Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 23:58, реферат
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления.
Введение……………………………………………………………….……….…3
1. Основные исторические предпосылки возникновения американского
менеджмента……………………………………………………….………5
1.1. Факторы, оказавшие влияние на формирование американской модели менеджмента………………………………………….……………....5
1.2. Создатели американского менеджмента……...………………….....7
2. Особенности современногоамериканского менеджмента….…………….12
2.1. Американская деловитость и умение организовывать…….……....12
2.2. Обеспечение компетентности персонала, развитость индустрии совершенствования менеджмента………..…………………..……..16
2.3.Стратегия и управление производством в американских фирмах...19
3. Сравнительный анализ американского и японского менеджмента…..26
3.1.Кадровая политика…………………………………………….……...26
3.2.Оплата и стимулирование труда …………………………………….30
3.3. Основные тактические задачи……………………...……………….32
3.4.Стиль управления…………………………………………………..…34
Заключение…………………………………………………………………...36
Список использованных источников………...……………..........................38
Первая консультационная
фирма «Артур Д'Литлл» (одна из крупнейших
в настоящее время) появилась
в США в 1881 году и начала предоставлять
услуги в области бухгалтерского
учета. Одним из первых профессиональных
консультантов в области
Консультативные фирмы, наряду со своей основной деятельностью, также ведут работу, связанную с повышением квалификации персонала тех структур, в которых намечено использовать новые системы, формы и методы. Некоторые из этих фирм имеют учебные центры, которые организуют специальные курсы, семинары и лекции для персонала компаний-клиентов.
В самих американских компаниях используются два вида повышения квалификации персонала – в рамках данной компании (на рабочем месте) и за пределами компании (вне рабочего места). Такой подход используют компании и в других странах, в том числе и в современной России.
Таким образом, весь этот «мощный
образовательный кулак» обеспечивает
требуемый уровень
Прошлой и нынешней практикой
управления доказано, что конкурентоспособность
любой структуры берет свое начало
в компетенции ее персонала. И
закономерность здесь неумолимая –
выживает и будет выживать тот, кто
постоянно учится. Прав был В. И. Ленин,
оставляя последующим поколениям магическую
фразу или образец для
2.3. Стратегия и управление производством в американских фирмах
В США поставщик поставляет
комплектующие изделия в
Важный принцип, обеспечивающий
лидирующее положение американских
фирм в мировой экономике, - комплексный
контроль качества (так называемая
концепция «делать с первого
раза»). В соответствии с этой концепцией
качество обеспечивается путем включения
ответственности за качество в каждую
должностную инструкцию или описание
работ производственного
Еще один стратегический принцип
американского производства заключается
в комплексном профилактическом
обслуживании. В большинстве отраслей
американской промышленности текущее
содержание и профилактика оборудования
выполняются силами специальной
ремонтно-профилактической службы. Все
вышеперечисленные особенности
американского менеджмента
2.3.1.Иерархическая
модель управления
В американской фирме специализация трудовых знаний на уровне цеха объединена с иерархической координацией различных цехов со стороны менеджеров.
В традиционной модели иерархической
организации, присущей преимущественно
американским фирмам, прежде всего, имеет
место разграничение процесса принятия
стратегических деловых решений
и оперативных решений. Первый касается
деловых решений фирмы, которые
определяют основные направления ее
функционирования. После выработки
первых, фирма принимает оперативные
решения для адаптирования
Основной принцип такой
иерархической координации
1. Каждая функциональная
единица имеет не более одного
прямого начальника и не
2. Только одна единица
(центральный отдел) является
начальником любой другой
Однако, иерархическая координация, основанная на жестком разграничении контроля и функционирования, равно как и специализация трудовых заданий, может потерять значительную часть своей эффективности, особенно в тех отраслях промышленности, где ассортимент товаров велик и производственный процесс включает в себя множество стадий.
Традиционный подход в
американской автомобильной промышленности
заключался в установлении объёмов
производства в соответствии с рыночным
"прогнозом" и затем определении
цены - при помощи скидок, уступок
и свободы выбора - на том уровне,
по которому реальный рынок будет
принимать произведённую
В американской фирме организация
работы цеха и задача межцеховой координации
основываются на принципе «подходящий
человек на правильном месте» (экономия
от специализации). В тоже время американские
фирмы недавно начали обращать серьёзное
внимание на межфункциональные
2.3.2.Рынок труда
Разделение труда (его
специализация) в США является важным
фактором производительности труда
операционных работников. Специализация
труда просматривается и
Американская фирма стремится
к эффективности, достигаемой путем
высокой специализации и
Американская фирма и профсоюз пришли к соглашению о том, что продвижение от одного уровня к другому в иерархии рабочих мест, а также перемещение работника от более высокого уровня к более низкому, в случае сокращения численности работников, должно основываться на двух критериях – заслугах и трудовом стаже работника. Однако на практике критерий трудового стажа в большинстве случаев является основным.
2.3.3.Оплата труда
Известно, что оплата за труд является одним из важнейших стимулов для работников при реализации намеченных планов предприятия. Оплата труда обеспечивает связь между результатами труда и его процессом
Американская фирма
Конечно, существует угроза
несправедливого решения при
оценке начальником заслуг подчиненного.
Но контроль со стороны профсоюза
работников предприятия и централизация
кадров от службы могут отчасти смягчить
этот нежелательный эффект. Во-первых,
процедура оценки заслуг формализована
и стандартизована отделом
Выплаты, зависящие от должности работника, находятся в тесной связи с выплатами, зависящими непосредственно от работника, хотя в принципе определяются по американской схеме оценки трудовых заданий. В дополнение к выплатам по контракту работники получают 25% надбавку за любую сверхурочную работу и дважды в год премии.
Оплата труда - основной мотив трудовой деятельности и денежный измеритель стоимости рабочей силы.
2.3.4.Профсоюз в американской компании
Правовая основа организации
профсоюза в США коренным образом
отличается от японской. В США члены
рабочей группы, официально набравшие
большинство голосов на выборах,
проходящих под контролем Национального
совета по трудовым отношениям (National Labor
Relation Board), получают право от местного
отделения профсоюза
В США наилучшая стратегия
для отраслевого профсоюза с
целью обеспечения поддержки
большинства отдельных членов заключается
в предоставлении интересов среднего
избирателя по соответствующему вопросу.
Этот факт объясняет то, почему американский
профсоюз занимается больше вопросами
заработной платы, чем предоставлением
гарантий занятости, до тех пор пока
нет реальной угрозы массовых увольнений.
При использовании правила
3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ ЯПОНСКОГО И
Для более глубокого понимания особенностей американского стиля управления представляется целесообразным рассмотреть главные различия в самом подходе к формированию системы управления производственной организацией и к осуществлению управленческой деятельности в американской и японской школах менеджмента.
3.1. Кадровая политика
Кадровая политика в фирмах США обычно строится на более или менее одинаковых принципах по следующим направлениям.
Американские фирмы, использующие традиционные принципы отбора кадров при приеме на работу, основное внимание уделяют специализированным знаниям и профессиональным навыкам. Общими критериями по подбору кадров являются: образование, практический опыт работы, психологическая совместимость, умение работать в коллективе.
В американских фирмах делается ориентация на узкую специализацию менеджеров, так же как и инженеров и ученых. Американские специалисты, как правило, профессиональны в узкой области знаний и поэтому продвижение их по иерархии управления происходит только по вертикали, что означает, что финансист будет делать карьеру только в этой области. Это ограничивает возможности продвижения по уровням управления, что обусловливает текучесть управленческих кадров, их переход из одной фирмы в другую.
В американских фирмах при
приеме на работу потенциальные кандидаты
проходят тестирование для выявления
профессиональной подготовки. Обычно
каждая фирма разрабатывает свои
критерии отбора и порядок найма
работников. После приема на работу
проводится процедура введения в
должность, когда работника знакомят
с его обязанностями в
В японских фирмах придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке фирмы, а не по отдельным ее функциям. Поэтому при повышении квалификации руководитель отдела или подразделения выбирает для освоения новую сферу деятельности, в которой он раньше не работал. Японские фирмы в качестве критериев применяют: совмещение профессий, способность работать в коллективе, понимание значения своего труда для общего дела, умение решать производственные проблемы, увязывать решение различных задач, писать грамотные записки и умение чертить графики.
В Японии существует своя специфика в управлении персоналом, так можно выделить следующие основные принципы японского типа управления:
а) переплетение интересов и сфер жизнедеятельности фирм и работников: высокая зависимость работника от своей фирмы, предоставление ему значительных специальных гарантий и благ в обмен на преданность фирме и готовность защищать ее интересы;
б) приоритет коллективного
начала перед индивидуализмом, поощрение
кооперации людей внутри фирмы, в
рамках разного рода небольших групп,
атмосфера равенства между
3.1.1. Контроль и
оценка результативности
Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющими осуществляться на каждом этапе деятельности организации..
Информация о работе Особенности современного американского менеджмента