Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 15:15, курсовая работа
Проблема сбыта решается уже на стадии разработки политики фирмы. Осуществляется выбор наиболее эффективной системы, каналов и методов сбыта применительно к конкретно определенным рынкам. Это означает, что производство продукции с самого начала ориентируется на конкретные формы и методы сбыта, наиболее благоприятные условия.
- снижение совокупных издержек, связанных с продвижением товаров от изготовителей к потребителям.
Оптовая торговля связывает практически все отрасли экономики, все предприятия и организации, осуществляющие материальное производство и товарное обращение. Она включает стадии продвижения товара от изготовителей до предприятий розничной торговли. Существуют следующие формы оптовой торговли: прямые связи между изготовителями и покупателями; через посреднические организации и предприятия; коммерческие контакты субъектов рынка.
Прямые
связи в хозяйственных
Хозяйственные
связи по поставке продукции могут
быть краткосрочными до года и длительными.
Быстрая смена ассортимента продукции,
высокие темпы обновления ее номенклатуры,
единовременный характер потребления
требуют краткосрочных
Организация прямых длительных хозяйственных связей позволяет:
- освобождать
стороны от ежегодного
- периодически корректировать ассортимент и поквартальные сроки поставки;
- отрабатывать
технологию изготовления
- согласовывать
графики производства
- сокращать
сроки представления
- снижать
документооборот в сфере
Оптовая торговля через посреднические организации и предприятия (оптовые магазины и базы, мелкооптовые и фирменные магазины и др.) целесообразна для покупателей, приобретающих продукцию в разовом порядке или в объемах меньше транзитных норм.
Коммерческие контакты субъектов рынка бывают нескольких видов. Так, в настоящее время весьма распространен прямой товарообмен - бартерные сделки. При этом используются соглашения о поставке конкретного вида товара от одного предприятия к другому, и наоборот.
Широкое распространение получает аукционная торговля, при которой продавец с целью получения наибольшей прибыли использует конкуренцию покупателей, присутствующих при продаже
Значительная роль в оптовой торговле отводится товарной бирже. Товарные биржи осуществляют куплю и продажу не товаров как таковых, а контрактов на их поставку. При этом ведется свободная купля и продажа контрактов (покупатель волен самостоятельно выбирать продавца, продавец - покупателя).
Возможность
установления коммерческих контактов
между производителем и потенциальными
покупателями создают оптовые ярмарки.
Оптовое назначение ярмарок состоит
в налаживании непосредственных
деловых контактов между
Далее в процессе товародвижения от изготовителей к потребителям конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей, является розничная торговля. При розничной торговле материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, т.е. становятся собственностью потребителей. Это происходит путем купли-продажи, поскольку потребители приобретают нужные ему товары в обмен на свои денежные доходы. Здесь создаются стартовые возможности для нового цикла производства и обращения, так как товар превращается в деньги.
2.Маркетинговые разработки сбытовой политики предприятия
Коммерческие предприятия имеют альтернативы в организации распределения своего продукта. При этом в её основе лежат принципиальная ориентация удовлетворения многообразных запросов конечного потребителя (либо на построение такой системы распределения, которая была бы эффективна, как для самой фирмы, так и для посредников) и способ её существования, рассматриваемый как совокупность действий по максимальному приближению товара к целевой группе потребителей (либо наоборот, привлечение потребителей к товару фирмы). Выбор ориентации и способа удовлетворения запросов потребителей и составляет суть политики фирмы в области сбыта.
Позиции занимаемые фирмами по отношению к сбыту, имеют признаки позволяющие классифицировать сбыт по видам (табл.1).
Классификация видов сбыта производственного предприятия
Признак классификации |
Виды сбыта |
1. По организации системы сбыта: |
1.1. Прямой - непосредственная
реализация продукции |
1.2. Косвенный - использование независимых торговых посредников в канале сбыта. | |
2. По числу посредников: |
2.1. Интенсивный - большое число оптовых и различных посредников. Цель: расширение сбыта, приближение товара к потребителю. |
2.2. Селективный - ограничение числа посредников. Цель: достижение большого объема продаж при сохранении контроля над капиталом сбыта. | |
2.3. Исключительный - малое (или единичное) число посредников. Цель: сохранение престижного образа и контроля за каналом сбыта. |
Несмотря на то, что главных
классификационных признаков
Сбытовую политику фирмы-изготовителя
продукции следует
Основными элементами сбытовой политики являются следующие:
- транспортировка продукции - её физическое перемещение от производителя к потребителю;
- доработка продукции
- подбор, сортировка и прочее, что
повышает степень доступности
и готовности продукции к
- хранение продукции - организация создания склада и поддержание необходимых её запасов;
- контакты с потребителями
- действия по физической
Фирма осуществляет товародвижение
посредством каналов
При организации косвенного канала сбыта возникает потребность в определении его длины и ширины. Длина канала - это количество уровней канала, то есть однофункциональных посредников, а ширина канала - это число посредников, условно находящихся на одном уровне.
Система прямого сбыта
предусматривает
Предусматривается также использование средств массовой информации и личных контактов собственника фирмы-производителя с конечным потребителем.
В случае, когда система
предусматривает участие в
Для большинства рынков физическое
и/или психологическое
По количеству посредников на каждом уровне каналов сбыт может носить характер интенсивного селективного или исключительного.
Очевидно, что по мере движения товара по каналам сбыта с участием посредников, его физическому перемещению может сопутствовать и передача прав собственника. В этом случае полнота передаваемых посреднику прав на товар, форма передачи, степень его ответственности и риска различны. Соответственно этому посредники типизируются, а каналы с их участием приобретают сложную структуру.
Сбытовая сеть может быть определена как структура, сформированная партнерами, участвующими в процессе конкурентного обмена, с целью предоставления товаров и услуг в распоряжение индивидуальных потребителей или индустриальных пользователей. Этими партнерами являются изготовители, посредники и покупатели. Любой сбытовой канал выполняет определенный набор функций, необходимых для осуществления обмена.
Критерии выбора сбытового канала приводятся в таблице 2.
Критерии выбора сбытового канала
Учитываемые характеристики |
Прямой |
Непрямой канал |
Особенности и условия реализации выбора | ||||||
канал |
короткий |
длинный |
|||||||
1. Характеристики покупателей: | |||||||||
многочисленные |
** |
*** |
принцип сокращения числа контактов играет важную роль | ||||||
высокая концентрация |
** |
*** |
низкие издержки на один контакт | ||||||
крупные покупки |
*** |
издержки на установление контактов быстро амортизируются | |||||||
нерегулярные покупки |
** |
*** |
повышенные издержки при частых и малых издержках | ||||||
операционная поставка |
** |
*** |
наличие запасов вблизи точки продажи | ||||||
2. Характеристика товаров: | |||||||||
расходные продукты |
*** |
необходимость быстрой доставки | |||||||
большие объемы |
*** |
** |
минимизация транспортных операций | ||||||
технически несложные |
** |
*** |
низкие требования по обслуживанию | ||||||
Нестандартизованные |
*** |
товар должен быть адаптирован к специфическим потребностям | |||||||
в стадии запуска |
*** |
** |
необходимо тщательное слежение за новым товаром | ||||||
высокая ценность |
*** |
издержки на установление контактов быстро амортизируются | |||||||
3. Характеристика фирмы: | |||||||||
ограниченные финансовые ресурсы |
** |
*** |
сбытовые издержки пропорциональные объему продаж | ||||||
полный ассортимент |
*** |
** |
фирма может предложить полное обслуживание | ||||||
желателен хороший контроль |
*** |
минимизация числа экранов между фирмой и ее рынком | |||||||
широкая известность |
** |
*** |
хороший прием со стороны системы сбыта | ||||||
широкий охват |
** |
*** |
сбыт должен быть интенсивным |
*** Наиболее предпочтительный канал
Определив канал сбыта, следует выбрать сбытового посредника.
Критерии выбора сбытового посредника
Критерии |
Причины, обусловливающие выбор |
1. Финансовые аспекты |
а) чем больше финансовые возможности, тем лучше |
б) продолжительность работы в данной сфере (чем больше, тем лучше) | |
2. Организация и основные показатели сбыта |
а) наличие мощной сбытовой сети |
б) темпы роста оборотов (чем больше, тем лучше) | |
• число занятых |
- чем больше, тем лучше |
• уровень компетентности в технических вопросах |
- наличие не подготовленного
в технических вопросах |
• период анализа показателей сбыта |
- динамика за последние 3-5 лет |
3. Сбыт какой продукции осуществляет посредник |
Можно ли доверить сбыт своей продукции |
• изделия конкурентов |
- иногда можно доверить |
• изделия, дополняющие ваши изделия и услуги |
- наиболее предпочтительный посредник |
• изделия и услуги самого высокого качества |
- чем выше качество, тем
больше доверия такому |
4. Общий ассортимент услуг и изделий |
Нужно убедиться, что вашей торговой марке будет оказано должное внимание |
5. Репутация дилера |
Можно судить только по собственному опыту |
6. Степень охвата рынка |
Чем больше, тем лучше |
• в географическом разрезе |
- нужно избегать дублирования собственной сбытовой сети |
• в отраслевом плане |
- сбытовая сеть дилера
должна покрывать основные |
• частота получения заказов |
- увеличение частоты получения с началом работы |
7. Запасы и складские помещения |
Главное - готовность в любой момент осуществить поставку продукта потребителю |
• вид и уровень запасов |
-наличие полного ассортимента и комплекта поставки |
• складские помещения |
-высоко ценится уровень технической оснащенности |
8. Управление сбытом и стратегия |
Главное - оценить степень агрессивности на рынке и стремление стать лидером в своей отрасли |