Особенности управления инновационным проектом в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей контрольной работы является изучение особенностей управления инновационным проектом в организации. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие взаимосвязанные задачи:
Рассмотреть понятие и основные элементы инноваций и инновационного проекта;
Раскрыть стадии управления инновационным проектом;
Изучить и раскрыть функции менеджера в сфере инновационной деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
1. Понятие и основные элементы инноваций и инновационного проекта…. 5
2. Стадии управления инновационным проектом…………………………… 10
3. Функции менеджера в сфере инновационной деятельности……………... 14
Заключение……………………………………………………………………… 18
Список литературы……………………………………………………………... 21

Файлы: 1 файл

Менеджмент кон раб.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

        Регулярные инновации консервируют как продуктово-технологические возможности, так и рыночные связи. Данный тип инноваций имеет место тогда, когда происходит совершенствование продуктов и технологий, например, с помощью прирастающих инноваций, которые приводят к закреплению предприятий на старых рынках.

 

Следующий класс инноваций:  

  • Стратегические инновации это инновации, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.         
  • Реактивные инновации это инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществленные конкурентом, т.е. эти инновации фирма вынуждена произвести вслед за конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынках.

        По масштабам распространения:     

  • Применяемые в одной отрасли на всех предприятиях, производящих однородный продукт.   
  • Применяемые во всех отраслях народного хозяйства.  

        По роли в процессе производства:

  • Основные продуктовые инновации создают новые рынки и лежат в основе новых отраслей.
  • Дополняющие продуктовые инновации – расширяют рынок в соответствующих областях.     
  • Основные технологические инновации составляют базис крупных технологических систем, а дополнительные технологические инновации развивают имеющие базисные технологии.
  • Восходящие инновации создаются на основе новых научных знаний.
  • Нисходящие инновации имеют в своей основе имеющуюся базу знаний и их коммерциализацию.

      Типизация  инноваций позволяет: 

  • осуществлять «привязку» к типу инноваций того или иного типа стратегии, иными словами – тип инновационной стратегии любого уровня зависит от преобладающего типа инноваций; 
  • конструировать экономические механизмы и организационные формы управления в зависимости от типа инноваций;
  • определять положение, формы реализации и продвижения на рынке, которые неодинаковы для различных типов инноваций.

Инновационный проект - это система взаимоувязанных целей и программ  их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно - конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям). Все мероприятия оформлены комплектами проектной документации и должны обеспечивать эффективное  решение  конкретной научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации. 

К основным элементам ИП относятся: цели, задачи, комплекс мероприятий, увязка их по ресурсам и исполнителям, по отдельным заданиям, темам, этапам, мероприятиям, исполнителям и т.д.

      При профессиональном подходе к разработке ИП все указанные компоненты могут быть уже отражены в протоколе намерений на создание и внедрение того или ИП.

       

 

2. Стадии управления  инновационным проектом

 

Выделяют четыре стадии управления инновационным проектом (ИП) (на предмет технической осуществимости).

      Первая концептуальная стадия, имеющая целью демонстрацию уровня и внедренческого потенциала концепции нового продукта, должна завершиться следующими результатами: 

  • описание концепции;
  • перечень планируемых технических характеристик и перспективных целей концепции;
  • предварительные оценки потенциальных препятствий для разработки, производства и сбыта нового продукта. (Для этого необходима следующая информация: по поиску и отбору научных идей, требований потребителей к продукции, услуге, тенденции развития рынка, анализ конкуренции и т.д.)    

Результаты информационных исследований позволяют выявить следующие  факторы, определяющие принятие управленческого  решения:       

  • разумность основных положений, на которых базируется практическое применение концепции;     
  • значимость концепции для предприятия, в частности, и национальной экономики в целом;   
  • соответствие концепции характеру производственного опыта предприятия, технологическим, ресурсным  и временным возможностям;    
  • наличие потенциальных заказчиков;  
  • преодолимость потенциальных производственных и рыночных барьеров.     

        Вторая стадия ИП – проверка технической осуществимости – имеет целью подтверждение планируемых характеристик нового продукта, услуги и отсутствие технических или экономических препятствий к его внедрению, которые не могут быть преодолены.  

        Результатами работы являются:       

  • стендовые модели или макеты;
  • характеристики действующих лабораторных моделей;
  • предварительные планы дальнейшей разработки, включающие в себя оценки затрат на продукт, услугу, предполагаемую стратегию маркетинга, оценки экологической безопасности и планов производства.         

         Если первая стадия состоит в основном из информационных исследований, то в другие стадии такие исследования входят обязательным компонентом, без которого любые эксперименты и расчеты не могут быть достаточными для принятия последующих решений.                                                                                                            

         На второй стадии проводятся, в частности, следующие информационные исследования: оценка технического уровня нового продукта; экспертиза нового продукта на патентную чистоту; исследование патентоспособности новых технических решений; исследование экологичности нового продукта; стоимостная оценка технологии производства нового продукта.  

Факторы для принятия управленческого  решения о целесообразности перехода к следующей стадии:      

  • техническая осуществимость;   
  • потенциальная безопасность и экологичность;
  • оценка возможных затрат:
  • наличие патентно-правовой охраны;
  • возможность нарушения чьих-либо патентных прав;
  • предполагаемая стратегия маркетинга.                                              

Третья стадия реализации ИП – разработка, имеет целью подтвердить, будет ли новый продукт иметь заявленные параметры (выводы делаются на основе испытаний технического прототипа или опытного технологического процесса). Результатам работы являются:       

  • характеристики основных материалов и комплектующих, необходимых для достижения намеченных эксплуатационных и коммерческих целей;
  • эксплуатационные характеристики опытного технологического процесса либо технического прототипа, пригодных для воспроизводства в дальнейшем  в увеличенном масштабе;
  • методы производства с указанием требуемых основных материалов и технологических процессов;
  • условия эксплуатационной безопасности и экологичности;
  • уточненная стратегия маркетинга с оценкой издержек предполагаемого полномасштабного производства.

       На этой стадии проводятся следующие информационные исследования:

  • оценка технического уровня нового продукта;
  • экспертиза нового продукта на патентную чистоту;
  • исследование патентоспособности новых технических решений;
  • исследование потенциального спроса и объема продаж.  

       Факторы для принятия управленческого решения на третьей стадии реализации инновационного проекта:

  • соответствие полученных эксплуатационных характеристик техническому прототипу, техническим требованиям;
  • потенциальная безопасность и экологичность;
  • оценка затрат на производство опытной партии;
  • наличие патентно-правовой защиты;
  • возможность нарушения чьих-либо патентных прав;
  • возможность зарубежного патентования;
  • планируемая стратегия маркетинга. (Наличие скрытой информации (ноу-хау) значительно повышает ценность коммерциализируемой технологии в сочетании с патентами)

          Четвертая стадия ИП – подготовка производства и рынка – имеет целью разработку промышленной технологии и оценку рыночной пригодности нового продукта путем производства, испытания, сертификации и пробных продаж опытного образца (опытной партии) и/или технологического процесса. Результатами работы являются:     

  • эксплуатационные характеристики нового продукта и технологического процесса для его изготовления;
  • данные о производстве нового продукта;
  • сертификация нового продукта;
  • перечень поставщиков материалов, комплектующих, узлов, агрегатов;
  • данные о производственной и экологической безопасности;
  • данные о пробных продажах новой продукции;
  • планы гарантийного и технического обслуживания;
  • планы производства запасных частей.

       На четвертой стадии продолжаются информационные исследования, которые проводились на предыдущей стадии ИП:

  • оценка технического уровня нового продукта;
  • экспертиза нового продукта на патентную чистоту;
  • исследование патентоспособности новых технических решений;
  • исследование потенциального спроса и объема проекта.

Информация о работе Особенности управления инновационным проектом в организации