Особенности менеджмента в крупных фирмах РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Теория и практика менеджмента получили широкое применение в развитых странах. В США доля менеджеров различных уровней в общей численности занятых составляет около 30%, а в некоторых фирмах она достигает 70-80%. Такой высокий процент менеджеров в общей численности занятых объясняется изменением характера производственного процесса в последние десятилетия.
Цель работы – выяснить особенности менеджмента в крупных фирмах РФ и их достоинства и недостатки. Объектом изучения является достоинства и недостатки менеджмента в крупных организациях. Предметом - особенности и тенденции развития менеджмента в России.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Особенности менеджмента крупных предприятий в РФ 7
1.1. Основные формы организации крупных предприятий в РФ 7
1.2. Особенности менеджмента крупных предприятий в РФ 13
Глава 2. Основные проблемы и тенденции развития менеджмента на крупных предприятиях РФ 20
2.1 Преимущества и недоставки менеджмента в крупных предприятиях РФ 20
2.2 Направления совершенствования менеджмента в крупных предприятиях РФ 29
Заключение 32
Библиография 35

Файлы: 1 файл

Основы менеджмента.Курсовая работа Липатковой Любови.docx

— 62.15 Кб (Скачать файл)

 

Основные проблемы и тенденции  развития менеджмента на крупных  предприятиях РФ

Преимущества и недоставки менеджмента  в крупных предприятиях РФ

 

Начало  современного периода развития менеджмента  приходится на конец XIX – начало ХХ в. К менеджменту, прежде всего к  управлению производством, стали относится  как к предмету научного изучения. Стали тщательно анализироваться  бизнес-процессы, прежде всего технологические  процессы, в том числе движения работников во время труда. Цель такого анализа – повышение производительности путем рационализации трудового  процесса.

В начале ХХ в. бурный рост промышленности привел к значительной активизации работ по организации производства. Начальной точкой является создание в Московском императорском техническом училище (ныне – Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана) «русского метода обучения ремеслам». Он был основан на тщательном анализе процессов выполнения тех или иных операций и конструировании наиболее рациональных рабочих процедур. «Русский метод обучения ремеслам» получил международное признание, завоевав высшие награды на выставках в Вене (1873), Филадельфии (1876), Париже (1878). По «русской системе» были созданы школы ручного труда в Вашингтоне, Чикаго, Толедо, Балтиморе и Филадельфии. Система получила распространение в Германии, Австрии, Франции, Швеции. Дальнейшее развитие привело к созданию целого направления – научной организации труда (НОТ). Существенный вклад в это направление внесли американец Ф.У. Тейлор (1856-1915), русский А.К. Гастев (1882-1941) и многие другие ученые и практики в области производственного менеджмента.

Большой вклад в менеджмент внес американский инженер и промышленник Генри  Форд (1863-1947). Он построил систему организации  производства, основанную на сверхспециализации рабочих, максимальном дроблении операций технологического процесса и расположении технологического оборудования и рабочих  мест в строгом соответствии с последовательностью выполняемых операций. Им введена невиданная ранее форма организации производственного процесса – поточная линия. Использованная им впервые в 1913 г. в виде ленточного конвейера такая линия оказалась чрезвычайно эффективной для условий массового производства. Она позволила резко сократить цикл изготовления автомобилей, снизить затраты на их производство.

Административная  школа менеджмента примыкает  к научной школе. Она ориентирована  на управление организациями, регионами, странами.  
Принципиально важный вклад в менеджмент внес французский ученый и практик Анри Файоль (1841-1925). В 1888 г. он возглавил одну из крупных компаний Франции, находившейся на грани банкротства, и превратил ее в эффективно действующее прибыльное предприятие. Этот успех был достигнут благодаря разработанным принципам управления. Анри Фойоль, в 1916 году поставивший вопрос о дисциплине управления и необходимости преподавания этой науки в учебных заведениях, считается классическим основателем школы научного управления. 

Среди государственных  деятелей первой половины ХХ в. было немало выдающихся правителей (согласно словарю  – менеджеров). Среди них наиболее значительных результатов добился  Иосиф Виссарионович Сталин (1879-1953). Многолетний руководитель Великобритании Уинстон Черчилль (1874-1965) кратко, но емко описал результаты его деятельности: «Он принял Россию с сохой, а оставил оснащенной атомным оружием».  
Президент США Франклин Делано Рузвельт (1882-1945) четыре раза избирался на этот пост. Он вывел свою страну из наиболее сильного за всю историю экономического кризиса 20-х – 30-х годов ХХ в. – из «великой депрессии». Это – триумф государственного управления рыночной экономикой. 

В менеджменте 30-50-х годов ХХ в. видную роль играла школа человеческих отношений. Наиболее видным представителем этого направления  являлся Элтон Мейо (1880-1949), австралиец по происхождению. Наибольшую известность ему принесло пятилетнее исследование Хавторнских предприятий Western Electric Company в Чикаго. Оно привело к более полному осознанию и пониманию «человеческого фактора» в производстве, в частности, роли «неформальной группы» как отдушины для стремлений работников.

Кибернетика – основа управления. Большое влияние  на развитие исследований в области  управления в целом и менеджмента  в частности оказало появления  в 1948 г. книги американского математика Норберта Винера (1894-1964) «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине». Через два года вышла его книга «Кибернетика и общество». Началось мощное научное движение, ключевые слова которого – кибернетика, исследование операций, системный анализ, математическое моделирование, оптимальное управление и др. Оно до сих пор определяет лицо современной науки об управлении. В нашей стране огромную роль в развертывании исследований по кибернетике сыграл академик АН СССР адмирал-инженер Аксель Иванович Берг (1893-1979). С 1950-х годов до последних дней жизни он возглавлял Научный Совет АН СССР по комплексной проблеме «Кибернетика».

Для образованных людей XIX в. слово «кибернетика» было вполне понятно. Оно означало систему  взглядов, знаний, навыков, которой  должен был обладать управляющий  для того, чтобы эффективно управлять  людьми и ресурсами, находящимися в  его распоряжении. Большой вклад  в кибернетику в целом и  в теорию систем в частности внесли отечественные ученые – член Петербургской  академии наук Евграф Степанович Федоров (1853-1919) и особенно Александр Александрович  Богданов (1873-1928). 

В конце 50-х годов ХХ века школа человеческих отношений перешла в школу  «поведенческих» наук, или бихевиористскую школу (от англ. behaviour – поведение). Наиболее яркими ее представителями были американские социальные психологи Ренсис Лайкерт (1903-1981), Дуглас МакГрегор (1906-1964) и Абрахам Маслоу (1908-1970). Они считали, что эффективность управления в фирме следует повышать воздействием на каждого человека в отдельности с помощью различных видов стимулирования. Работы представителей этой школы явились основой для относительно самостоятельной области менеджмента – управления персоналом. [25]Наиболее известна «пирамида потребностей Маслоу», согласно которой потребности человека удовлетворяются в следующем порядке: физиологические потребности; потребности в безопасности; социальные потребности; потребности в уважении; потребности в самореализации. Из научных результатов бихевиористской школы вытекает, что люди трудятся не только из-за денег, а потому материальное стимулирование не является панацеей, отнюдь не всегда позволяет поднять эффективность работы. 

Менеджмент  – особый самостоятельный вид  профессиональной деятельности, которая  направлена на достижение функционирующим  в рыночных условиях предприятием (фирмой) определенных оптимальных результатов  хозяйственной деятельности на основе рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением  разнообразных принципов и методов  социально-экономического механизма  менеджмента.

Менеджмент  – это комплекс взаимосвязанных  действий:

-организация  и управление (производством и  коллективом);

-постановка  и корректировка задач;

- разработка  этапов работы;

-принятие  решений;

-налаживание  коммуникаций (методов и форм  передачи информации);

-регулирование  процессов;

-сбор  и обработка информации;

-анализ  информации;

-подведение  итогов работы.

Менеджер  – это профессиональный управляющий, как правило, прошедший специальную  подготовку. 

Менеджер  – это профессионал по организации  и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной  самостоятельностью. Менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают неодинаковые.

Условно менеджеров подразделяют на три основные группы:

- высший  уровень (top manager) – это генеральные директоры, директоры, члены правления предприятия;

- среднее  звено (middle manager) – руководители управлений, отделов, цехов;

- низшее  звено (entry manager) – руководители подотделов, секторов, бригад, групп.

Менеджеры высшего уровня определяют основное направление деятельности предприятия, ее цели и задачи. Большую часть  рабочего времени такой менеджер отдает формированию стратегии развития бизнеса, осуществлению контактов  с федеральными, региональными и  местными органами власти, банками, поставщиками сырья, материалов, комплектующих и  т.д. Оставшееся время уходит на реализацию программ и планов работы, контроль за работой подчиненных. Естественно, такому менеджеру необходимо знать  технологию производства. Однако в  большей степени он должен обладать умением подбора и расстановки  кадров.

На среднее  управленческое звено ложится основная часть ответственности за практическую реализацию решений, в том числе:

- за изменение  организационных структур, 

- разработку  системы производства и сбыта  продукции;

- организацию  взаимодействия функциональных  подразделений компании;

- своевременное  обеспечение высшего руководства  необходимой информацией;

- координирование  и управление работой руководителей  низшего звена.

Выполнение  таких задач требует способности  аналитически мыслить, проявлять гибкость, способности быстро воспринимать и  своевременно реализовывать новые  идеи, умение видеть проблему и использовать новейшие методы и технические средства ее решения. 
В свою очередь, особенностью работы менеджера низшего звена является руководство деятельностью непосредственных исполнителей работы (рабочих и служащих). Это наиболее многочисленная часть управленческого персонала. Можно отметить основные функции таких менеджеров: планирование деятельности подчиненных; организация производственного процесса; мотивация туда персонала; контроль над рациональным расходованием ресурсов и соблюдением правил ТБ; сбор, анализ и представление вышестоящему руководству информации о результатах текущей деятельности подразделения.

Исходя  из вышеизложенного, можно сформулировать цели и задачи менеджмента.

Цели  менеджмента:

- получение  (увеличение) прибыли;

- повышение  эффективности хозяйствования;

- удовлетворение  потребностей рынка;

- решение  социальных вопросов.

Организационные структуры управления промышленными  фирмами отличаются большим разнообразием  и определяются многими объективными условиями. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры производственной деятельности фирмы (крупная, средняя, мелкая); производственный профиль фирмы (специализация на выпуск одного вида или широкой номенклатуры продукции); характер выпускаемой продукции и технология ее производства продукция добывающих или перерабатывающих отраслей; массовое или серийное производство); сфера деятельности фирмы (ориентация на местный или внешний рынки); масштабы заграничной деятельности фирмы и формы ее осуществления (наличие дочерних предприятий за границей); характер объединения фирмы (концерн, финансовая группа).

Компании  могут состоять из одной фирмы, а  могут включать значительное их число. При этом фирмы оказываются объединенными  так называемой системой участия, иначе  говоря, путем участия в акционерном  капитале других фирм.

Сущность  системы участия заключается  в том, что для контроля над  акционерным обществом достаточно владеть какой-либо определенной долей  его акций. Отсюда разные типы контроля:

- полный, когда все или почти все акции принадлежат одному лицу, группе лиц или одной фирме;

- практически  полный, что предполагает владение  собственностью на 50% выпущенных  акций плюс еще одну акцию;

- через  механизм соподчинения, когда обладание  большей частью акций одной  фирмы, владеющей, в свою очередь,  контрольным пакетом другой фирмы,  влечет за собой и контроль  над этой фирмой;

- неполный, когда акции фирмы распылены  и достаточно иметь небольшой пакет (процент) их, чтобы иметь контроль над фирмой.

Ныне  по оценкам экспертов ООН свыше 2/3 заграничных филиалов и дочерних компаний, принадлежащих американским, английским и японским фирмам, являются их полной собственностью и более 1/3 представлены подконтрольными компаниями с преимущественным владением акциями. В последние годы расширение рамок  собственности ТНК, в частности  американского и японского происхождения, шло в значительной степени за счет приобретения пакета акций в компаниях смешанного владения, особенно в странах развивающегося мира.

Организация внутрифирменного управления в рамках ТНК представляет собой постоянно  развивающийся процесс, соответствующий  происходящим в производстве ТНК  изменениям, которые влекут за собой  усложнение связей между ее подразделениями.

Это сопровождается, в частности, изменениями в организационной  структуре, развитием функций управления, совершенствованием всего механизма функционирования и развития ТНК. С развитием механизма управления появляются иные, более сложные организационные формы, предназначенные для более полной реализации важнейших функций управления и призванные содействовать установлению такого взаимодействия между подразделениями ТНК, которое обеспечило бы решение стоящих перед ней задач.

Управленческий  контроль со стороны материнской  компании над деятельностью родственных  фирм идет в значительной степени  по научно-технической, производственной, технологической и другим линиям. Средства и методы централизованного управления деятельностью ТНК во многом зависят от формы организации материнской компании, которая выступает в виде оперативно-производственной или холдинговой. Эти формы ее организации имеют принципиальные различия.

Теория  и практика управления продолжают развиваться. Укажем два направления развития: 

  • теория активных систем, согласно которой участники системы не просто реагируют на управляющие воздействия, но сами проявляют активность; 
  • в нашей стране бурно развивается теория и практика контроллинга. Так называют современную концепцию системного управления организацией, в основе которой лежит стремление обеспечить ее долгосрочное эффективное существование. 

Информация о работе Особенности менеджмента в крупных фирмах РФ