Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 23:47, курсовая работа
Актуальность. Теория и практика менеджмента получили широкое применение в развитых странах. В США доля менеджеров различных уровней в общей численности занятых составляет около 30%, а в некоторых фирмах она достигает 70-80%. Такой высокий процент менеджеров в общей численности занятых объясняется изменением характера производственного процесса в последние десятилетия.
Цель работы – выяснить особенности менеджмента в крупных фирмах РФ и их достоинства и недостатки. Объектом изучения является достоинства и недостатки менеджмента в крупных организациях. Предметом - особенности и тенденции развития менеджмента в России.
Введение 3
Глава 1. Особенности менеджмента крупных предприятий в РФ 7
1.1. Основные формы организации крупных предприятий в РФ 7
1.2. Особенности менеджмента крупных предприятий в РФ 13
Глава 2. Основные проблемы и тенденции развития менеджмента на крупных предприятиях РФ 20
2.1 Преимущества и недоставки менеджмента в крупных предприятиях РФ 20
2.2 Направления совершенствования менеджмента в крупных предприятиях РФ 29
Заключение 32
Библиография 35
Для стратегии перехода от выживания к развитию характерен устойчивый рост производства. Как правило, для этих фирм характерна многопрофильность производства, они стараются активно развивать такие виды деятельности, которые не соответствуют их основному профилю. Для этой стратегии характерно достаточно активное инвестирование прибыли фирмы в ее основной капитал. Эта стратегия характеризуется существенными изменениями в системе внутрифирменного управления. Чаще всего - это переход от функциональной структуры к программно-целевой структуре и матричной структуре управления. Фирма, осуществляющая эту стратегию, очень активно развивает сотрудничество с партнерами. Исследователи, которые проводили обследование стратегии, пришли к выводу о том, что непреодолимой границы между тремя стратегиями нет. Необходима команда умелых менеджеров.
Вопросы управления крупными предприятиями находятся в центре внимания ученых и практиков управления. Исследования в области управления крупной фирмой позволили выявить определенные этапы эволюции управления.
1-й этап характеризуется
Следующий 2-й этап в развитии управления
характеризуется замедлением
1) проблема чрезмерного
2) проблему барьеров между
3) проблему нарушения норм
Основной путь состоит в децентрализации производства и управления. Есть схема, которая включает в себя следующие этапы:
1) образование внутри крупного
предприятия, производственных
2) преобразование отделений в
дочерние фирмы, переход к
В условиях рыночной экономики значительная часть производства падает на долю небольших и малых фирм. Эти фирмы в области управления имеют ряд преимуществ перед крупными фирмами, но сталкиваются с определенными дополнительными трудностями. Менеджер малой фирмы не должен обрабатывать такие большие объемы информации как на крупной фирме. Гораздо проще наладить обмен информацией, поскольку самих управленцев на малой фирме мало. Отсюда вытекают такие преимущества как:
1)повышение качества самой
2) у малой фирмы гораздо простая система отчетности и намного проще принимаются управленческие решения.
3) простота организации
4) организационная структура
5) упрощение функции мотивации,
на малой фирме практически
каждый сотрудник ощущает
6) взаимозаменяемость работников,
причем очень часто менеджеру
не надо специально заниматься
вопросами замены, когда какого-то
работника нет, другие
7) упрощенная система контроля.
На малой фирме все сотруднику друг у друга на виду, и поэтому сам собой складывается самоконтроль. В малой фирме существуют также некоторые трудности:
1) малая фирма не может
2) внешние коммуникации. Малым предприятиям
трудно наладить и
3) проблема внедрения достижений
науки и техники в
4) проблема трудовой дисциплины.
Очень части работники малой
фирмы связаны между собой
только производственными
5) малая фирма гораздо в большей
степени, чем крупная зависит
от поддержки государства, а
добиться такой поддержки
Политехнологические или научно-информационные предприятия, управление которыми имеет специфические особенности и проблемы которых актуальны для России, это научно-исследовательские организации, инвестиционные компании, биржи, коммерческие школы бизнеса и т.п. С началом реформ в России именно эти предприятия оказались в наиболее сложном положении, так как они полностью находились на содержании государства, а государство не смогло больше их поддерживать. Единственная возможность выжить – это коммерциализировать деятельность. Поскольку проблема весьма актуальна, ученые-управленцы России вплотную занялись этими проблемами и сделали не очень приятные выводы и сформулированы рекомендации.
В ходе исследований был определен рынок этих организаций - чем на коммерческой основе они могли сейчас в России заниматься?
Это 4 направления или 4 сегмента этих организаций.
1 сегмент направлений
2 сегмент рынка – производство
новых знаний – то чем
3 сегмент - продукция и услуги,
которые могут производиться
на основе использования
4 сегмент - сдача в аренду
части своих помещений,
Исходя из наличия этих сегментов
рынка, можно определить стратегию
для этих предприятий. Она заключается
в максимально полном использовании,
обогащении и защите своего информационного,
интеллектуального и
Для того чтобы обогатить свой потенциал, необходимо усиленно заниматься поиском новой информации. Источником такой новой информации могут быть, как и раньше, библиотеки, различные государственные структуры, а также частные организации, с которыми удастся установить контакты. Весьма эффективно кооперирование и обмен с другими аналогичными организациями информацией. Для того чтобы далее обогатить свой потенциал, менеджеры должны позаботиться о дальнейшем повышении квалификации работников, изыскивая для этого нетрадиционные пути, которые не требуют больших затрат. Должны стремиться к совмещению использования имеющихся у работников знаний и умений с повышением его квалификации. Для этого нужны действенные стимулы.
Материальных ресурсов мало, поэтому серьезно материально поощрить невозможно. Поэтому нужно искать способы материального поощрения, т.е. сформировать внутри организации определенный культурный климат, когда высокая квалификация сотрудников, их знания и опыт становятся очень престижными. Хорош такой способ как предоставление работы сотруднику, которая для него интересна, позволяет реализовать себя, повысить уровень самоуважения человека, создать условия для профессионального роста. Достаточны интересные разработки были предложены для целей анализа рыночных возможностей этих организаций. В качестве инструмента анализа рыночных возможностей было предложено т.н. «дерево компетенции» (целей). «Дерево компетенции» схоже с деревом целей. Это графическая модель, которая позволяет увязать знания, информационные и материальные ресурсы организации с теми продуктами и услугами, в которых заинтересован рынок. С помощью этого «дерева компетенции» организации могут определить приоритетные направления – те виды деятельности, на которых надо сконцентрировать усилия.
Информация о работе Особенности менеджмента в крупных фирмах РФ