления : хрестоматия / сост. Л. П. Черныш, Л. П. Ермалович, Е. М. Бурак. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2007. - 223 с.

20. Теория управления. Менеджмент. В 3 ч. Ч. 2. Классики менеджмента: хрестоматия / сост. Л. П. Черныш, Л. П. Ермалович, Е. М. Бурак. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2007. - 375 с.

21. Теория управления. Менеджмент. В 3 ч. Ч. 3. Японский менеджмент: хрестоматия / сост. Л. П. Черныш, Л. П. Ермалович, Е. М. Бурак. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2007. - 271 с.

22. Храброва И.А. Корпоративное управление. Вопросы интеграции. Аффилированные лица, организационное проектирование, интеграционная динамика. М.: Альпина, 2000. - 200 с.

23. ШейлаПаффер, ДаниелМакКарти. Корпоративное управление: поиск модели. //Экономические стратегии. – 2004. - №2. - 48-52с.

     24. Экономический и юридический словарь/ Под. ред. А. Н. Азрилияна. — М.: Институт новой экономики, 2004. — 1088 с.

25. www.aup.ru – Административно-управленческий портал.

26. www.i-u.ru – Русский гуманитарный интернет-университет.

27. www.msfofm.ru – Информационный портал Международных Стандартов Финансовой Отчетности.

28. www.c-culture.ru – Информационный портал журнала "Корпоративная культура".

29. www.economic-enc.net – Современный экономический словарь Онлайн 
    30.http://www.expert.ru/expert/ratings/banki/04-11-14/t01.htm; -годовые отчеты десяти крупнейших банков России по величине активов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

1 Система корпоративного управления

2 Характеристики основных моделей корпоративного управления

Англо-американская модель

Немецкая модель

Японская модель

Рыночная культура

Культура согласия

Культура сплоченности

Краткосрочная стратегия

Долгосрочная стратегия

Долгосрочная стратегия

Относительно большее влияние акционерного капитала

Относительно большее влияние заемного капитала

Подавляющее влияние заемного капитала

Финансовые системы, основанные на рынке

Финансовые системы, основанные на банках

Финансовые системы, основанные на банках

Доминирование аутсайдеров

Доминирование инсайдеров

Доминирование инсайдеров

Акцент на акционерах

Акцент на других заинтересованных лицах

Акцент на акционерах

Информация о работе Особенности корпоративного управления организацией