Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 23:58, реферат
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления.
Введение……………………………………………………………….……….…3
1. Основные исторические предпосылки возникновения американского
менеджмента……………………………………………………….………5
1.1. Факторы, оказавшие влияние на формирование американской модели менеджмента………………………………………….……………....5
1.2. Создатели американского менеджмента……...………………….....7
2. Особенности современногоамериканского менеджмента….…………….12
2.1. Американская деловитость и умение организовывать…….……....12
2.2. Обеспечение компетентности персонала, развитость индустрии совершенствования менеджмента………..…………………..……..16
2.3.Стратегия и управление производством в американских фирмах...19
3. Сравнительный анализ американского и японского менеджмента…..26
3.1.Кадровая политика…………………………………………….……...26
3.2.Оплата и стимулирование труда …………………………………….30
3.3. Основные тактические задачи……………………...……………….32
3.4.Стиль управления…………………………………………………..…34
Заключение…………………………………………………………………...36
Список использованных источников………...……………..........................38
По-разному в американских и японских фирмах осуществляются контроль и оценка результативности действий работников. Так, в японской фирме цели чаще всего формулируются в самом общем виде и отражают главным образом стратегию компании на данном временном отрезке. Работа же сотрудников оценивается не за короткие, а за более длительные временные промежутки и, как правило, на групповой основе. Считается также, что, понимая стратегические цели компании, каждый из сотрудников должен сам для себя ставить оперативные цели, реализация которых обеспечит достижение наиболее важных стратегических установок. Высокий уровень самостоятельности, предоставляемый каждому работнику японской компании, реализуется не только за счет сознательности, «преданности» компании и тому подобных «духовных ценностей», но и тем, что на каждого работника японской компании воздействует развитая и тщательно продуманная система стимулов, как материальных, так и моральных. Этому также способствует то, что каждый работник практически отождествляет себя со своей группой, находится на виду перед всеми членами этого микро коллектива, внутренняя деятельность которого при внешней сплоченности характеризуется высоким уровнем конкуренции, а система оценки индивидуального поведения ориентирована на обеспечение гармоничных действий группы.
Повышенную эффективность отдачи стимулирует также система оценки и продвижения работников. В условиях действия системы долгосрочного найма и медленного продвижения оценка деятельности каждого осуществляется не столько его непосредственным (линейным) начальником, сколько группой руководителей, с которыми данный работник взаимодействует в процессе своей производственной деятельности. Таким образом, осознавая перспективу продвижения только через достаточно длительный период времени, каждый сотрудник стремится проявить себя с самой лучшей стороны, так как в противном случае процесс продвижения может быть сильно замедлен, а работника подвергнут если не увольнению, то скрытой дискриминации.
В американских фирмах управляющий
имеет больше полномочий организовать
процесс управления таким образом,
как считает нужным. Он может по
своему усмотрению концентрировать
на себе или делегировать в рамках
своей компетенции право
В Японии в условиях групповой
ответственности за результаты управленческой
деятельности управляющий не может
по своему усмотрению манипулировать
процессом делегирования
3.1.2. Подготовка
и переподготовка кадров
В современных условиях подготовке и переподготовке кадров менеджеров придается важное значение, как на официальном уровне, так и на уровне отдельных фирм.
Каждая компания практически имеет свою собственную систему переподготовки. Новые сотрудники обязаны проходить переподготовку ежегодно, вследствие чего процесс обучения идет непрерывно.
В 1985 г. в США было затрачено 60 млрд. долл. на все формы обучения менеджменту, в том числе 13 млрд. долл. на повышение квалификации менеджеров.
Японские фирмы тратят на обучение в расчете на одного занятого в три- четыре раза больше, чем американские. В Японии непрерывное образование является частью процесса труда, на который каждый занятый тратит примерно 8 часов в неделю, в том числе 4 часа за счет рабочего времени и 4 часа - за счет личного.
Основой японской системы профессионального обучения в фирмах является концепция «гибкого работника». Ее целью являются отбор и подготовка работника не по одной, а, по крайней мере, по двум-трем специальностям, а затем повышение квалификации на протяжении всей жизни.
3.2. Оплата и стимулирование труда
В США система оплаты труда
предусматривает следующее:
- рабочие получают повременную
оплату, что связано с высоким
уровнем механизации труда,
- минимальная оплата труда регулируется законом;
- при определении среднего уровня оплаты фирмы следят, чтобы она не была ниже, чем у других фирм в данном географическом районе;
- абсолютные размеры заработка
зависят от квалификации
- повышение заработка
обычно производится ежегодно
для всех работников, чья работа
оценивается положительно. Аттестация
работников проводится
- размеры заработков инженерно-
- премии выплачиваются
обычно только высшему
В большинстве американских
фирм системы оплаты труда отличаются
негибкостью, не обладают достаточным
мотивационным эффектом и слабо
стимулируют повышение
По некоторым оценкам,
в 30% американских корпораций, входящих
в первую тысячу крупнейших фирм США,
установлены специальные
Считается, что высший управленческий персонал в США имеет значительно более высокие доходы, чем в других странах, по отношению к работникам. Если соотношение между заработной платой президента и неквалифицированного рабочего в США составляет 20:1 (в автомобильной промышленности 36:1), то в Японии - 8:1.
Гибкие системы оплаты труда основаны на участии работников в прибылях фирмы или в распределении доходов.
В США используются различные программы участия работников в прибылях, в частности, для образования пенсионных фондов; оплаты труда менеджеров; для разовых премиальных выплат по итогам года, величина которых зависит от объема полученной фирмой прибыли.
Система распределения доходов
предполагает создание определенного
механизма распределения
Крупные американские фирмы,
перешедшие на гибкую систему оплаты,
иногда используют одновременно обе
системы: на уровне фирмы или производственного
отделения - систему участия в
прибылях; на уровне заводов, отделов
– систему распределения
Практика показывает, что
использование гибких систем позволяет
значительно повысить уровень оплаты
труда при одновременном
3.3. Основные тактические задачи
Американские компании в
качестве основной тактической задачи
выделяют ускорение оборота
Японские компании в качестве
основных целей оперативного характера
выделяют обычно расширение доли рынка
и увеличение доли новых товаров
в общем объеме выпускаемой продукции,
что, по мнению руководителей этих компаний,
должно обеспечить повышение
Для американской компании в соответствии с выбранными тактическими целями (ориентация на текущую прибыльность) характерна преимущественная ориентация на максимальную гибкость системы управления в плане распределения и перераспределения всех видов ресурсов для повышения прибыли в краткосрочном разрезе.
В отличие от этого ориентация японских компаний на максимизацию прибыли в долгосрочной перспективе приводит к тому, что аппарат управления компании формируется на принципах, предусматривающихдолгосрочное аккумулирование управленческих ресурсов, универсальную подготовку и переподготовку управленческих кадров с их привязкой к данной компании в течение длительного периода времени.
Различия в тактических установ
Японские компании наибольшую долю средств выделят на проведение фундаментальных исследований и разработок, а также работы по созданию принципиально новых образцов продукции. В результате, хотя в абсолютном выражении период оборота этой части финансовых средств затягивается, изготовление принципиально новых товаров дает возможность японским компаниям выпускать более конкурентоспособную продукцию и тем самым резко увеличивать объем прибыли. Анализ ситуации на капиталистических рынках весьма отчетливо показывает преимущества тактики, используемой японскими компаниями в конкурентной борьбе.
3.4.Стиль управления
Принципиально важным моментом, определяющим подход к практике управления, является то, что традиционно американские управляющие были ориентированы на некие индивидуальные ценности и результаты, в то время как японский подход заключается в обеспечении эффективной деятельности группы, а не отдельного работника. При этом вся управленческая деятельность в американских компаниях базируется на механизмах индивидуальной ответственности, оценке индивидуальных результатов, выработке четких, количественно выраженных и, как правило, краткосрочных целей. Идеальный американский управляющий обычно предстает в виде лидера—сильной личности, замыкающей на себя весь процесс управления и способной заставить своих подчиненных интенсивно работать выполнять поставленные перед ними конкретные цели.
Стиль управления, который
преобладает в японских компаниях,
ориентирован на групповую деятельность.
Упор при осуществлении управленческих
воздействий делается на включение каждого,
в том числе и руководителя, в деятельность
группы. При этом создаются условия
и принимаются специальные меры по налаживанию
горизонтальных связей и механизмов координации
как внутри групп, так и между всеми группами
в масштабах компании, что значительно уменьшает
Японский управляющий должен
не только понимать характер своих
подчиненных, но и использовать их психологические
особенности для интенсификации труда,
не показывая при этом своего превосходства,
а наоборот старательно демонстрируя
полное (однако, показное) равенство и
личную заинтересованность в успехах
каждого члена руководимой имгруппы.
Исходя из этого основной задачей японского
менеджера является способность не заставлять подчиненных
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Информация о работе Особенности современного американского менеджмента