Особенности Российского менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 11:13, реферат

Описание работы

Для достижения этой цели обществу необходима обновленная система ценностей, отвечающая традициям России и требованиям современности: свобода, ответственность, доверие, высокая ценность личности. Своей цели нужно добиваться за собственный счет и собственными усилиями. Путь к процветанию - добросовестный труд, честная конкуренция, сознательная законопослушность.
При этом, масштаб задач по созданию и подготовке российского менеджмента просто огромен. Для примера в форме федеральных государственных унитарных предприятий ныне существует 14 тыс. предприятий, в форме учреждений - 23 тысячи.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 61.81 Кб (Скачать файл)

4)       микроотделы новых рискованных инициатив (нововведение имеет неопределенную стратегическую значимость, но при этом сильно связано с основным производством);

5)       независимые хозяйственные единицы (нововведение имеет неопределенную стратегическую значимость и совершенно не связано с основным производством).

На  государственном уровне, устанавливаются  образцы, нормы социального действия и поведения, осуществляется контроль за их выполнением, а также координация и взаимодействие различных секторов экономики.

Почему  необходимы государственное управление, прогнозирование и регулирование? В системе вертикального взаимодействия функционируют различные формы  собственности. Разнообразие форм собственности  предопределяет различие целей функционирования, единство и различие интересов субъектов и объектов, как государственного управления, так и менеджмента в коммерческих, негосударственных структурах.

Формирующаяся система организационно-управленческих, социально-экономических и межличностных отношений в различных формах собственности характеризуется существенным различием как по сути, так и по содержанию. Поэтому при выборе модели мотивационного механизма и государственного управления и менеджмента горизонтальных структур необходимо выявить структуру организационно-управленческих отношений, определяя потребности, стимулы и мотивы субъектов и объектов.

В результате изменений на западном рынке, появились новые типы технологий, и ускорилась их обновляемость. Уже  сейчас более быстрое обновление некоторых видов товаров становится характерным и для российского  потребительского рынка.

Стихийная сила рынка не в состоянии обеспечить эффективное функционирование экономики, а тем более развитие современного конкурентоспособного производства. Сама жизнь требует соответствующего централизованного и прогнозируемого развития экономики.

Современное производство глубоко дифференцировано и диверсифицировано в различных  отраслях, специализирующихся на выпуске  определенной продукции. Но по мере дифференциации, возникновения все новых и новых отраслей возрастает роль межотраслевой координации, кооперирования связей, причем не только отраслей, но и экономических районов и территорий. Естественно, что ни отдельный собственник, ни даже крупная корпорация не в состоянии эффективно реализовать объективную тенденцию централизации. Эта тенденция и находит свое выражение в государственном управлении и регулировании.

В условиях современной научно-технической  революции уже существуют и возникают вновь такие отрасли производства, техники и науки (атомная энергетика, электроника, космическая техника и др.), организовать и усиленно развивать которые в рамках собственности отдельной корпорации, не говоря уже об отдельном собственнике, невозможно. Здесь нужно объединение, концентрация огромных средств и материалов, усилий больших коллективов ученых, инженеров, рабочих. Система государственного управления является тем органом, который вынужден брать на себя эти сложные, динамически развивающиеся, подчас противоречивые функции.

Теория  и практика современного менеджмента  в России еще не освоены, а отечественные менеджеры пока не овладели должным образом передовым опытом.

Капиталовложения  сами по себе не дают оптимального эффекта. Качество продукции и производительность труда рабочих зависят от качества современного менеджмента. Профессиональные менеджеры определяют, изучают и анализируют проблемы. Они с головой уходят в специализацию, стандартизацию, эффективность, производительность и оперирование цифрами. Однако они идут на всякие увертки, когда надо принимать сложные решения. Иногда они жалко выглядят, когда им поручают добиться прибыльности, обеспечить нормальную работу и продвинуть организацию на новые рубежи. Менеджеры слишком мало занимаются своими рабочими, они их побаиваются.

Стандартное образование больше не обеспечивает будущих высших руководителей (президентов) глубоким практическим знанием производственно-технологической  базы их компаний. Им нужны финансовые, юридические, социально-психологические и другие знания. Остроту проблемы усугубляют утрата перспективы и отсутствие чувства целостности системы. Менеджерам не хватает гуманитарного образования, широты взглядов, чувства истории.

По  мере того как менеджеры продвигаются по служебной лестнице, их собственные  интеллектуальные способности совершенствуются, а в характере переплетаются очень разные, порой противоположные черты: стремление к сотрудничеству и конкуренции, лаконичность стиля руководства и нетерпимость к бюрократизму, склонность к риску и трезвый расчет и т.д. Однако все это касается в основном интеллектуально-волевых, а не эмоционально-душевных качеств, т.е. тех черт личности, которые необходимы руководителю для правильного общения с людьми.

Решающее  значение для выявления сущности менеджмента имеет собственность, которая в настоящее время  тесно связана с ходом приватизации. Приватизация означает приобретение юридическими или физическими лицами у государства и местных органов управления в частную собственность: предприятий и их подразделений; материальных и нематериальных активов предприятий; долей, паев, акций государства и местных органов управления в капитале акционерных обществ и товариществ; долей паев, акций приватизируемых предприятий в капитале иных АО и товариществ, предприятий с участием иностранного капитала, коммерческих банков, концернов, союзов и других объединений предприятий.

Приватизация  осуществляется несколькими способами: продажей акций акционерного общества открытого типа; продажей предприятий  на аукционе; продажей предприятий  по коммерческому конкурсу; инвестиционными торгами; продажей активов ликвидируемых и ликвидированных предприятий; выкупом арендованного имущества.

Целями  приватизации являются: создание слоя частных собственников; повышение эффективности работы предприятий; социальная защита работников; содействие финансовой стабилизации; создание конкурентной среды; демонополизация и привлечение иностранных инвестиций.

Важная  роль в решении этих задач принадлежит  менеджменту и профессионалам-менеджерам. Для наглядности взаимодействие собственника (правления, директората), исполнительного директора (главного менеджера), производственного менеджера и финансового менеджера покажем на схеме (рис. 1.2). Их отношения регулируются контрактами, тем не менее большую роль играют личные контакты, взаимное доверие, стремление к сотрудничеству и процветанию корпорации.

Действия  предпринимателя определяются главным  образом поведением поставщиков, потребителей и конкурентов, а действия финансового менеджера — поведением инвесторов, акционеров, кредиторов (включая коммерческие банки, финансовые органы, в том числе налоговые инспекции, страховые компании).

Собственник или лица, уполномоченные собственником  управлять его имуществом, в соответствии с законом и учредительными документами решают вопросы создания предприятия, определяют цели его деятельности, реорганизации и ликвидации, осуществляют контроль за эффективностью использования и сохранностью имущества, распоряжаются финансовыми ресурсами и проводят самостоятельную финансовую политику.

Предпринимательская деятельность может осуществляться как самим собственником, так  и субъектом, управляющим его  имуществом на праве полного хозяйственного ведения с установлением пределов такого ведения собственником имущества. Отношения субъекта, управляющего предприятием, и собственника имущества регламентируются контрактом.

Контракт  на ведение предпринимательской  деятельности, заключаемый предпринимателем и собственником имущества, определяет взаимные обязательства сторон, устанавливает ограничения прав использования имущества и осуществления отдельных видов деятельности.

В том случае, когда предприниматель  и собственник — одно лицо, ему  принадлежит право ведения предпринимательской  деятельности путем учреждения и  приобретения предприятия, найма и  увольнения работников, полного распоряжения прибылью после выполнения обязательств перед бюджетами и банками.

Менеджеры в своей деятельности руководствуются  следующими организационно-экономическими принципами.

1. Равенством производителей (продавцов)  и потребителей (покупателей) перед  внешними факторами.

2. Равновесием цен (курсов, процентных  ставок) на основе сбалансированности  спроса и предложения.

3. Экономическим регулированием самостоятельных  действий субъектов рыночных  отношений (производителей, продавцов,  посредников, потребителей, покупателей).

4. Использованием юридических законов  для экономического регулирования.

5. Наличием конкуренции как условия  экономического прогресса и экономического  регулирования.

2.   Отношения государственного управления и менеджмента.

Управление  появилось, во-первых, с разделением  и специализацией труда; во-вторых, с необходимостью организации коллектива для достижения какой-либо цели; в-третьих, с необходимостью в защите и охране социума, в установлении определенного законопорядка, в координации и регулировании развития различных сфер деятельности и т.д.

Существует  ли взаимосвязь государственного управления и менеджмента? Хотя значения русского слова «управление» и английского «менеджмент» близки, их нельзя трактовать однозначно — следует учитывать макро- и микроэкономические подходы, принципы и методы хозяйствования.

Принципиальные  различия в трактовке и применении этих понятий доступны, правда, только в основном, управленцам-практикам  и ученым, изучающим историю развития управленческой мысли. Крайне важно  разобраться в их происхождении, сути, содержании, а также в их взаимосвязи и различии (табл. 1.1).

Понятие управления вообще и государственного управления в частности намного шире принятого понятия «менеджмент» в США, Европе, Японии. Государственное, а тем более социальное управление, применяется к самым различным видам человеческой деятельности.

Имеются три основные области, сферы управления:

1)           управление системами машин, технологическими процессами и вообще процессами, имеющими место при целенаправленном воздействии человека на природу;

2)           управление деятельностью коллективов, решающих ту или иную задачу;

3)           управление процессами, происходящими в живых организмах.

Система государственного управления России имеет  дело с социально-экономическими процессами, происходящими в многоукладной экономике, — в государственном, смешанном, частном секторе, а также в общественных некоммерческих организациях, применяя специфические, методы регулирования, своеобразные экономические и организационные способы мотивирования и регулирования поведения различных структур хозяйствования в системе рыночных отношений.

3.       Разграничение сфер деятельности между государственным и рыночным секторами экономики.

В условиях реформирования системы управления проблема разграничения сфер деятельности между государственным и рыночным секторами экономики приобретает особую актуальность. Возможно ли ввести приемы и методы работы рыночного сектора в государственную сферу и до какой степени такое возможно? Мнения практиков и ученых разделились. Одни отстаивают мнение о неприменимости методов рыночного сектора для государственной сферы, другие делают упор на черты сходства между ними, высказывая мнение, что любые различия между рыночным сектором и государственной сферой будут постепенно стираться.

Сторонники  мнения о неприменимости методов  деятельности рыночного сектора к государственному приводят следующие аргументы:

• государственные учреждения и организации  не испытывают на себе влияния конкуренции  и не имеют никаких стимулов для  снижения затрат и повышения эффективности;

• цели деятельности в государственной  сфере — служить обществу, сохранять  законность и порядок, бороться с  бедностью, повышать благосостояние населения  и др.;

• государственные учреждения и организации  гораздо больше подвержены влиянию  со стороны политиков, групп давления, избирателей — тех, кто так  или иначе заинтересован в  деятельности государственного сектора;

• функции государственной сферы  ограничиваются законотворчеством;

• государственная деятельность основана на налогообложении, а не на плате  за ее услуги;

• определенные виды деятельности должны обеспечиваться только государством (оборона, правопорядок, социальная сфера и  др.) и не могут быть отданы на откуп  рынку.

Сторонники  конвергенции государственной сферы  и рыночного сектора считают, что различия между ними будут стираться, и это уже проявляется в следующем:

• государственные учреждения начинают взимать плату за некоторые услуги;

• рыночный сектор тоже заинтересован  в решениях, принимаемых политиками, особенно тогда, когда некоторые  фирмы сталкиваются с повышением затрат и снижением продаж;

• деятельность рыночного сектора  также ограничивается законодательны-ми актами;

• имеет место партнерство государственной  сферы и рыночного сектора  на местном уровне, например в работе по улучшению коммунального хозяйства.

Все это свидетельствуют о том, что  зачастую провести четкое разграничение  между государственной сферой и  рыночным сектором довольно трудно. Целесообразнее сравнивать их организационные аспекты (размер, процесс принятия решений, структуру, стиль и методы управленческой деятельности и др.).

Анализ  зарубежной практики показывает, что  сравнение государственной сферы и частного сектора нужно делать с большой осторожностью. В частном секторе существует прямая связь между коммерческим успехом и качеством предоставляемой клиенту услуги. Государственные же учреждения находятся в гораздо более сложном положении, по многим параметрам весьма отличающемся от положения частного сектора.

В принципе, предоставление услуг государственными учреждениями, характер этих услуг, способ их предоставления не находятся в зависимости от фактора рынка. В подобных обстоятельствах соотношение между общественными ожиданиями и уровнем предоставляемых государственными учреждениями и организациями услуг определяется на основе политической оценки социальных и экономических приоритетов. Поэтому напрашивается вывод: лица, исполняющие свои функции от имени государства, профессионально ответственны за то, чтобы выполнять свою работу с как можно более высоким качеством при имеющихся ресурсах.

Информация о работе Особенности Российского менеджмента