Особенности управления инновационным проектом в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей контрольной работы является изучение особенностей управления инновационным проектом в организации. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие взаимосвязанные задачи:
Рассмотреть понятие и основные элементы инноваций и инновационного проекта;
Раскрыть стадии управления инновационным проектом;
Изучить и раскрыть функции менеджера в сфере инновационной деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
1. Понятие и основные элементы инноваций и инновационного проекта…. 5
2. Стадии управления инновационным проектом…………………………… 10
3. Функции менеджера в сфере инновационной деятельности……………... 14
Заключение……………………………………………………………………… 18
Список литературы……………………………………………………………... 21

Файлы: 1 файл

Менеджмент кон раб.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

      Факторы для принятия управленческого решения о промышленной и рыночной применимости:

  • приемлемость производственной технологии, а также расчетов соотношения цены и себестоимости;
  • приемлемость сроков  бюджета монтажных работ;
  • работоспособность процесса при полномасштабном производстве;
  • соответствие отраслевым стандартам безопасности, охраны труда и т.п.

        В начале четвертой стадии принимаются решения об участии в выставках, зарубежном патентовании и т.д.            

 

 

3. Функции менеджера в сфере инновационной деятельности

 

До середины ХХ века развитие соответствующих  отраслей было объектом изучения отраслевых экономик (промышленности, сельского  хозяйства, строительства, транспорта и пр.). Однако, по мере усложнения происходящих научно-технических и организационно-информативных изменений в обществе и производстве нововведения стали объектом изучения особой науки - инновационного менеджмента.

      Инновационный менеджмент - это межотраслевая экономическая дисциплина, изучающая процесс создания, освоения и распространения нововведений различной природы и сложности как части единого системного цикла: “научные исследования - техника и технология - производство - сбыт - обслуживание - инвестиции”.

      Ее объектом является, прежде всего, не производственная, а научная и инженерная деятельность.        

Стэндфордским научно-исследовательским  институтом предложена следующая классификация  отдельных стадий (фаз) создания и  коммерциализации новшеств:

  • фаза открытия – период, предшествующий изобретению; это стадия научных исследований;         
  • фаза творчества -  период между открытием и изобретением; это стадия прикладных исследований;
  • фаза воплощения – период между изобретением и началом разработок в широких масштабах;    
  • фаза разработки – время, необходимое для разработки; это стадия проведения опытно конструкторских работ;    
  • циклы технологических нововведений в конкретных областях;  
  • деловые циклы – циклы принятия нововведения потребителем.

        Данная классификация совершенно отчетливо подтверждает, что новшество, внедренное в практику, преломленное через систему научных действий, приобретает статус инновации.   

       Научная деятельность связана с получением новых знаний о законах развития природы, общества и самого человека, с хранением этих знаний и их распространением, а также с организацией взаимодействия между различными отраслями и областями знаний.

      Инженерная деятельность связана с применением имеющихся знаний для создания новой техники и новых технологий и для управления процессами их создания, эксплуатации и распространения.

     Научную и инженерную деятельность объединяет информационная деятельность, то есть получение, передача, обработка, хранение и предоставление различных сведений потребителям.

     Создание и освоение нововведений становится все более сложным делом, управление которым требует особых профессиональных знаний, так как всякое нововведение неизбежно нарушает налаженное функционирование производства, его сложившиеся технические, организационные и социальные связи и пропорции.

      Создание и освоение нововведений становится особой сферой трудовой деятельности, частью инфраструктуры общества в масштабах всего народного хозяйства и регионов (академическая и вузовская наука), отраслей (отраслевая наука) и предприятий (здесь служба управления развитием производства все чаще организационно отделяется, обособляется и централизуется в рамках объединения).

      Нововведения нуждаются в особых, только им присущих, формах и методах управления. В сфере нововведений преобладает умственный труд, связанный с созданием нового.

Труд в сфере нововведений носит  всеобщий характер, так как всякое открытие или изобретение опирается  на труд предшественников и кооперируется  с современниками.

     Количество труда, требуемое для получения определенного результата в сфере нововведений является неопределенным, носит вероятностный характер.

Результат также имеет вероятностный  характер, он зависит не только от суммы  ассигнований, но, в первую очередь, от квалификации и способности исследователей. 

Инновационный менеджмент предполагает выполнение менеджером следующих функций:

1) прогнозирование возможных направлений  внедрения инноваций в рамках  предполагаемой стратегии развития  производства. Оценка научно-практической значимости предлагаемых нововведений; 

2) предварительная оценка выбора  возможных вариантов инноваций  на основе стоимостных оценок  исходя из нормативных сроков  их внедрения;

3) планирование внедрения системы  инноваций для получения нового  качественного состояния объекта, где они должны внедряться;  

4) переквалификация, подбор и расстановка  кадров для каждого нового  ИП или его части;

5) организация внедрения системы  ИП, определение порядка внедрения  ИП;    

6) учет состояния, порядка внедрения, механизма расходования финансовых средств и т.д. по каждому ИП;

7) контроль внедрения утвержденных  ИП;

8) стимулирование активности участников  внедрения ИП;

9) регулирование процесса нормативного  внедрения инноваций для конкретного  объекта; 

10) координация процессов финансового обеспечения процедур внедрения ИП;

11) анализ организационного, программного, информационного, финансово –  экономического состояния внедренных  ИП с целью достижения выбранной  стратегии развития  объекта.

       Главной задачей менеджера является разрешение противоречий между наукой и производством. Наука ориентирована на постоянное обновление знаний, а производство, сбыт - стремятся к стабильности и устойчивости.

     Инновационный менеджмент относится к числу конкретно-экономических дисциплин. Его предметом хотя и не является какая-либо отрасль, но применительно к конкретной отрасли менеджер должен учитывать ее специфические особенности.

 

 

 

 

 

Заключение

 

По результатам проведенного в контрольной работе исследования можно сделать следующие выводы.

Инновация - результат творческой деятельности, направленной на получение социально-экономического эффекта в процессе создания производства и распространения принципиально новой конкурентоспособной продукции, технологии и новых методов организации производства.

Инновационный проект - это система взаимоувязанных целей и программ  их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно - конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям). Все мероприятия оформлены комплектами проектной документации и должны обеспечивать эффективное  решение  конкретной научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.

К основным элементам ИП относятся: цели, задачи, комплекс мероприятий, увязка их по ресурсам и исполнителям, по отдельным заданиям, темам, этапам, мероприятиям, исполнителям и т.д.

Выделяют четыре стадии управления инновационным проектом (ИП) (на предмет  технической осуществимости).

      Первая концептуальная стадия, имеющая целью демонстрацию уровня и внедренческого потенциала концепции нового продукта, должна завершиться следующими результатами:  описание концепции; перечень планируемых технических характеристик и перспективных целей концепции; предварительные оценки потенциальных препятствий для разработки, производства и сбыта нового продукта. (Для этого необходима следующая информация: по поиску и отбору научных идей, требований потребителей к продукции, услуге, тенденции развития рынка, анализ конкуренции и т.д.)            Вторая стадия ИП – проверка технической осуществимости – имеет целью подтверждение планируемых характеристик нового продукта, услуги и отсутствие технических или экономических препятствий к его внедрению, которые не могут быть преодолены. Результатами работы являются:        стендовые модели или макеты; характеристики действующих лабораторных моделей; предварительные планы дальнейшей разработки, включающие в себя оценки затрат на продукт, услугу, предполагаемую стратегию маркетинга, оценки экологической безопасности и планов производства.         

Третья стадия реализации ИП – разработка, имеет целью подтвердить, будет ли новый продукт иметь заявленные параметры (выводы делаются на основе испытаний технического прототипа или опытного технологического процесса). Результатам работы являются: характеристики основных материалов и комплектующих, необходимых для достижения намеченных эксплуатационных и коммерческих целей; эксплуатационные характеристики опытного технологического процесса либо технического прототипа, пригодных для воспроизводства в дальнейшем  в увеличенном масштабе; методы производства с указанием требуемых основных материалов и технологических процессов; условия эксплуатационной безопасности и экологичности; уточненная стратегия маркетинга с оценкой издержек предполагаемого полномасштабного производства.   

          Четвертая стадия ИП – подготовка производства и рынка – имеет целью разработку промышленной технологии и оценку рыночной пригодности нового продукта путем производства, испытания, сертифи-кации и пробных продаж опытного образца (опытной партии) и/или технологического процесса. Результатами работы являются:      эксплуатационные характеристики нового продукта и технологического процесса для его изготовления; данные о производстве нового продукта; сертификация нового продукта; перечень поставщиков материалов, комплектующих, узлов, агрегатов; данные о производственной и экологической безопасности; данные о пробных продажах новой продукции; планы гарантийного и технического обслуживания; планы производства запасных частей.

       Инновационный менеджмент предполагает выполнение менеджером следующих функций:

  • прогнозирование возможных направлений внедрения инноваций в рамках предполагаемой стратегии развития производства. Оценка научно-практической значимости предлагаемых нововведений; 
  • предварительная оценка выбора возможных вариантов инноваций на основе стоимостных оценок исходя из нормативных сроков их внедрения;
  • планирование внедрения системы инноваций для получения нового качественного состояния объекта, где они должны внедряться;  
  • переквалификация, подбор и расстановка кадров для каждого нового ИП или его части;
  • организация внедрения системы ИП, определение порядка внедрения ИП;    
  • учет состояния, порядка внедрения, механизма расходования финансовых средств и т.д. по каждому ИП;
  • контроль внедрения утвержденных ИП;
  • стимулирование активности участников внедрения ИП;
  • регулирование процесса нормативного внедрения инноваций для конкретного объекта; 
  • координация процессов финансового обеспечения процедур внедрения ИП;
  • анализ организационного, программного, информационного, финансово – экономического состояния внедренных ИП с целью достижения выбранной стратегии развития  объекта.

Главной задачей менеджера является разрешение противоречий между наукой и производством. Наука ориентирована на постоянное обновление знаний, а производство, сбыт - стремятся к стабильности и устойчивости.

 

Список литературы

 

  1. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 382 с.    
  2. Трофилова А.К. Управление инновационным развитием предприятия.  – М.: Финансы и статистика», 2003. - 175 с.
  3. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2003.- 528 с.    
  4. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 382 с.     
  5. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Оголевой. М.: Инфра-М, 2004, - 238 с. – (Высшее образование).
  6. Трофилова А.К. Управление инновационным развитием предприятия. М.: Финансы и статистика», 2003. - 175 с.
  7. Янковский К.П., Мухарь И.Ф., Организация инвестиционной и инновационной деятельности. – СПб Питер, 2001 – 448 с.: ил. –  (Серия «Учебники для вузов»).
  8. Янковский К.П. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2004. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

Информация о работе Особенности управления инновационным проектом в организации