Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:37, доклад
Деловые переговоры как особый вид деловой коммуникации проводятся по определенным правилам и подчиняются своим закономерностям. Главная цель переговоров — прийти к взаимовыгодному решению, избегнув конфликта.
Чтобы правильно сформулировать цели переговоров, нужно знать: собственные интересы организации, положение организации в отрасли, на рынке и т.д., обязательства организации, деловых партнеров и союзников и т.п.
1.1.3. Формирование
состава участников переговоров
В этом случае необходимо решить такие вопросы, как: кто возглавит делегацию, каков будет ее количественный и персональный состав. Решая вопрос о главе делегации, важно учитывать не только уровень проведения переговоров, наличие полномочий для принятия тех или иных решений, но и возможные личные симпатии и антипатии оппонентов.
1.2. Содержательный аспект
В ходе подготовительного периода стороны обязательно решают ряд задач, которые и составляют собственно подготовку к предстоящим переговорам. Рассмотрим эти задачи:
1.2.1. Важнейшая
составляющая содержательной
1.2.2. Оценить возможные
альтернативы переговорному
Стоит определить не только
наилучшую альтернативу, но и подумать
над альтернативными
обдумывание плана действий в том случае, если соглашение не будет достигнуто;
совершенствование нескольких лучших идей и разработка их практического воплощения;
выбор наиболее приемлемого варианта для его осуществления в том случае, если во время переговоров соглашение с оппонентами не будет достигнуто.
Наконец, следует не только
оценить собственные
1.2.3. Следующий шаг в подготовке к переговорам – определение переговорной позиции - официально заявленной точки зрения, взгляда на проблему. Стороны должны продумать вопрос о первоначально выносимой на переговоры позиции. Оппоненты зачастую склонны начинать обсуждение с рассмотрения тех аспектов проблемы, по которым их позиции не совпадают. Подобная практика может привести к осложнению переговорного процесса, и перспектива достижения соглашения становится весьма призрачной.
1.2.4. В процессе
подготовки к переговорам
Столь же важно сформулировать и предложения, соответствующие тому или иному предлагаемому варианту решения. Выдвигаемые предложения, по сути, являются венцом подготовительной работы, отражая видение участниками проблемы, интересов, возможных альтернатив, заявляемых позиций, вариантов решения. Поэтому предложения сторон должны быть понятны и точны.
1.2.5. Содержательная
сторона предварительной
2. ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ
Переговоры начинаются с того момента, когда стороны приступают к обсуждению проблемы. На первой же встрече необходимо согласовать процедурные вопросы, основные контуры которых были определены в ходе подготовки к переговорам. К числу вопросов, требующих взаимного одобрения сторон, относятся:
повестка дня;
временные рамки как отдельных встреч, так и, предположительно, всего переговорного процесса;
очередность выступлений оппонентов;
порядок принятия решений.
Процесс ведения переговоров
связан с прямым взаимодействием
оппонентов и неоднороден по своим
задачам. Соответственно можно выделить
следующие этапы ведения
2.1. Уточнение интересов и позиций сторон
На первом этапе ведения переговоров взаимодействие между оппонентами состоит, прежде всего, в обмене информацией относительно наиболее важных спорных вопросов, интересов сторон, точек зрения и позиций друг друга по имеющейся проблеме.
Если участники переговоров ориентируются на стратегию торга, то зачастую стремятся сразу же изложить свои максимальные требования. Даже в условиях сотрудничества очень редко ситуация развивается только по одному пути - тому, который вы предложили с самого начала. Это наиболее характерно для переговоров в условиях конфликта. Первоначальная жесткая позиция уменьшает шансы сторон на соглашение. Поэтому подобные действия могут завести начавшиеся переговоры в тупик.
2.2. Обсуждение, предполагающее выработку возможных вариантов решения проблемы
Наиболее ответственный
и, как правило, наиболее трудный
этап. Участники переговоров должны
выработать основные параметры
совместного решения проблемы. Внося
предложения, отвечающие тому или иному
варианту решения, и обсуждая их, оппоненты
могут усилить или ослабить собственные
позиции, во многом предопределяя этим
исход переговоров. Ведение данного
этапа деловых переговоров
1. Умение слушать лежит
в основе любых переговоров.
Для адекватного восприятия и
понимания информации
2. Умение убеждать необходимо
для того, чтобы добиться согласия
оппонента с высказываемой
Для обоснования своей точки зрения или опровержения точки зрения оппонента можно использовать различные методы аргументации.
3. Умение задавать вопросы
- важная составляющая эффек
риторические - утверждение или отрицание, выраженное в вопросительной форме и не требующее ответа. Подобные вопросы позволяют ненавязчиво склонить оппонента к мнению говорящего;
наводящие - содержат элементы требуемого ответа. Их можно использовать, когда необходимо получить подтверждение точке зрения говорящего или направить переговоры в нужное русло;
альтернативные - предоставляют оппоненту возможность выбора из двухтрех вариантов, что позволяет быстрее принять решение.
4. Умение мыслить творчески.
Люди нередко склонны к
отказаться от того или иного стереотипа;
свободно переходить от одного аспекта вопроса к другому; находить неожиданные, уникальные решения.
В случае если переговорный процесс приостанавливается возможны два варианта дальнейших действий оппонентов:
1. Уход из-за стола переговоров. В случае реализации этого варианта важно учитывать ряд аспектов:
прерывать переговоры следует лишь после тщательного анализа и оценки ситуации;
не стоит завершать переговоры в тот момент, когда участники рассержены и повинуются мгновенному импульсу;
следует четко изложить оппоненту суть разногласий;
при прерывании переговоров нельзя сжигать мосты;
если участники считают, что возобновление переговоров имеет смысл, надо сообщить об этом оппоненту;
если первый шаг навстречу сделал оппонент, нельзя отвергайть с порога его предложений.
В случае ухода из-за стола
переговоров стороны приступают
к односторонним действиям, реализуя
свои альтернативы переговорному соглашению,
которые были определены на стадии
подготовки. С одной стороны, наличие
у оппонентов достаточно привлекательной
BATNA значительно повышает опасность
срыва переговоров и ослабляет
обоюдное стремление предотвратить
этот срыв. С другой стороны, наличие
альтернатив переговорному
2. Поиск позитивного выходаиз
сложившейся ситуации
Если стороны стремятся решить проблему совместно, путем переговоров, то результатом этапа обсуждения становится определение основных вариантов такого решения, и стороны переходят к третьему этапу.
2.3. Разработка итоговых договоренностей
При работе над соглашением участникам переговоров предстоит сделать окончательный выбор, который должен находиться в зоне допустимых для обеих сторон решений. Допустимые решения предполагают меру того, на что в принципе оппоненты могут согласиться. Область, в рамках которой возможно достижение соглашения, называется переговорным пространством.
Пределы допустимых для каждой
из сторон решений могут располагаться
весьма далеко от первоначально заявленных
позиций. Поэтому достижение соглашения
более вероятно в центральной
зоне переговорного пространства. В
этом случае принятое решение воспринимается
оппонентами как вполне удовлетворительное.
Чем дальше находится выбранный
вариант от центральной зоны, тем
больше достигнутое соглашение соответствует
целям одной стороны и носит
вынужденный характер для другой.
Последняя склонна оценивать
такое развитие событий скорее как
поражение, хотя принятое решение
и находится в области
Достижение соглашения возможно на основе трех типов решений:
серединного;
асимметричного;
принципиально нового.
1) Серединное (компромиссное)
- типичное решение на пе
2) Асимметричное решение
- когда уступки одной из сторон
значительно превышают уступки
другой. Соглашение на основе
такого решения чаще всего
принимается в следующих
есть существенное различие в соотношении сил оппонентов;
одна из сторон готова в значительной мере поступиться своими интересами ради ожидаемой выгоды;
проблема, требующая решения, для одного из участников менее важна в сравнении с перспективами дальнейших взаимоотношений;
переговоры ведутся на фоне конфликтных отношений;
один из участников переговоров считает дальнейшую конфронтацию рискованной и грозящей большими потерями.
3) Принципиально новое
решение - которое максимально
удовлетворяет интересы каждой
из сторон. Поиск такого решения
наиболее сложен и требует
кропотливой работы участни
2.4. Достижение соглашения. Работа над соглашением.
Информация о работе Особливості проведення ділових переговорів