Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 17:49, курсовая работа
Цель данной работы – это изучить особенности принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска.
Задачи, которые перед нами стоят, это:
изучить понятие и сущность самих управленческих решений;
рассмотреть особенности принятия управленческих решений в условиях неопределенности;
рассмотреть особенности принятия управленческих решений в условиях риска.
Введение……………………………………………………………………..2
Глава 1. Понятие и сущность управленческих решений……………..3
Глава 2. Особенности принятия управленческих решений в условиях неопределенности…………………………………………………….6
2.1 Понятие и сущность неопределенности………………………………..6
2.2 Уровни неопределенности, причины, задачи специалиста для снижения неопределенности………………………………………………..7
Глава 3. Особенности принятия управленческих решений в условиях риска…………………………………………………………………...9
3.1 Понятие и сущность риска……………………………………………...9
3.2 Виды рисков…………………………………………………………….10
3.3 Риск-менеджмент……………………………………………………....12
Заключение…………………………………………………………..…….14
Библиографический список……...……………………………………...15
Содержание
С.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие и сущность управленческих решений……………..3
Глава 2. Особенности
принятия управленческих решений в условиях
неопределенности……………………………………
2.1 Понятие и сущность неопределенности………………………………..
2.2 Уровни неопределенности, причины,
задачи специалиста для снижения
неопределенности……………………………………
Глава 3. Особенности
принятия управленческих решений в условиях
риска…………………………………………………………………
3.1 Понятие и сущность риска……………………………………………...9
3.2 Виды рисков…………………………………………………………….
3.3 Риск-менеджмент………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……...……………………………………...15
Приложение……………………………………………………
Введение
В любой управленческой деятельности важным аспектом является принятие управленческих решений. От этого зависит насколько эффективным, качественным, действенным будет управление. Если коммуникации – это своего рода «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений – это «центр», вокруг которого вращается вся жизнь организации.
Очень часто управленцам приходится работать в условиях недостаточной и ненадежной информации, а результаты реализации решений не всегда совпадают с запланированными. В данных случаях ссылаются на непредвиденные неопределенности и риски, которые становятся постоянными спутниками руководителей и специалистов. Поэтому каждый управленец должен уметь правильно координировать работу персонала, ориентироваться в постоянно изменяющихся современных условиях, пытаться оценить последствия каждого возможного решения, чтобы выбрать наиболее выгодное, которое принесет максимальную прибыль при минимальных затратах.
Совершенствование процесса принятия решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и методов принятия решений.
Данная проблема актуальна для всех предприятий, для стратегического принятия решения, для развития организации. Руководитель любой ступени должен быть грамотным и должен уметь принимать «умные» решения вне зависимости от ситуации.
Цель данной работы –
это изучить особенности
Задачи, которые перед нами стоят, это:
Глава 1. Понятие и сущность управленческих решений
Процесс принятия решений для каждого человека индивидуален, очень сложен и мало кто может его избежать. Способность принимать решения быстро и правильно вырабатывается с опытом. «Решение – это выбор, осуществляемый из нескольких вариантов»1. Т.е. решение – это выбор альтернативы. К решениям относятся совершенно различные выборы, совершаемые нами повседневной жизни: выбор одежды, меню и так далее.
В управлении принятие решений – более систематизированный процесс, чем в частной жизни. Это связано с много большей ответственностью. Менеджеры принимают решения, связанные со многими людьми и с большой материальной ответственностью. Поэтому они не могут принимать непродуманных решений. Решения, принимаемые руководителем для выполнения обязанностей, обусловленных занимаемой должностью называют организационными решениями. Организационные решения квалифицируют как программируемые и непрограммируемые. «Программируемые решения связаны с достаточно часто возникающими в деятельности организации ситуациями, что позволяет менеджеру разработать правила принятия решений в будущем… Непрограммируемые решения связаны с уникальными, неопределенными ситуациями, которые имеют важное значение для деятельности организации»2.
Необходимо отметить, что
любое решение не может иметь
чисто положительных
В различных организациях
различные решение могут
Процесс принятия решений – процесс психологический. Люди, принимая решения, не всегда принимают логичные решения. Решения варьируются от спонтанных до высокологичных. Поэтому процессы принятия решений делятся на имеющий интуитивный, основанный на суждениях и рациональный характер, хотя решение редко относится к какой-либо одной категории. «Интуитивное решение – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен"3. принятое только на основе того, что руководитель имеет ощущение того, что оно правильно. При этом руководитель не рассматривает все возможные варианты, не учитывает все их преимущества и недостатки и не нуждается в понимании ситуации.
Решения, основанные на суждениях, часто кажутся интуитивными, так как их логика не очевидна. Такое решение – это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях раньше для того, чтобы спрогнозировать результат альтернативных решений в существующей ситуации. Такой метод принятия решений обладает как положительными, так и отрицательными сторонами. Положительным является то, что действительно многие ситуации имеют тенденцию к повторению и применение такого метода принятия решений позволяет сэкономить время и деньги, так как решение принимается руководителем очень быстро и без сбора дополнительной информации и ее анализа. Однако такие решения принимаются на базе здравого смысла, который в истинном его понимании встречается очень редко. Кроме того, информация, на основе которой принимается данное решение, может быть искажена потребностями людей и другими факторами. Также суждения не позволяют принимать правильные решения в уникальных или абсолютно новых ситуациях, так как лицо, принимающее решение не обладает необходимым опытом для обоснования выбора. Так как суждение всегда опирается на опыт, оно смещает ориентацию принятия решения в направление, знакомое руководителю по предыдущим ситуациям. Это может привести к тому, что руководитель упустит новые альтернативы.
«Рациональное решение – продуманное, взвешенное решение, принятое на основе выбора, сравнения вариантов и учета многих факторов; выгодное целесообразное решение»4.
Кроме всего вышеперечисленного на процесс принятия решений влияют такие факторы как личностные оценки руководителя, среда принятия решений, информационные ограничения, поведенческие ограничения и т.д.
Факторы, связанные со средой принятия решений - это риск и неопределенность. Объектом управленческого решения являются проблемы, связанные с разрешением теоретических и практических вопросов.
«Принимаемое менеджером управленческое решение должно отвечать следующим требованиям:
Глава 2. Особенности принятия управленческих решений в условиях неопределенности
2.1 Понятия и сущность неопределенности
Что такое неопределенность? Неопределенность проявляется в параметрах информации на всех стадиях ее обработки. Неопределенность трудно измеряется, обычно ее оценивают качественно типа больше или меньше, например неопределенность информации составляет 30 %.
Обычно неопределенность
связывают с разработкой
Неопределенность – основная причина появления рисков. Поэтому уменьшение объема неопределенностей, вызывающих риски потерь, составляет важную задачу как руководителей, так и специалистов.
Если имеются несколько решений, следующих друг за другом, то риски предшествующих решений становятся неопределенностями для последующих (рис. 2).
Неопределенность
наводнения вызвали оседание
фундамента нового здания, и поэтому
досрочную сдачу объекта
Решений, принимаемых в условиях абсолютной определенности, в реальной жизни быть не может. Однако существуют ситуации, когда решение принимается в условиях почти полной определенности. Например,
решение о вложении нераспределенной прибыли в ценные бумаги государства. В данном случае менеджер точно знает размер вкладываемой суммы, может выбрать сроки вложения, рассчитать доходность и может точно подсчитать планируемую прибыль от данного вложения и сроки ее получения. Государство может не выполнить свои обязательства
только при возникновении чрезвычайных обстоятельств, вероятность возникновения которых очень мала.
В странах с развитой стабильной экономикой менеджер может также точно рассчитать затраты на производство определенного вида изделий на ближайшую перспективу. Это возможно, потому что постоянные издержки, стоимость материалов и рабочей силы известны или могут быть рассчитаны с высокой степенью точности.
Однако, на практике решения, принимаемые в условиях полной неопределенности, также практически не встречаются. Это происходит потому, что в любом случае можно либо собрать некоторую дополнительную релевантную информацию («Релевантная информация — та информация, которая необходима для решения данной задачи»7) и еще раз проанализировать ситуацию, либо принять решение на основе суждений, интуиции, анализа накопленного опыта руководителя, что также уменьшает неопределенность. Наибольший потенциал неопределенности встречается в социокультурной, политической и наукоемкой среде.
Ярким примером принятия решений в условиях неопределенности может быть решение о разработке нового очень сложного оборудования. Причина в том, что на разработку требуется длительное время, а за это время конкурентами может быть создано более эффективное оборудование или могут быть совершены открытия, исключающие применение
разрабатываемого оборудования. В реальной практике неопределенность рассматривается как единое целое. Неопределенности разделяются на две
группы: объективные и субъективные. Объективные не зависят от руководителя или специалиста, разрабатывающих решение, при этом источник неопределенностей находится вне организации. Субъективные неопределенности возникают из-за профессиональных ошибок, упущений. Источники неопределенностей находятся внутри организации. Специалисту нужно научиться уменьшать субъективные неопределенности.
2.2 Уровни неопределенности, причины, задачи специалиста для снижения неопределенности
«Неопределенности подразделяются на несколько уровней:
Информация о работе Особенности принятия управленческих решений в условиях риска