Особенности организации потребителей в проектируемом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 04:31, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов организации обслуживания в индустрии общественного питания.

Содержание работы

Введение
1. Цели и задачи, стоящие перед общественным питанием. Сущность, основные функции и формы общественного питания, их характеристика. Наиболее популярные концепции ресторанного бизнеса.
1.1 Цели и задачи, стоящие перед общественным питанием.
1.2Сущность, основные функции и формы общественного питания, их характеристика.
1.3Концепции ресторанного бизнеса
2. Методы и формы обслуживания
3. Меню: понятие, планирование, виды, требования, предъявляемые к составлению. Карта вин. ЕЕ структура и содержание. Оформление меню и карты вин.
3.1 Меню: понятие, планирование, виды, требования, предъявляемые к составлению.
3.2 Карта вин
3.3 Оформление меню и карты вин
4. Подготовка к обслуживанию клиентов ресторана
4.1 Подготовка зала
4.2Сервировка столов
5. Процесс обслуживания клиентов ресторана
6. Последовательность уборки столов

Файлы: 1 файл

Организация.docx

— 75.01 Кб (Скачать файл)

Меню обеда должно включать закуску, первое блюдо, второе горячее и сладкое блюда, хлеб. При подборе первых и вторых блюд учитывают калорийность ранее включенных холодных блюд и закусок. Если закуска была рыбная (богатая белками), то первое блюдо может быть овощным, а гарнир второго блюда — крупяным. В качестве десерта может быть использован широкий ассортимент сладких блюд — кисели, муссы, свежие плоды, фруктовые соки промышленного производства, компоты. Если в меню обеда включена легкая овощная закуска (салаты из помидоров, огурцов, икра кабачковая и др.), то первые и вторые блюда должны быть более калорийными (солянка мясная или рыбная жидкая, суп харчо и т. п.).

Меню ужина  должно включать закуску, горячее блюдо, напиток и хлеб. Ужин является завершающим приемом пищи в течение дня. В него входят хорошо усваиваемые блюда из отварных и припущенных рыбы, птицы, овощей, творога. Из напитков рекомендуется использовать молоко и кисломолочные продукты или предлагать на десерт натуральные фрукты, а в заключение — некрепкий горячий напиток (чай с лимоном и др.). На ужин не следует рекомендовать жареные острые блюда, блюда из грибов, так как они медленно усваиваются организмом и вызывают повышенное чувство жажды.

Меню банкетов составляют в каждом конкретном случае при приеме заказа с учетом пожелания заказчика, вида банкета и времени его проведения. Так, банкет за столом с полным обслуживанием официантами может быть завтраком, обедом или ужином. Это учитывается при составлении меню. В меню банкета-обеда включают несколько холодных закусок, одну горячую закуску, суп, одно-два вторых горячих блюда (из рыбы, мяса, птицы, овощей), десертное блюдо, фрукты, горячие напитки (кофе, чай).

В меню банкета с частичным  обслуживанием официантами включают более широкий ассортимент холодных закусок из расчета 1/2, 1/3 или 1/4 порции на человека, одну горячую закуску, одно-два вторых горячих блюда, десерт, фрукты, горячие напитки. Такое меню составляют для свадьбы, дня рождения, юбилея, дня Победы и других торжеств. При разработке меню учитывают общее количество блюд и напитков, планируемых на каждого участника банкета, а также традиционные особенности. Ниже приведено банкетное меню, посвященное встрече друзей.

Меню тематических мероприятий  составляют при встрече Нового года, торжествах в дни традиционных праздников, например Русская зима, Масленица, которые  по старому обычаю "отмечаются русскими блинами, а к ним подают растопленное сливочное масло и сметану  в соусниках. В меню обеда, состоящего из блюд русской кухни, в качестве холодного блюда можно включить рыбу заливную, в качестве холодной закуски — блины с икрой  зернистой осетровых или лососевых  рыб, сельдью, маслом, сметаной; на первое — похлебку по-суворовски в горшочке, на второе — мясо по-гусарски, а на десерт — сладкий каравай, медовый  напиток.

 

 

3.2 Карта вин

Карта вин — перечень алкогольных напитков и других сопутствующих товаров, предназначенный для доведения информации о наименованиях напитков и цен на них. Перечень алкогольных напитков является основным ассортиментом. Кроме того, в карту вин включаются пиво, безалкогольные напитки, табачные изделия, кондитерские изделия (конфеты, шоколад и др.).

При составлении карты  вин учитывают особенности предприятия (национальная кухня, европейская). Эти  факторы определяют последовательность расположения отдельных групп напитков. Например, в ресторанах с русской кухней перечень винно-водочных изделий начинается с водок, горьких настоек, наливок. Затем включают вина виноградные, игристые, а также коньяки, ликеры. Далее перечисляются пиво, прохладительные напитки, соки, минеральные воды. Для напитков, отпускаемых в розлив, указывается цена за 100, 50, 40 или 20г. Кроме того, включаются табачные и кондитерские изделия (конфеты, шоколад и др.).

В ресторанах с европейской  кухней перечень алкогольных напитков может начинаться с представления вин с кратким пояснением места их производства и характерных свойств, затем указывают крепкоалкогольные напитки, например различные наименования виски, джина, текилы, рома, водки, пива, безалкогольные напитки, табачные и кондитерские изделия.

На специализированных предприятиях (в пивных ресторанах и барах) вначале перечисляют сорта и наименования пива, затем следует небольшой ассортимент крепкоалкогольных напитков, различных вин, безалкогольных напитков.

3.3 Оформление меню и карты вин

Меню заказных блюд в ресторане  или кафе печатается, как правило, типографским способом на плотной бумаге, а цены проставляются машинописью. Рисунок шрифта должен быть ясным, четким, легкочитаемым. Все виды меню должны быть обязательно подписаны директором, заведующим производством и калькулятором. Производить замены или вносить поправки в меню могут только лица, подписавшие его. Отпечатанные типографским способом бланки меню с проставленными в них ценами являются документами строгого учета. Ответственность за их сохранность несет метрдотель. В конце рабочего дня он подсчитывает количество папок с заполненными и вложенными в них бланками меню заказных блюд и карты вин.

Украшает меню эмблема  предприятия, которая должна подчеркивать специфику ресторана, бара, кафе. В  правой верхней части раскрытого меню целесообразно дать краткую  информацию о работе предприятия. Информацию о фирменных блюдах, закусках, напитках иногда можно дополнить соответствующими рисунками, занимательной исторической справкой о том или ином блюде, чтобы привлечь к нему внимание посетителей. Количество папок меню на каждую рабочую смену должно соответствовать числу официантов.

На бланках меню заказных блюд и карты вин при перечислении каждой группы блюд или напитков несколько строк оставляют незаполненными, что позволяет включить некоторые изделия дополнительно.

На предприятиях общественного  питания, обслуживающих иностранных туристов, меню печатается на русском, английском, французском и немецких языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Подготовка к обслуживанию клиентов ресторана

    4.1 Подготовка  зала

Цель подготовки зала к  обслуживанию посетителей - создание в  нем идеальной чистоты, уюта, четкой организации обслуживания.

В процесс подготовки зала к обслуживанию входят: уборка помещения, расстановка столов, накрывание их скатертями, получение посуды и приборов, сервировка столов и личная подготовка официанта к работе.

Ежедневная уборка торгового  зала включает проветривание помещения, влажную уборку полов, мебели, подоконников и т.п. Если в зале ковровые покрытия на полах, то для их уборки используют пылесосы и другое механической оборудование, облегчающее труд уборщиков.

 Столы расставляют прямыми линиями или в шахматном порядке, образуя из них группы-зоны, отделенные одна от другой главными проходами шириной не менее 2 м и вспомогательными – шириной 1,5–1,2 м. Каждый стол ставят на таком расстоянии от соседних, которое обеспечивало бы свободный проход к нему посетителей и официантов при полной загруженности зала. Нельзя размещать столы на одной линии с входной дверью. Столы, серванты, кресла должны отстоять от стен на расстоянии 10-20 см.

Вблизи закрепленной за официантом группы столов должны размещаться подсобные столы-серванты для официантов.

При расстановке стульев необходимо проследить за тем, чтобы сиденья их не находились под столом. Стулья ставят до спущенной скатерти. При использовании круглых столов необходимо обратить внимание на то, чтобы стулья располагались между ножками столов.

    4.2Сервировка столов

После расстановки мебели бригадир официантов под расписку получает в сервизной и бельевой необходимую  для сервировки посуду, приборы и  столовое белье в соответствии с  количеством столов. Тарелки переносят, покрывая их ручником, из сервизной  в зал и ставят на серванты и  подсобные столы стопками от 10 до 12 штук, а фужеры, бокалы и рюмки  – на подносах, застеленных салфеткой.

Иногда для доставки большого количества посуды используют официантские тележки.

Перед сервировкой столов официант должен пересмотреть полученную посуду, приборы и стекло на качество мойки, дефекты.

Перед сервировкой столов необходимо протереть ручником, отполировать посуду и приборы, стекло, хрусталь.

 

При протирке рюмок ножку  рюмки берут левой рукой, обвертывают  частью полотенца, а при помощи остальной  части полотенца правой рукой  протирают рюмки внутри и снаружи. Нельзя дуть на посуду из стекла и употреблять  для протирки использованные салфетки.

При протирке тарелок их обхватывают левой рукой концом полотенца, правой рукой зажимают остальную  часть полотенца и протирают тарелку, поворачивая ее.

Вилки, ложки и ножи протирают  поочередно, взяв одним концом полотенца  в левую руку несколько вилок, остальной частью полотенца правой рукой протирают каждый прибор отдельно. Столовое белье – скатерти, салфетки, ручники хранят в серванте, предварительно просмотрев их перед накрытием на столы. Если скатерть, салфетка плохо  выглажены, с пятнами и дырами, их возвращают в бельевую.

В процессе обслуживания приходится часто менять пепельницы. Делается это так: официант берет чистую пепельницу, подходит к столу, накрывает ею грязную  пепельницу и одним движением  снимает их со стола, придерживая  обеими руками; затем отведя руки в  сторону от гостей, снимает верхнюю  чистую пепельницу и ставит ее на стол, а грязную уносит. Чистить пепельницы в зале запрещается.

Сервировка столов – завершающий  этап подготовки торгового зала к  приему посетителей. Предварительная  сервировка столов дополняет интерьер зала ресторана, ускоряет процесс обслуживания посетителей. Форма сервировки зависит  от класса предприятия, метода и времени  обслуживания. В утреннее и обеденное  время применяется минимальная  сервировка, в вечернее время более полная.

Сервировка стола должна отвечать следующим требованиям:

  • соответствовать виду обслуживания – завтрак, обед, ужин; соответствовать меню подаваемых закусок, блюд и напитков; быть эстетичной – сочетаться с формой стола, цветом скатерти и салфеток (с формой их свертывания) и с общим интерьером зала;
  • отражать особенность и тематическую направленность предприятия зала и др., все предметы сервировки располагать в соответствии с правилами.

Красивая, стильная посуда, приборы, столовое белье высокого качества украшают стол и весь зал, создают  торжественную праздничную атмосферу, уют и в определенной степени  способствуют аппетиту.

 

 

Общие правила сервировки

Сервировку стола проводят последовательно: накрытие стола скатертями; сервировка тарелками; сервировка приборами; сервировка стеклянной (хрустальной) посудой; раскладывание салфеток; расстановка  приборов для специй, ваз с цветами.

После подготовки зала к  обслуживанию официанту отводится  время для личной подготовки, т.е. официант должен проверить наличие  всех необходимых ему принадлежностей.

Одна из самых существенных принадлежностей официанта –  ручник. Ручник должен быть гладким, белым  или в клетку полотенцем размером 35–80 см, чистым и хорошо проглаженным.

Назначение этого полотенца  – уберечь руки от обжигания при  разноске горячих блюд, сохранить  манжеты костюма от загрязнения.

Ручником можно также  полировать посуду. Ни в коем случае нельзя ручником сметать крошки со столов или использовать его как салфетку для вытирания рук.

Чистый ручник должен быть постоянно у официанта: в руке, на руке, на серванте или подсобном  столике. В повседневной работе ручник у официанта должен быть развернутым, сложенным вдвое в длину и  находиться на левой руке. Запрещается  засовывать ручник в карман или брать под мышку, класть на плечо.

Метрдотель руководит  бригадирами официантов, составляет график выхода официантов и других работников на работу и контролирует его выполнение; распределяет между  бригадами и звеньями официантов отдельные участки зала и закрепляет за ними для обслуживания определенное количество столов, обеспечивает четкую связь производства и торгового  зала; наблюдает за правильностью  отпуска готовых блюд и их оформлением; выдает под отчет бланки счетов, записывает их номера, проверяет в конце дня реестр, составленный официантом, в котором указываются номера и суммы счетов, и визирует этот реестр для передачи в кассу.

Метрдотель имеет право  в случае нарушения официантами  правил обслуживания не допускать их на работу или отстранить от нее, сообщив  об этом директору ресторана; при  неправильном отпуске или оформлении готового блюда возвращать его на производство, требовать замены также  в том случае, если посетителю не понравилось заказанное блюдо, гарнир или соус. В своей работе метрдотель подчиняется директору ресторана  и выполняет все его указания, связанные с обслуживанием посетителей  ресторана.

5. Процесс обслуживания клиентов ресторана

Встреча посетителей начинается в вестибюле навстречу гостям выходят гардеробщики и, принимая от гостей верхнюю одежду, дают им фирменные номерки.

Затем посетители перед зеркалом могут привести себя в порядок. У  входа в зал гостей встречает  метрдотель, также приветствуя их, и провожает до свободного стола. Если по какой-либо причине метрдотель отсутствует, то эти функции выполняет  бригадир официантов. Предлагая посетителям  занять места за столом, следует  иметь в виду, что женщина должна сесть с правой стороны от мужчины, а при обслуживании ей нужно подавать блюда в первую очередь.

Информация о работе Особенности организации потребителей в проектируемом предприятии