Особенности предпринимательства в сельском хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 20:31, контрольная работа

Описание работы

Внешняя среда организации — это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют процессы производства, действуют еще и многие другие факторы.

Содержание работы

Глава 1. Теоретические основы влияния внешней среды на менеджмент, её изученность на современном этапе.
1.1. Понятие и сущность влияния внешней среды на менеджмент.
1.2. Развитие влияния внешней среды на менеджмент в сельском хозяйстве.
1.3. Опыт менеджмента сельского хозяйства в зарубежных странах.
Глава 2. Народнохозяйственная значимость влияния внешней среды на менеджмент в сельском хозяйстве.
2.1. Место влияния внешней среды на менеджмент в сельском хозяйстве.
2.2. Влияние внешней среды на менеджмент сельхозпроизводства на продовольственную обеспеченность России.
2.3. Особенности влияния внешней среды на менеджмент.
Глава 3. Влияния внешней среды на менеджмент в сельском хозяйстве на примере ОАО «Восход». Перспективы развития. Выводы и предложения на примере ОАО «Восход» Заларинского района Иркутской области.
Список литературы

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 54.99 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйства  Российской Федерации

Департамент научно-технологической  политики и образования

ФГОУ ВПО Иркутская государственная  сельскохозяйственная академия

Кафедра менеджмента, предпринимательства  и права

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Менеджмент»

На тему: «Особенности предпринимательства в сельском хозяйстве»

 

 

 

                                    Исполнил:

                                             студент 6  курса 

                                                                       экономического факультета(з/о)

                                            Спец.080502.65

                                             Кирильчук И. В

                                    Проверил:

                                             Кириленко А.С.

 

 

 

 

Иркутск 2013

Содержание

Глава 1. Теоретические основы влияния внешней  среды на менеджмент, её изученность  на современном этапе.

    1. Понятие и сущность влияния внешней среды на менеджмент.
    2. Развитие влияния внешней среды на менеджмент  в сельском хозяйстве.
    3. Опыт менеджмента сельского хозяйства в зарубежных странах.

Глава 2. Народнохозяйственная значимость влияния внешней среды на менеджмент в сельском хозяйстве.

2.1. Место  влияния внешней среды на менеджмент  в сельском хозяйстве.

2.2. Влияние  внешней среды на менеджмент  сельхозпроизводства  на продовольственную  обеспеченность России.

    2.3. Особенности влияния внешней  среды на менеджмент.

Глава 3. Влияния внешней среды на менеджмент в сельском хозяйстве на примере ОАО «Восход». Перспективы развития. Выводы и предложения на примере ОАО «Восход» Заларинского района Иркутской области.

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы влияния  внешней среды на менеджмент, её изученность на современном этапе.

    1. Понятие и сущность влияния внешней среды на менеджмент.

Внешняя среда организации —  это все те факторы, которые находятся  за пределами организации и могут  на нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы  потребителей, рыночный курс рубля  по отношению к другим валютам, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют процессы производства, действуют еще и многие другие факторы. Способность организации  реагировать и справляться с  этими изменениями внешней среды  является одной из наиболее важных составляющих ее успеха. Вместе с тем  эта способность является условием осуществления запланированных  стратегических изменений.

Выдeляют cлeдyющиe ocнoвныe xapaктepиcтики внeшнeй cpeды:

  • взaимocвязaннocть фaктopoв внeшнeй cpeды - ypoвeнь cилы, c кoтopoй измeнeниe oднoгo фaктopa вoздeйcтвyeт нa дpyгиe фaктopы. Измeнeниe кaкoгo-либo фaктopa oкpyжeния, мoжeт oбycлaвливaть измeнeниe дpyгиx;
  • cлoжнocть внeшнeй cpeды — чиcлo фaктopoв, нa кoтopыe opгaнизaция oбязaнa peaгиpoвaть, a тaкжe ypoвeнь вapиaтивнocти кaждoгo фaктopa;
  • пoдвижнocть cpeды — cкopocть, c кoтopoй пpoиcxoдят измeнeния в oкpyжeнии opгaнизaции. Окpyжeниe coвpeмeнныx opгaнизaций измeняeтcя c нapacтaющeй cкopocтью. Пoдвижнocть внeшнeгo oкpyжeния мoжeт быть вышe для oдниx пoдpaздeлeний opгaнизaции и нижe для дpyгиx. В выcoкoпoдвижнoй cpeдe opгaнизaция или пoдpaздeлeниe дoлжны oпиpaтьcя нa бoлee paзнooбpaзнyю инфopмaцию, чтoбы пpинимaть эффeктивныe peшeния;
  • нeoпpeдeлeннocть внeшнeй cpeды — cooтнoшeниe мeждy кoличecтвoм инфopмaции o cpeдe, кoтopoй pacпoлaгaeт opгaнизaция, и yвepeннocтью в тoчнocти этoй инфopмaции. Чeм нeoпpeдeлeннee внeшнee oкpyжeниe, тeм тpyднee пpинимaть эффeктивныe peшeния.

Внешняя среда любой организации  делится на внешнюю среду прямого  воздействия и внешнюю среду  косвенного воздействия.

Среда прямого воздействия, непосредственно  влияет на деятельность организации, увеличивает  или уменьшает эффективность  ее работы, приближает или отдаляет достижение ее целей. Организация тесно  взаимодействует с этой частью своей  среды, а менеджеры пытаются управлять  ее параметрами, воздействовать на «ближнее»  окружение с целью изменения  их в благоприятном для организации  направлении.

Она включает факторы:

1) Поставщики. Поставщиками капитала  в основном являются банки,  акционеры и частные лица. Чем  лучше обстоят дела у данной  организации, тем больше шансов  получить кредит на льготных  условиях у поставщиков капитала.2) Трудовые ресурсы. Без нужных  специалистов должной квалификации  нельзя эффективно использовать  сложную технику и оборудование.3) Законы государства. Организации  обязаны выполнять не только  федеральные, но и региональные  законы. Государственные органы  обеспечивают принудительное выполнение  законов в сфере своей компетенции.4) Потребители. Потребители решают, какие товары и услуги для  них желательны, то есть они  определяют направления и возможности  роста организации. В рыночной  экономике действует принцип: "Потребитель  - король рынка". 5) Конкуренты. Руководство  предприятия должно понимать, что  неудовлетворенные нужды потребителей  создают свободные ниши на  рынке для конкурирующих организаций.

Среда косвенного воздействия состоит  из факторов, которые не оказывают  прямого и немедленного воздействия  на деятельность организации, но тем  не менее тоже сильно могут влиять на организацию своим косвенным воздействием. Воздействие этих факторов на организацию труднее выявлять и изучать, но нельзя игнорировать, так как именно они часто определяют тенденции, которые со временем будут влиять на «ближнее» организационное окружение. Менеджеры не могут управлять параметрами «дальнего» окружения, но должны отслеживать тенденции их изменения и учитывать их в своих планах.

 

1.2 Развитие влияния внешней среды  на менеджмент  в сельском хозяйстве.

 

Успех организации решающим образом  зависит также от сил, внешних  по отношению к организации и  действующих в глобальном внешнем  окружении. В сегодняшнем сложном  мире для эффективного выполнения управленческих функций необходимо понимать действие этих внешних переменных. Современным  организациям приходится приспосабливаться  к изменениям во внешнем окружении  и соответствующим образом осуществлять изменения внутри себя. Сегодняшние  изменения во внешнем мире заставляют обратить на внешнюю среду особое внимание. Организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. Поскольку  от руководства зависит выживание  организации, менеджер обязан уметь  выявлять существенные факторы в  окружении, которые повлияют на его  организацию. Он должен также предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия. Организации, подобно биологическим организмам, должны приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.

Многие факторы внешней среды  могут влиять на организацию. Раньше руководители концентрировали внимание преимущественно на экономических  и технических обстоятельствах, однако изменение установок людей, социальных ценностей, политических сил  и сферы юридической ответственности  заставили расширить спектр требующих  учета внешних воздействий.

    1. Опыт менеджмента сельского хозяйства в зарубежных странах.

В последние десятилетия слово  менеджмент (management с англ. - управление) приобрело интернациональный характер, подразумевая управление экономическими процессами. В России, а тем более  в Советском Союзе, это слово  не использовалось. Отчасти этим объясняется  тот факт, что в разговорах об истории менеджмента российский опыт управления игнорируется, а на передний план выходит история управления западных государств, Соединенных Штатов и Японии.

За всю историю существования  менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области  теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная  наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя  зарубежный опыт искусства управления. В современных условиях одним  из приоритетных направлений перестройки  управления российской экономикой, особенно на уровне предприятий, объединений, концернов  и других хозяйственных организаций, явилась выработка основных теоретических  и методологических позиций по применению менеджмента в нашей практике. Это не механический процесс перенесения  опыта промышленных фирм Запада, а  творческий поиск новых решений. Тем самым вместо декларации о  необходимости широко использовать товарно-денежные, рыночные отношения  активно проводится работа по изысканию  конкретных и реальных путей, форм и  методов их органического сочетания  в единой целостной системе хозяйства. Однако, опыт ведения бизнеса и  осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен  для изучения тем, кто решил использовать существующие наработки в области  менеджмента.

Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления  менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил на стезю менеджмента. Создание собственной модели менеджмента  требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой -- использования его лучших достижений в своей деятельности. Во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией». Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико. Тем не менее, нет нужды слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи, безусловно, необходимо.

 

Глава 2. Народнохозяйственная значимость влияния внешней среды на менеджмент в сельском хозяйстве.

2.1. Место влияния внешней среды  на менеджмент в сельском хозяйстве.

Для того чтобы  оценить необходимость проведения тщательного анализа внешнего окружения  организации необходимо также рассмотреть  характеристики внешней среды, которые  оказывают непосредственное воздействие  на сложность его осуществления. Во-первых, к числу данных характеристик  относится взаимосвязанность факторов внешней среды. Под ней понимается уровень силы, с которой изменение  одного фактора воздействует на другие факторы. Факт взаимосвязанности является значимым уже не только для рынков страны или региона, но и для мирового рынка. Данная взаимозависимость превратила среду современных организаций  в бурно изменяющуюся. Руководители больше не могут рассматривать внешние  факторы по отдельности, изолированно друг от друга. Специалисты даже не так давно ввели понятие "хаотичных  изменений" для описания внешней  среды, которая характеризуется  еще более быстрыми темпами изменений и более сильной взаимосвязанностью. 
Во-вторых, можно отметить такую характеристику как сложность внешней среды. Это число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого фактора. Если говорить о числе внешних факторов, на которые предприятие реагирует, то если на нее давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, положим, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии. Организации, работающие в несложной среде, обладают одним преимуществом: им приходится иметь дело всего лишь с несколькими категориями данных, необходимых для принятия управленческих решений. В силу этого в менее сложном окружении нужна и менее сложная организационная структура, но так как разные организации функционируют в разных средах, ситуационный подход определяет, что не существует и наилучшей организационной структуры. 
В-третьих, нужно выделить подвижность среды. Под ней понимается скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи отмечают такую тенденцию, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей все время скоростью. Однако притом, что эта динамика является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Например, в результате исследований обнаружилось, что скорость изменения технологии и параметров конкурентной борьбы в фармацевтической, химической и электронной промышленности выше, чем в других отраслях. Быстрые изменения происходят в авиационно-космической промышленности, производстве компьютеров, биотехнологии и сфере телекоммуникаций. Менее заметные относительные изменения затрагивают строительную, пищевую промышленность, производство тары и упаковочных материалов. 
Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. К примеру, во многих фирмах отдел исследований и разработок сталкивается с высокой подвижностью внешней среды, поскольку он должен отслеживать все технологические нововведения. С другой стороны, производственный отдел может быть погружен в относительно медленно изменяющуюся среду, характеризующуюся стабильным движением материалов и трудовых ресурсов. В то же время, если производственные мощности разбросаны по разным странам мира или же регионам страны или исходные ресурсы поступают из-за границы, то производственный процесс может оказаться в условиях высокоподвижной внешней среды. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижного внешнего окружения, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные управленческие решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом. 
В-четвертых, существует еще такая характеристика внешней среды как неопределенность. Она является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Поскольку бизнес все более становится глобальным занятием, требуется больше и больше информации, но уверенность в ее точности заметно снижается. Зависимость от мнений иностранных экспертов или аналитических материалов, изложенных на иностранном языке, усугубляет неопределенность. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решение в области управления. 
Все эти характеристики внешней среды организации говорят о высокой динамике и вариантном характере происходящих в ней изменений, что накладывает на руководство задачи как можно более точного прогнозирования, оценки и анализа сложившегося внешнего окружения фирмы с тем, чтобы заранее установить характер и силу возможных угроз, что позволит вырабатывать и адекватно ситуации корректировать выбранную стратегию. В результате эволюции менеджмента изменялись и совершенствовались методы стратегического планирования и управления. В современных условиях наиболее действенным считается необходимость осуществлять превентивное реагирование на прогнозируемые во внешней среде изменения, так как только с помощью этого можно не только выжить, адаптироваться, но и максимально эффективно использовать имеющиеся у организации резервы, а также возможности, возникающие вследствие происходящих перемен. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития. 
Такого рода управление предполагает раннее выявление "слабых сигналов" каких-либо изменений как внутри, так и вне предприятия и быстрое реагирование на них. При этом, должно быть налажено постоянное наблюдение (мониторинг) за любыми событиями и явлениями, происходящими во внешней среде предприятия. 
Основными принципами, которые необходимо учитывать при организации исследования внешней среды являются принципы объективности, системности, развития, регулярности, гибкости и релевантности. Методы, которые можно использовать при данном анализе можно объединить в две основные группы: методы сбора данных о внешней среде и методы анализа и прогнозирования ее факторов. Последние включают в себя методы экстраполяции, структурно-аналитические и экспертные методы.

 

 

 

 

 

2.2. Влияние  менеджмента сельхозпроизводства на продовольственную обеспеченность России.

Основой продовольственной  безопасности является агропромышленный комплекс (АПК), который в последнее десятилетие в нашей стране претерпел серьёзные изменения. За период реформирования были нарушены многие структуры и связи: экономические, информационные, региональные. Сегодня в век информациональной экономики необходимо создание новых структур и связей с учётом повышения роли информации, необходимо совершенствование управления АПК на основе современных информационных технологий.

В отличие  от зарубежных стран, где инвестиции в новейшие информационные технологии составляют 30 — 40 % всех инвестиций, а обеспечение продовольственной безопасности является приоритетной задачей государства, в России этим вопросам не уделяется должного внимания: продовольственная безопасность не обеспечена ни практически, ни теоретически. До сих пор не подписан Закон о продовольственной безопасности, отсутствуют теоретическая и методологическая база, концепция и четкое определение продовольственной безопасности, не выделены её основные аспекты, критерии и показатели. Вместе с тем, потеря продовольственной безопасности, необеспеченность населения продовольствием ведёт к деградации производительных сил и, как следствие, к регрессу в экономике и ослаблению государства.

Улучшение ситуации в АПК и на продовольственном рынке страны в 2000 -2002 гг. не означает, что были преодолены сформировавшиеся в процессе перехода к рынку, негативные тенденции в производстве и сфере потребления сельскохозяйственной продукции. Недостаточность инвестиций в сельское хозяйство, низкий уровень развития технологии агропромышленного производства, растущая дифференциация доходов населения, незавершенность институциональных преобразований представляют серьезные внутренние угрозы продовольственной безопасности страны.

Происходящая  в условиях отсутствия эффективной  государственной системы поддержки отечественных сельхозпроизводителей глобализация экономических процессов и перспектива вступления России в ВТО, представляют реальную внешнюю угрозу безопасности.

 

2.3 Особенности влияния внешней  среды на менеджмент.

При рассмотрении внешнего окружения  на организацию важно понимать, что  характеристики среды отличны, но в  то же время связаны с её факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределённости описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия.

Классификация факторов внешней среды  вследствие их многообразия довольно различна и в её основу могут быть положены различные принципы. Но в  менеджменте принята, и большинство  придерживаются её, классификация факторов на факторы прямого и косвенного воздействия. В среде прямого  воздействия можно выделить такие  как: поставщики, законы и государственные  органы, потребители и конкуренты.

Информация о работе Особенности предпринимательства в сельском хозяйстве