Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 11:49, реферат
В процессе общения мы, так или иначе, воздействуем друг на друга, используя «простые» методы: уговариваем, приукрашиваем, скрываем, обманываем и т.д. В отличие от этого, прямая манипуляция связана с более сложными действиями, направленными на собеседника. Конечная цель манипулятора — удовлетворить исключительно свои собственные интересы без учета потребностей другой стороны. Механизм применение подобных тактик часто строиться на изучении личностных особенностей «жертвы» и ее способности к самоконтролю. Манипулятор, словно кукловод, может дергать за ниточки, управляя человеком.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Оглавление
Но как заставить человека добровольно делать то, что он вроде бы по собственному желанию делать не собирается? Для этого существует множество способов. Их анализ в последнее время привлекает все более пристальное внимание социальных психологов. Среди посвященных данной проблеме работ наиболее фундаментальной считается монография американского исследователя Роберта Чалдини «Психология влияния». В этой книге отстаивается тезисо том, что «орудия влияния», используемые манипуляторами, распределяются по шести основным категориям. Каждая из них соответствует одному из фундаментальных психологических принципов, лежащих в основе поведения людей.
Принципы эти таковы:
* принцип взаимного обмена;
* принцип последовательности;
* принцип авторитета;
* принцип благорасположения;
* принцип дефицита;
* принцип социального доказательства;
Следование данным принципам
вполне оправданно в практике человеческого
общения. Однако привычка слепо им доверять,
автоматически включая в подходящей ситуации
соответствующую программу поведения
создает благоприятную почву для успешных
действий манипуляторов. Каким же образом
эти принципы могут быть использованы
в манипулятивных целях? Рассмотрим некоторые
из них:
Принципы взаимного обмена. Люди добровольно,
без видимого внешнего принуждения могут
совершать невыгодные лично для них поступки,
всецело полагаясь на мудрость общепринятых
норм. Вот эту-то способность и ставят
себе на службу манипуляторы. Не особо
хитрый смысл манипулятивного воздействия
заключается в том, чтобы вынудить нас
делать что-то, просто оказав небольшую
любезность до того, как будут озвучены
действительные притязания.
Принцип последовательности.
Ключевой момент манипулятивного воздействия
в подобном случае состоит в том, что жертва
манипуляции, легко соглашаясь с первой
незначительной просьбой, как бы берет
на себя определенное обязательство. И
если в дальнейшем в развитие этого обязательства
предъявляются более существенные требования,
человек невольно чувствует себя обязанным
следовать принятой линии поведения.
Принцип авторитета. Главный смысл манипулятивных
воздействий в этой области сводится к
эксплуатации того факта, что чаще всего
люди реагируют не на самих авторитетов,
как таковых, а на представляющие их символы
— звания, титулы, одежду, марку автомобиля
и пр. Чем пышнее титул, «фирменней» одежда
и «круче» автомобиль, тем с большим уважением
большинство из нас будет относиться к
их обладателям. Иногда имеет значение
даже небольшая, но знаковая для какой-либо
сферыдеталь: наденьте белый халат и пройдитесь
по больнице. Уважительное отношение встречных
«к вашему халату» и продемонстрирует
суть манипуляции с принципом авторитета.
Психологические манипуляции
основаны на использовании приемов, вводящих
собеседника в состоянии раздражения,
играющих на его чувствах самолюбия и
стыда. К числу таких манипуляций можно
отнести:
- «раздражение оппонента» (выведение
его из состояния психического равновесия
обвинениями, упреками, насмешками, с тем
чтобы он сделал ошибочное заявление,
прервал общение);
- «слишком быстрый или слишком медленный
темп обсуждения» (слишком быстрый темп
обсуждения не позволяет партнеру «проанализировать»
всю поступающую информацию, слишком медленный
темп вынуждает оппонента подгонять партнеров,
пропускать детали);
- «демонстрация обиды» (угроза срыва взаимодействия
из-за «обиды» партнера);
- «авторитетность заявления» (обороты
типа «Я вам авторитетно заявляю» усиливают
значимость высказываемых доводов);
- «сведение аргумента к личному мнению»
(оппонента вынуждают доказывать обратное,
оправдываться);
- «умалчивание или полуправда» (сознательное
утаивание информации от партнера или
смешивание лжи и достоверной информации,
выдергивание фраз из контекста, одностороннее
освещение фактов, неточные или расплывчатые
формулировки);
- «принуждение к строго однозначному
ответу, использование вопросов, требующих
выбора из двух альтернатив, тогда как
на самом деле есть и другие возможности»
(нередко воспринимается оппонентом как
проявление принципиальности);
- «многовопросье» (в одном вопросе оппоненту
задается не один, а несколько разнородных
и мало совместимых друг с другом вопросов,
а далее в зависимости от ответа его обвиняют
в непонимании сути проблемы, либо в том,
что он не полностью ответил на вопросы);
- «нарушение личного пространства собеседника»
(слишком тесно приближение или даже касание);
- подразнивающие высказывания («Тебя
что, так легко расстроить» (задеть, обмануть,
заставить подчиниться?));
- подзадоривающие высказывания(«Вряд
ли ты сможешь это сделать!»);
- «невинный» шантаж» («дружеские» намеки
на ошибки, промахи и нарушения, допущенные
адресатом в прошлом, шутливое упоминание
о «старых грехах» или личных тайнах партнера);
- преувеличенная демонстрация своей слабости,
неопытности, неосведомленности, «глупости»
(для того чтобы вызвать у партнера стремление
помочь, сделать что-либо за манипулятора,
передать ему ценную информацию, научить
его сделать что-либо).
Логические манипуляции построены на
сознательных нарушениях основных законов
и правил формальной логики или же, наоборот,
на их умелом использовании в целях воздействия
на недостаточно осведомленного оппонента.
Основные приемы этой группы сводятся
к следующему перечню:
- «неопределенность тезиса» (нечеткая
и неопределенная формулировка основного
тезиса позволяет по-разному интерпретировать
высказанную мысль);
- «несоблюдение закона достаточного основания»
(доводы, суждения, аргументы верны, но
не достаточны);
- «порочный круг в доказательстве» (данная
уловка призвана доказать мысль с помощью
ее же самой, только сказанной иными словами);
- «причинно-следственный алогизм» (рассуждения
заведомо строятся на логической ошибке:
«после этого – значит, вследствие этого»,
т. е. временная связь между явлениями
сознательно заменяется причинно-следственной);
- «неполное опровержение» (из высказанной
системы доводов оппонента выбирается
наиболее уязвимый довод, разбивается
в резкой форме и создается впечатление,
что остальные доводы не заслуживают даже
внимания);
- «неправомерные аналогии» (в доказательстве
используются аналогии, абсолютно не соразмерные
с рассматриваемыми доводами).
Подобные приемы в силу своей
простоты доступны любому начинающему
манипулятору. Иногда это занятие настолько
увлекает, что люди начинают разыгрывать
целые психологические игры (термин Э.
Берна). Наиболее часто упоминаемы в психолого-управленческой
литературе следующие игры:
* «Обезьяна на шее». Испытывающий затруднение
сотрудник обращается к более опытному
коллеге или к непосредственному начальнику
за содействием: «У вас такие связи», «Вас
хорошо знают в том отделе», «Достаточно
одного вашего звонка, а мне упрашивать
неделями» или что-нибудь в этом роде.
Согласие дается, опытный коллега или
начальник активно подключаются к проблеме,
которая быстро и успешно решается. Обрадованный
сотрудник повторяет эту операцию с привлечением
«высших сил» еще и еще раз. Ну ведь им
же проще. В итоге непосредственная работа
сотрудника-манипулятора делается другими.
* «Меня рвут на части». Сценарий игры заключается
в том, что работник охотно соглашается
выполнять множество заданий, но выполнить
хотя бы некоторые из них до конца оказывается
не в силах. Предъявляемые же претензии
успешно отбивает ссылкой на немыслимую
перегруженность. Так некоторые сотрудники
удовлетворяют свою потребность чувствовать
себя необходимым для организации.
* «Сирота казанская». Нарочитое подчеркивание
«простецкости» («мы академий не кончали»),
прямодушия, жертвенности, отсутствия
помощи и внимания со стороны руководства
служат надежным щитом, когда нужно избежать
сложного задания или серьезного наказания
за промахи.
* «Хочу с вами посоветоваться». Необычно
стойкое желание получать советы — явный
признак стремления переложить ответственность
на коллег или руководителей в случае
неудачи («вы же сами мне так советовали»).
Такого рода мини-спектаклей в деловом общении разыгрывается немало. Следует, правда, оговориться, что такие «психологические игры» не всегда ведутся сознательно, с четко выраженным пониманием извлекаемой выгоды. Часто такое поведение есть просто неконтролируемый защитный механизм неуверенного в себе человека. Хотя и это, разумеется — не повод таким играм потворствовать или хотя бы их терпеть. Вывод о том, что манипуляции в деловом общении многолики и вездесущи.
Защищаться обычно проще, чем
нападать. Однако в случае с манипуляциями
дело обстоит иначе: ведь «нападение»
осуществляется скрытно, незаметно для
потенциальной жертвы. Поэтому главная
задача противоманилулятивных действий
— распознать манипуляцию.
Ее внешние признаки обычно таковы:* преувеличенная
комплиментарность, демонстрация внезапного
благорасположения;
* убыстренный темп речи;
* наступательность, напор, стремление
ни под каким видом не отдавать инициативу
в общении;
* требование немедленного принятия решений;
* слишком щедрые посулы или преувеличение
объема возможных потерь;
* неравенство ответственности: размытая
у требующего и полная у адресата требования;
* элементы психологического давления,
прессинга;
* чувство неудобства, неловкости, внутреннего
диссонанса: вроде бы и не хочется уступать
требованию, да, видимо, придется, ибо иначе
выставим себя в плохом свете.
Информация о работе Особенности манипуляции в деловой коммуникации