Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 09:45, отчет по практике
Цель производственной практики – закрепление теоретических знаний по менеджменту и приобретение практических навыков по управлению предприятием.
Для достижения поставленной цели производственной практики были поставлены следующие задачи:
- изучить структуру управления предприятием,
- исследовать методы, стили управления,
- ознакомиться с процессом принятия решений,
- проанализировать систему мотивации,
- выявить сильные и слабые стороны предприятия, возможности и угрозы внешней среды,
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 4
2. СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ 8
3. МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА 18
4. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ 22
5. SWOT – АНАЛИЗ 27
6. ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Директор по развитию осуществляет организацию развития ОАО «ДЗНВА», обеспечивает техническую подготовку производства, совершенствование работы технических служб.
В обязанности директора по безопасности и общим вопросам входит осуществление безопасности на объектах завода, а также за сохранность его собственности.
Исходя из представленной структуры предприятия (Приложение 1) можно сказать, что она является линейно-функциональной, то есть структура представляет собой так называемый "шахтный" принцип построения и специализацию управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников.
Проектирование организации связано с принятием решения по таким вопросам, как определения систем специализации, установление оптимального масштаба управляемости, установление связей, уровней иерархии, распределение прав и обязанностей, установление пропорций между степенью централизации и децентрализации, а также дифференциации и интеграции.
Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления – низового, среднего и высшего (вертикальная специализация).
В ОАО «ДЗНВА» наблюдается департаментизация по потребителю, т.к. группирование работ осуществляется вокруг конечного пользователя продукции. Особенностью данного подхода является создание относительно автономных частей в организации, ориентированных на продукт, программу, потребителя или рынок. В рамках подхода используется широко складывающаяся взаимозависимость между частями организации.
В организации, состоящей из многих частей, должна осуществляться определенным образом координация их деятельности. Данная координация выступает основой структуры организации, которую обычно определяют, как совокупность устойчивых связей в организации. Связи между частями организации осуществляются через каналы коммуникации. Виды связей соответствуют видам тех отношений между частями организаций, которые объединяют части в единое целое. В организации связь-это выражение отношений. Они разделяются тем, как реализуются отношения координации, что в свою очередь определяются тем, какие отношения лежат в основе связи.
В ОАО «ДЗНВА» преобладают преимущественно линейные связи - это отношения, в которых начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненными, то есть эти связи идут в организационной иерархии сверху вниз и выступают, как правило, в форме приказа, распоряжения, команды и т. п.
Также присутствуют и функциональные связи, которые имеют в организационной иерархии направленность снизу вверх и выступают в форме совета, рекомендации и т. п.
Обследование ряда организаций
показало, что не существует устойчивой
взаимосвязи между типом
Количество уровней
управления определяет «этажность»
организации. При большем количестве
уровней имеется опасность
В практике управления в организациях применяются две системы распределения прав и ответственности по уровням иерархии. Первая система строится на основе принципа единства подчинения, а ее схема чем-то похожа на елочку (рис. 2). Вторая система — система двойного или множественного подчинения (“матрешка”) в отличие от “елочки” построена так, что права и ответственность вышестоящего руководителя полностью поглощают права и ответственность всех нижестоящих руководителей (рис. 2). Система сознательно допускает наличие двух и более лиц, имеющие одинаковые полномочия относительно объекта управления.
В ОАО «ДЗНВА» работник получает распоряжение, относящееся к выполняемой работе только от одного начальника. Следовательно, это первая система, которая построена так, что права и ответственность вышестоящего руководителя поглощают часть прав и ответственности нижестоящего руководителя. Она позволяет легко найти ответственного за неудачу в организации.
Рисунок 2 – Системы распределения прав и ответственности по уровням иерархии
Важное место в проектировании организации занимает проблема установления требуемых отношений между частями или подразделениями организации.
В ОАО «ДЗНВА» деление в организации работ между ее частями или подразделениями, таким образом, чтобы каждая из работ получила определенную степень завершенности в рамках данного подразделения, следовательно на предприятии наблюдается дифференциация между отделами.
Для определения степени дифференциации в организации используются 4 параметра: определенность в целях и задачах; структура; уровень взаимодействия; временные границы обратной связи. Размеренность указанных четырех переменных дифференциации раскрывает степень различия между подразделениями.
Таким образом, передача текущего управления руководителям линейных подразделений и функциональное разделение управленческой деятельности организации в целом позволяют высшему руководству сосредоточиться на решении стратегических проблем развития предприятия, обеспечить его наиболее рациональное взаимодействие с внешней средой.
Важнейшая роль в формировании морально-психологического климата отводится руководителю организации или подразделения. На нем всегда лежит персональная ответственность за состояние психологической атмосферы в трудовом коллективе.
Исходя из того, что генеральный директор ОАО «ДЗНВА» полностью сосредотачивает в руках решение всех вопросов, не доверяет подчиненным, не интересуется их мнением, берет на себя ответственность за все, давая исполнителям лишь указания. В качестве основной формы стимулирования он использует наказание, угрозы, давление. Понятно, что сотрудники относятся к такому руководителю негативно. В результате в коллективе формируется неблагоприятный морально-психологический климат, люди находятся в постоянном напряжении, становятся нервными и вспыльчивыми, т.е. создается почва для конфликтов. Изменение дисциплинарных мер вызывает в человеке страх и злость, формируется отрицательная мотивация к труду. Исполнители боятся задавать вопросы руководителю, так как боятся услышать в свой адрес нелицеприятные замечания и нарекания. Следовательно, стиль руководства в ОАО «ДЗНВА» - автократический.
При данном стиле руководства среднему человеку присуще отвращение к труду и желание избежать его при первой же возможности. Поэтому большинство людей требуется принуждать различными методами, вплоть до наказаний, к выполнению возложенных на них обязанностей и непрерывно контролировать их действия.
Стили руководства директоров,
которые непосредственно
Демократический стиль дает возможность почувствовать подчиненным свою причастность к решению производственных задач, проявить инициативу. Организации, в которых доминирует демократический стиль руководства, характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений.
Руководитель пытается
сделать обязанности
Такой стиль руководства способствует повышению производительности, дает простор творчеству людей, повышает их удовлетворенность трудом и своим положением. Его применение снижает прогулы, травмы, текучесть, создает более высокий моральный настрой, улучшает взаимоотношения в коллективе и отношение подчиненных к руководителю.
В качестве рекомендаций предлагается пересмотреть генеральному директору свои потребности в причастности и принадлежности к общему делу. Рекомендуется применять поощрительные функции, которые повысят стимулирование работников и улучшат атмосферу в организации. Директору рекомендуется прислушиваться к мнению работников, с целью снижения конфликтности и напряженности в организации.
Таким образом, выполнение вышеизложенных рекомендаций может привезти к повышению эффективности структуры управления ОАО «ДЗНВА» в целом.
Методы мотивирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы мотивирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.
Существуют следующие методы мотивирования эффективного трудового поведения:
- материальное поощрение;
- организационные методы;
- морально-психологические.
Наиболее распространенной формой (методом) материального мотивирования является индивидуальная премия. Ее целесообразно выплачивать один раз в год, иначе она превратится в заработную плату, и лишиться своей мотивирующей роли. Целесообразно заранее определить процент премии по итогам года и корректировать его в соответствии с достижениями сотрудника. Размер премии должен, как правило, составлять не менее 30% основного заработка, при этом на низшем уровне руководства премия должна быть 10-30%, на среднем 10-40%, на высшем 15-50%.
Организационные способы мотивации (мотивирования) включают в себя:
- участие в делах
организации (как правило,
- перспектива приобрести новые знания и навыки;
- обогащение содержания
труда (предоставление более
Морально-психологические методы мотивирования включают в себя:
- создание условий,
способствующих формированию
- присутствие вызова, обеспечение возможностей выразить себя в труде;
- признание (личное
и публичное, а так же ценные
подарки, почетные грамоты,
- высокие цели, воодушевляющие людей на эффективный труд (любое задание должно содержать в себе элемент вызова);
- атмосфера взаимного уважения, доверия.
Своеобразным комплексным методом мотивации является продвижение в должности. Однако этот метод внутренне ограничен, так как, во-первых, в организации число должностей высокого ранга ограничено; во-вторых, продвижение по службе требует повышенных затрат на переподготовку.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.
Однако, акцентирование внимания на экономических методах мотивирования, зачастую приводит к снижению внимания к социально–психологическим аспектам мотивации, определяющим внутреннюю мотивацию персонала.
Приведенная схема классификации методов мотивирования является классической. В современном менеджменте применяются и иные группировки методов мотивирования
В ОАО «ДЗНВА» отсутствует система материального стимулирования работников, к примеру, не разработана система премирования. Это является существенным недостатком, так как, как показывает практика, при внедрении на предприятиях системы стимулирования производительность труда непременно возрастает.
Конфликтные ситуации между отдельными работниками или группами в ОАО «ДЗНВА» возникают достаточно редко, и в случае возникновения урегулируются в кратчайшие сроки, так как сами работники проявляют заинтересованность в разрешении конфликта и склонны к компромиссам.
Для успешного мотивирования персонала руководству ОАО «ДЗНВА» можно дать следующие практические советы:
1. Необходимо определить, что мотивирует лично Вас. Какие факторы важны в работе и как они взаимодействуют. Осознать различие между настоящей долгосрочной мотивацией и быстро проходящими порывами.
2. Узнать чего люди хотят от работы. Люди могут желать лучшего статуса, более высокой зарплаты, лучших условий работы и различных льгот. Но нужно узнать, что на самом деле мотивирует подчиненных (провести анонимные опросы или анкетирование, поговорить с людьми о том, чего им бы больше всего хотелось).
Информация о работе Отчет по практике в ОАО «Дивногорский завод низковольтных автоматов».