Особенности управления персоналом в сфере сервиса и туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть состояние управления персоналом ОАО «Отель «Степная пальмира».
Задачи курсовой работы предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
Рассмотреть теоретические основы управления персоналом на предприятиях сервиса и туризма
Дать понятие, особенности и функции управления персоналом предприятия
Выделить особенности деятельности организаций сферы туризма и сервиса в России

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
1 Теоретические основы управления персоналом на
предприятиях сервиса и туризма………………………………………………...4
1.1 Понятие, особенности и функции управления
персоналом предприятия…………………………………………………………4
1.2 Особенности деятельности организаций сферы
туризма и сервиса в России……………………………………………………..10
1.3 Особенности технологии управления персоналом на
предприятиях индустрии сервиса и туризма…………………………………..12
2 Анализ системы управления персоналом на примере
ОАО «Отель «Степная пальмира»……………………………………………...16
2.1 Общая характеристика ОАО «Отель «Степная пальмира»……………….16
2.2 Анализ услуг ОАО «Отель «Степная пальмира»………………………….17
2.3 Система управления персоналом
ОАО «Отель «Степная пальмира»……………………………………………...18
3 Анализ проблем ОАО «Отель «Степная пальмира»………………………...23
3.1 Выявление проблем управления персоналом в
ОАО «Отель «Степная пальмира»……………………………………………...23
3.2 Рекомендации по улучшению системы
управления персоналом…………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….32
Список используемой литературы……………………………………………...34

Файлы: 1 файл

text2010.docx

— 105.82 Кб (Скачать файл)

 

Управление персоналом организации  – широкое понятие, включающее в себя следующие составляющие [16, с. 79]:

  • формирование человеческих ресурсов организаций;
  • подход к человеку как к главному фактору реализации целей организаций;
  • одновременный подход к человеку как к источнику доходов и статье инвестиций;
  • анализ потребностей организации в человеческих ресурсах;
  • анализ ситуаций с человеческими ресурсами во внешней по отношению к организации среде;
  • создание системы взаимодействия работников, их взаимоотношения.

Все это предъявляет особые требования к структуре организации и ее политики в области организации труда и создания определенных условий труда. И то и другое должно оставлять место для развития личной инициативы. Это может означать, что определенные сотрудники могут за свой труд получить больше и продвигаться по служебной лестнице быстрее, чем другие. Управление персоналом включает в себя [12, с. 376]:

  1. Поиск и адаптацию персонала:
  • поиск персонала;
  • знакомство с компанией, правилами, организационной структурой, порядком взаимодействия;
  1. оперативную работу с персоналом:
  • обучение и развитие персонала;
  • оперативная оценка персонала;
  • управление бизнес-коммуникациями;
  • мотивацию персонала и его оплату;
  • организацию труда;
  1. стратегическую (только в долгосрочной перспективе) работу с персоналом:
  • управление корпоративной культурой.

М. Мескон выделяет следующие этапы в управлении персоналом предприятия (Рисунок 1) [12, с. 377]:

  1. планирование ресурсов – разработка плана удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах;
  2. набор персонала представляет собой создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям;
  3. отбор заключается в оценке кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора;
  4. определение заработной платы и льгот – разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения служащих;
  5. профориентация и адаптация, иными словами, введение нанятых работников в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от него организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку;
  6. обучение – разработка программ для обучения трудовым навыкам, требующимся для эффективного выполнения работы;
  7. оценка трудовой деятельности заключается в разработке методик оценки трудовой деятельности и доведения ее до работника.
  8. повышение, понижение, перевод, увольнение – разработка методов перемещения работников на должности с большей или с меньшей ответственностью, развития их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или участки работы, а также процедур прекращения договора найма;
  9. подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе – разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров.

Рисунок 1: Управление персоналом по М. Мескону

 

В настоящее время система  управления персоналом выступает как  совокупность идей и приемов эффективного построения и управления организациями  и проектами, при наличии соответствующих  контроллинговых систем. Например, системы менеджмента качества, системы мультипроектного управления и т.п.

К основным методам управления персоналом относят [8, с. 255]:

  1. экономические методы – приемы и способы воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена);
  2. организационно-распорядительные методы – методы прямого воздействия, носящие директивный и обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении, нормативно документальном закреплении функций;
  3. социально-психологические методы (мотивация, моральное поощрение, социальное планирование и т.п.).

При этом необходимо отметить краткосрочность эффективности  «негативного» мотивирования.

Важно отметить, что эффективность  систем оперативного управления персоналом, если используется системный подход, определяется при соответствующем взаимодействии с менеджментом, ответственным за контроллинговую функцию в организации. В общем можно отметить низкую эффективность воздействий на персонал при отсутствии соответствующих систем менеджмента. Например, эффективность воздействий на персонал с целью повышения качества производимой продукции или услуги будет низка, если в организации отсутствует система менеджмента качества. То же касается и эффективного управления проектами и др. видами деятельности. С другой стороны недостатки и проблемы систем менеджмента легче обнаруживаются и устраняются с помощью грамотного оперативного управления персоналом.

Специалист по работе с персоналом – HR-менеджер (специалист по кадрам). Предприятия иногда передают рутинные функции по управлению персоналом специализированным кадровым агентствам. Например, могут передаваться кадровым агентствам функции, связные с приемом сотрудников на работу. Активно развивается деятельность кадровых агентств по оперативной работе управления персоналом в организации. Однако стратегические вопросы управления персоналом остаются в ведении менеджмента организации.

 

1.2 Особенности   деятельности организаций сферы  туризма и сервиса в России

 

В современной российской экономике проявляется значительное количество общемировых тенденций  развития услуг туризма и сервиса.  При этом отмечается наличие характерных черт развития сферы туризма и сервиса в России, обусловленных  климатическими условиями жизни, обширной территорией, многообразием социальных, региональных и культурно-религиозных традиций, свойственных населению страны. Существуют специфические признаки услуг.

К характерным особенностям оказания социально-культурных и туристических  услуг относятся: изменчивость и  непостоянство, невозможность складирования  услуг, скорость (быстрота) предоставления, сезонность, коммуникативность, определяющая роль персонала при оказании услуг. Можно сформулировать специфические черты функционирования организаций сферы туризма и сервиса в России [10, 509]:

  1. сильная зависимость деятельности организаций социально-культурного сервиса и туризма от постоянно и быстро изменяющегося потребительского спроса и моды. В последнее время все большее число людей выбирает так называемый «здоровый образ жизни», когда среди туристических маршрутов выбирается отдых на горном курорте, а в области питания – увеличение потребления растительной пищи;
  2. состояние постоянной готовности к оказанию услуг. Специфика деятельности такова, что обращение клиентов за оказанием услуг сложно прогнозировать, за исключением пиковых сезонов или дней потребительской активности (праздники, выходные и т.д.). Тем не менее, организация социально-культурного сервиса и туризма должна быть готова предложить услуги на выбор или оказать их в любое время. Подобная ситуация сложна для организации также тем, что приходится постоянно выводить персонал на работу, оплачивать рабочие дни даже в отсутствие клиентов и прибыли, поэтому отмечаются значительные колебания по зарплате в зависимости от сезона;
  3. требование соблюдения стандартов обслуживания согласно нормативным документам и корпоративным правилам. Особенность заключается в том, что единые стандарты обслуживания либо отсутствуют, либо зафиксированы в корпоративных документах. Практически отсутствуют в этой сфере контролирующие органы;
  4. сезонность. Туркомпании испытывают повышенный спрос на услуги в июне-сентябре, более низкий – в апреле, мае и октябре, падение спроса – в ноябре, феврале, частично декабре-январе, за исключением январских праздников.
  5. круглосуточный режим работы или преимущественно вечерний режим работы, присущий большинству предприятий отрасли. Исключение составляют туристические организации, которые обычно работают по традиционному графику – 5 рабочих дней в неделю с 9 до 18 часов. Время работы и количество рабочих дней может увеличиваться в высокий сезон.

Гостиницы работают круглосуточно, поэтому применяется сменный  график работы исполнительного персонала  и младших, средних менеджеров и  удлиненный (обычно) график для управляющего персонала. Рестораны и кафе работают по обслуживанию клиентов обычно с 10 (или 11) часов до 23 (01) часов, но исполнительный персонал имеет 2-сменный график работы. И, наконец, культурно-развлекательные  центры (КРЦ) обычно начинают принимать  клиентов с 20 часов и работают до 4 часов утра. Фактически различные  подразделения КРЦ в комплексе  могут иметь круглосуточный режим  работы. Работникам организации тяжело работать в вечернюю и ночную смены, при этом оказывая качественные услуги клиентам; а менеджерам сложно организовать эффективный контроль за деятельностью персонала в ночное время суток;

  1. организациям сферы туризма и сервиса в России следует уделять значительное внимание формированию благоприятного общественного мнения – паблисити. Сегодня в сети Интернет существует много сайтов (например, www.tours.ru;www.fellowtraveller.chat.ru;  www.baydarka.narod.ru и др.), где туристы обмениваются информацией и мнениями о странах, отелях, уровне и качестве обслуживания и т.д. В крупных городах имеются сетевые ресурсы, где обсуждаются рестораны и кафе, меню и качество обслуживания. Необходимо для поддержания потребительского спроса не только отслеживать негативные отклики клиентов, но и формировать благоприятное общественное мнение;
  2. достижение хорошей координации с организациями-партнерами. Например: оказание одной туристической услуги – отдых на морском побережье – в действительности представляет собой комплекс услуг, оказываемых различными организациями: гостиницей, авиаперевозчиком, турагентством и т.д. Конечное качество услуги и степень удовлетворенности клиента определяется всей совокупностью мероприятий;
  3. Наличие сбалансированной системы управления персоналом в организациях туризма и сервиса, т.к. персонал выполняет ведущую роль в процессе оказания услуг. Невозможность устранения человека из системы обслуживания и особенности спроса на услуги являются теми факторами, которые приводят к росту стоимости труда в этой области.

 

1.3 Особенности технологии управления персоналом на предприятиях индустрии сервиса и туризма 

 

Расширение в последнем  десятилетии применения новейших технологий в индустрии сервиса и туризма привело к сокращению рабочих мест, которое в свою очередь стало причиной применения альтернативных методов организации труда и увеличения творческого и новаторского подходов в управлении.

В настоящее время за рубежом  ученые, занимающиеся проблемами управления, все больше внимания уделяют попыткам увязывания проблем планирования финансов и коммерческой деятельности с проблемами управления персоналом. Последнее включает в себя: подбор работников, их подготовку и переподготовку, отношения между  ними и, наконец, их вознаграждение [6, с. 23].

Люди в трудоемкой индустрии  сервиса и туризма являются важнейшим активом компании и, следовательно, управление персоналом выполняет роль координатора этих мощных активов и является внушительным вкладом в деле распространения и развития стиля и системы менеджмента компании.

В сфере обслуживания очень  важно проводить правильный подбор работников, отвечающих требованиям  клиентов. Многие сотрудники находятся  в непосредственном контакте с клиентами  и автоматически вовлечены в  процесс достижения основных целей  организации, а качество обслуживания зависит не только от их мастерства, но и от их сознательности. Удовлетворение клиентов в сфере обслуживания достигается также вежливостью персонала, его отзывчивостью. А эффективное управление людьми превращается в важнейшую функцию управления персоналом [6, с. 23].

Большинство компаний в индустрии  сервиса и туризма не уделяют должного внимания управлению персоналом, считая персонал вспомогательным компонентом. Однако это неверно, так как люди в индустрии являются по меньшей мере частью предприятия и все больше частью конечного продукта, за что организация получает деньги от клиентов. Например, гость в отеле платит не только за проживание, за безопасность, за чистоту, но и за внимание служащих отеля.

Туристическая деятельность в Российской Федерации осуществляется на основе законодательной и нормативной  правовой базы.

Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» - своего рода каркас, на котором строятся отношения в туризме. Следует, однако, отметить, что закон о туризме был принят в виде основ законодательства и, следовательно, в значительной части статей и положений носит декларативный характер и не имеет прямого действия. В настоящее время разрабатывается новый проект закона о туризме [2, с. 35].

Ряд федеральных законов  содержит нормы, регулирующие особенные  вопросы туристической деятельности. Нормативная правовая база значительно  расширена различными положениями  и правилами, актами, регулирующими  организацию обслуживания, бухгалтерский  учет, страхование туризма и др. Для целей международного туризма  приняты федеральные законы и  нормативные акты, определяющие туристические  формальности при пересечении границы, а также таможенные и санитарные нормы и правила. Значительное внимание уделено формированию принципов  и правил в договорном и контрактном  праве.

Информация о работе Особенности управления персоналом в сфере сервиса и туризма