Отчет по практике в ОАО «Уржумский спиртоводочный завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 23:05, отчет по практике

Описание работы

Основная цель производственной практики - закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, а также формирование умений и навыков по разработке выводов и рекомендаций для принятия обоснованных решений по развитию предприятия.

Содержание работы

1. Введение
2. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
3. Система маркетинга на предприятии
3.1. Организация маркетинга на предприятии
3.2. Маркетинговая среда предприятия
3.3. Правовое регулирование маркетинга на предприятии
3.4. Содержание и направления маркетинговых исследований на предприятии
3.4.1. Изучение потребителей
3.4.2. Изучение товарного портфеля
3.4.3. Изучение цен
3.4.4. Изучение конкурентов
4. Выводы и предложения

Файлы: 1 файл

Отчет по первой производственной практике по маркетингу.doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

Для выработки настоек  и бальзамов используются плоды, ягоды и травы, собранные на территории Уржумского района, Кировской области, или на территории Новосибирского заповедника. Уникальная, современная технология позволяет максимально сохранять в настойках вкус и аромат плодов, ягод, трав.

В состав всех напитков входит чистейшая артезианская вода, добытая  из скважины глубиной более 120 м. и очищенная на современных фильтрах. Лаборатория завода оснащена самым современным оборудованием и техникой. Имеется установка «Система капиллярного электрофореза», на которой делается полный анализ, по 30 показателям подлинности водки и спирта.

С ноября 2008 года на заводе введена сертифицированная система менеджмента качества. Качество продукции обеспечено в соответствии с требованиями ГОСТ РИСО 9001-2001.

За участие в Международных, Российских и Региональных конкурсах  с 1999 по июнь 2009 года в копилке завода насчитывается  359 наград, более половины из которых золотые.

Завод является лауреатом  премии «Российский Национальный Олимп» за высокое качество продукции, признан  Номинантом Программы «Символ доверия», Лидер в области качества продукции программы «ПОКУПАЙТЕ РОССИЙСКОЕ».

Состав выпускаемой  и реализуемой продукции данного  предприятия полностью соответствует  типу предприятия по специализации. (см. Приложение 2).

 

 

 

 

Трудовые ресурсы ОАО  «Уржумский СВЗ» использует эффективно. Численность персонала постоянно регулируется. В 2008 году по сравнению с 2007 годом средняя численность работников возросла за год на 28 чел. Рост численности произошел в розничной торговле (переход фирменных магазинов на режим самообслуживания) и за счет временного оформления работников на замену отпусков. Средняя заработная плата соответствует уровню прошлого года (рост 2%). В 2009 году по сравнению с 2008 годом средняя численность работников снизилась на 16 человек. Снижение численности объясняется закрытием неэффективных магазинов.

 

 

Основные экономические показатели деятельности предприятия

( для промышленного  предприятия)

 

 

Показатели

 

2007 г.

 

2008г.

 

2009г.

Откло

не

ние,

(+,-),

2009 г. к 2008 г.

2009г. к

2007г,

%

1

2

3

4

5

6

1. Стоимость реализованной  продукции в действующих ценах, тыс. руб.

834239

921265

856161

-65104

 

102,6

2. Себестоимость реализованной  продукции, 

тыс. руб.

588834

672306

594714

-77592

101

3. Затраты на 1руб.реализованной  продукции, руб.

(п.2: п.1)

0,71

0,73

0,69

-0,04

97,2

4. Среднегодовая численность  работников, чел.

680

708

692

-16

101,8

5. В т. ч. производственного  персонала

643

670

654

-16

101,7

6. Среднегодовая стоимость  основных фондов – всего, тыс.  руб.

232256

244631

219496

-25135

94,5

7. В т. ч. основных  производственных фондов

189356

197845

172398

-25447

91

8. Среднегодовая стоимость  оборотных средств, тыс. руб.

903721

834223

1001878

167655

110,9

9. Реализовано продукции  на 1 работника, руб. (п.1 : п.5)

1297,4

1375

1309

-66

100,9

10. Фонд оплаты труда,  тыс. руб.

115057

122070

120945

-1125

105,1

11. Среднегодовая заработная  плата 1 работника, тыс. руб. (п.10 : п.4)

169,2

172,4

174,8

2,4

103,3

1

2

3

4

5

6

12. Фондовооруженность,  тыс. руб. (п.7 : п.5)

294,5

295,3

263,6

-31,7

89,5

13. Фондоотдача, руб. (п.1 : п.7)

4,41

4,66

4,97

0,31

112,7

14. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, число оборотов (п.1 : п.8)

0,92

1,1

0,86

-0,24

93,5

15. Продолжительность  одного оборота, дней (360 дней : п.14)

391,3

327,3

418,6

91,3

107

16. Коммерческие и управленческие  расходы, тыс.руб.

121778

118124

109694

-8430

90,1

17. Валовый доход, тыс.руб  (п.1 – п.2)

245405

248859

261447

12588

106,5

18. Прибыль (+), убыток (-) от продаж, тыс. руб. (п.17 – п.16)

123627

130735

151753

21018

122,8

19. Прибыль (+), убыток (-) до налогообложения, тыс. руб.

89747

74767

122338

47571

136,3

20. Чистая прибыль,  тыс.руб.

65675

51866

91740

39874

139,9

21. Прибыль (+), убыток (-) от продаж на 1 руб. фонда оплаты  труда , руб. (п.18 : п.10)

1,07

1,07

1,26

0,19

117,8

22.Уровень рентабельности:

       - производства, % ( п.18 : п.2 x 100)

21

19,5

25,5

6

x

      - продаж, % (п.18 : п.1 x 100)

14,8

14,2

17,7

3,5

x

       - совокупного  капитала, % (п.20 : (п.7 + п.8) x100)

6

5

7,8

2,8

x


 

Проанализировав основные показатели деятельности предприятия, можно сделать вывод, что 2009 год был очень успешным. Об этом можно судить из показателей чистой прибыли, уровне рентабельности продаж, производства и совокупного капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система маркетинга на предприятии

 

Организация маркетинга на предприятии

 

В зависимости от вида продукции, объемов производства, емкости рынка возможны различные варианты организации службы маркетинга, которую возглавляет обычно заместитель директора или вице-президент по маркетингу. Каждое предприятие создает отдел (службу) маркетинга с таким расчетом, чтобы он наилучшим образом способствовал достижению маркетинговых целей (выявление неудовлетворенного спроса, географическое расширение рынка, выявление новых сегментов рынка, увеличение прибыли и т.д.).

Маркетинговые службы могут  строиться в соответствии с одним из следующих принципов:

функциональная  организация - отдел состоит из нескольких функциональных подразделений - рекламы, сбыта, исследования рынка и т.п.;

товарной организации - наряду с функциональным разделением сотрудников   отдела их дифференцируют по видам товаров;

рыночная организация - при наличии сегментов рынка;

товарно-рыночной (матричной) организации - для фирм с широким ассортиментом товаров.

Разрабатываемая или  внедряемая структура маркетинговой  службы должна отвечать следующим требованиям:

    - быть максимально простой;

    - обеспечивать эффективную систему связей между подразделениями;

    - быть малоуровневой (малозвенной);

    - иметь хорошую гибкость и приспособляемость.

 

Достоинства и недостатки различных схем организации служб маркетинга

 

Схема организации  

Достоинства

Недостатки 

Функциональная

Простота управления

Описание обязанностей сотрудника

Функциональная специализация  и рост квалификации кадров

Отсутствует управление маркетингом  конкретных товаров 

 

Отсутствует управление маркетингом на конкретных рынках

Товарная

Полный маркетинг каждого товара

Более глубокое изучение специфики  потребностей рынка и удовлетворение их

Увеличение затрат и расширение обязанностей у сотрудников затрудняет рост их квалификации

 

Наличие дублирующих друг друга  подразделений

Рыночная

Высокая координация служб при  внедрении на рынок 

Разработка комплексной программы  внедрения на рынок 

Более достоверный прогноз рынка

Сложная структура 

 

Низкая степень специализации  деятельности

 

Дублирование функций 

 

Плохое знание товарной номенклатуры

 

Отсутствие гибкости

Товарно-рыночная

Хорошая организация работы при  внедрении на рынок 

Разработка комплексной программы  внедрения на рынок 

Более достоверный прогноз рынка 

Хорошее знание товара

Высокие управленческие издержки

 

Возможность конфликта между различными службами при решении вопросов по одному и тому же рынку


 

Исследовав работу службы маркетинга ОАО «Уржумский СВЗ» я  пришла к выводу, что данное предприятие  работает по функциональному принципу организации. Отдел маркетинга состоит из функциональных подразделений, занимающихся рекламой, исследованием рынка, подготовкой к различным конкурсам, выставкам и т.д. Но все они хорошо взаимодействуют между собой  и тем самым выстраивают одну общую сильную систему. Именно благодаря этому удается достичь всех основных поставленных маркетинговых целей и задач.

 

 

Маркетинговая служба предприятия эффективно взаимодействует  и  с другими службами предприятия:

С бухгалтерией по вопросам:

Получения: бухгалтерских данных о движении, реализации, запасах продукции; итогов инвентаризации материально-технических ресурсов; нормативов на представительские, командировочные и рекламные расходы; согласованных смет расходов на формирование спроса и стимулирования сбыта с приложением финансовых обоснований; анализа затрат, произведенных за месяц (квартал, год); сведений о кредиторской и дебиторской задолженности.

Предоставления: отчетов  о затратах, произведенных на маркетинговые  исследования; расчетов затрат на послепродажное обслуживание продукции; сведений о ценах на материально-технические ресурсы у поставщиков, тарифах на услуги по перевозке, проведению рекламных мероприятий; обобщенных данных о спросе на выпускаемую предприятием продукцию; маркетинг-планов; смет расходов на формирование спроса  и стимулирования сбыта, проведение рекламных кампаний, участие в выставках, ярмарках, в выставках-продажах4 сведений о конкурентной среде по вопросам ценовой политики, объемов оборота, конкурентоспособности, скорости реализации продукции.

С планово-экономическим  отделом по вопросам:

Получения: планов производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) на месяц, квартал, год; изменений  в производственных планах по отдельным  позициям товарной номенклатуры, вносимых на основании маркетинговых исследований; проектов оптовых и розничных цен на продукцию (тарифов на работы и услуги) для проведения маркетингового анализа.

Предоставления: обобщенной информации о спросе на выпускаемую предприятием продукцию, в том числе по отдельным позициям номенклатуры; сведений о конкурентной среде по вопросам ценовой политики, объемов оборота, конкурентоспособности, скорости реализации продукции; информации о состоянии рынка товаров; данных, необходимых для формирования товарной номенклатуры предприятия.

С технологической службой  по вопросам:

Получения: заявок на поиск  информации о конкурентном товаре; сведений о научно-технических возможностях предприятия; заключений на образцы  конкурентной продукции; заключений о  возможности внедрения технологии производства, предложенной отделом маркетинга продукции; производственных планов и графиков производства; сведений о нормах заделов на участках и в цехах и их соблюдении; сведений о нарушениях хода производственного процесса и причинах, их вызвавших.

Предоставления: данных о покупательском спросе на выпускаемую  продукцию; сведений о конкурентной продукции; предложений по разработке технологии новой продукции; предложений  о дизайнерском оформлении продукции; документов и материалов для участия  в выставках, ярмарках; производственных планов и графиков производства; сведений о нормах заделов на участках и в цехах и их соблюдении; сведений о нарушениях хода производственного процесса и причинах, их вызвавших.

С отделом качества по вопросам:

Получения: сведений о дефектах изготовленной продукции; обобщенных результатов рекламационной работы; сведений о технологических изменениях продукции; сведений о мероприятиях по повышению качества продукции: отчетов о проверке образцов продукции, выпускаемой предприятиями-конкурентами.

Предоставления: сведений по рекламациям; информации о несоответствии заявленного качества продукции  в течение гарантийных сроков; сведений службы послепродажного и  гарантийного обслуживания о недостатках  продукции, выявленных в процессе ее использования или эксплуатации.

С автогаражом по вопросам:

Получения: оперативных, месячных, квартальных, и годовых  планов-графиков транспортных перевозок  продукции, изготовленной  предприятием и передачи ее покупателям, а также  доставки материально-технических ресурсов от поставщиков; транспортных маршрутов; расчетов транспортных затрат на доставку; сведений о маршрутах и сроках поставки продукции покупателям предприятиями-конкурентами.

Предоставления: предложений  по изменению маршрутов доставок; предложений по изменению графиков погрузки и выгрузки; заявок на выделение транспортных средств для перевозки продукции, рекламных материалов, оборудования для участия в выставках, ярмарках.

С коммерческим директором, инженером материально-технического снабжения по вопросам:

Получения: сведений о  заключенных договорах поставки материально-технических ресурсов; заявок на проведение маркетингового анализа оптовых и розничных цен на реализуемую продукцию; отчетов отдела качества, главного технолога, производственных подразделений о качестве материально-технических ресурсов; документов, необходимых для оформления участия в выставках, ярмарках.

Предоставления: обобщенной информации о поставщиках материалов и сырья, требуемых предприятию; сведений о ценах на требуемые  материально-технические ресурсы различных поставщиков; информации о о состоянии товарного рынка; сведений о появлении  новых видов материалов, сырья, комплектующих с приложением технических характеристик; информации о спросе на материально-технические ресурсы, его возможных колебаниях и их причинах; сведений о крупных поставщиках (предполагаемых и действительных объемах оборотов, устойчивости на товарном рынке); сведений о планируемых выставках, ярмарках.

С отделом сбыта по вопросам:

Получения: сведений о  заключенных договорах поставки; планов реализации продукции на месяц, квартал, год; отчетов о выполнении планов реализации продукции; заявок на проведение маркетингового анализа оптовых и розничных цен на реализуемую продукцию; отзывов контрагентов  на поставляемую продукцию; документов, необходимых для оформления участия в выставках, ярмарках.

Предоставления: обобщенной информации о спросе на выпускаемую  предприятием продукцию, в том числе  по отдельным позициям номенклатуры и о факторах, определяющих его; сведений о конкурентной среде по вопросам ценовой политики, объемов оборота конкурентоспособности, скорости реализации продукции; сведений о крупных покупателях продукции; сведений о планируемых выставках, ярмарках.

С отделом кадров по вопросам:

Получения: штатных расписаний и положений о структурных подразделениях предприятия для увязки с маркетинговыми планами; положений о персонале; положений о премировании; графиков работы предприятия.

Предоставления: предложений  по изменению организационно-управленческой структуры предприятия для закрепления в штатных расписаниях и положениях о структурных подразделениях предприятия; заявок на подбор персонала для отдела; перечня мероприятий, проведение которых необходимо для повышения квалификации работников предприятия по отдельным направлениям.

С юридическим отделом  по вопросам:

Получения: согласованных  претензий и исков к контрагентам по поводу нарушения ими договорных обязательств; разъяснения действующего законодательства и порядка его  применения; анализа изменений и  дополнений законодательства.

Предоставления: материалов для предъявления претензий и исков к контрагентам и покупателям по поводу нарушения ими договорных обязательств; претензий, предъявленных предприятию контрагентами; заявок на поиск необходимых нормативных правовых документов и на разъяснение действующего законодательства.

Организационная структура  службы маркетинга отображена в приложении 4.

 

 

В процессе прохождения практики были изучены  следующие должностные инструкции маркетолога:

 

Должностные обязанности:

  1. Осуществляет разработку мер по производству продукции (товара) и     оказанию услуг, которые находят наибольший спрос и рынок сбыта.
  2. Содействует сбалансированному развитию производства и сферы услуг, готовит предложения по выбору и изменению направлений развития товарного ассортимента, производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, участвует в разработке маркетинговой политики, определении цен, создает условия для планомерной реализации товара и расширения оказываемых услуг, удовлетворения спроса покупателей (клиентов) на товары и услуги
  3. Изучает рынок аналогичных товаров и услуг (анализ спроса и потребления, их мотиваций и колебаний, деятельности конкурентов) и тенденций его развития.
  4. Прогнозирует объем продажи и формирует потребительский спрос на товары и услуги, выявляет наиболее эффективные рынки сбыта, а также требования к качественным характеристикам товара (способ его производства, срок службы, правила пользования, упаковку) или оказываемой услуги.
  5. Исследует факторы, влияющие на сбыт товара и имеющие значение для успешной реализации оказываемых услуг, типы спроса (устойчивый, ажиотажный, 
    кратковременный и др.), причины его повышения и снижения, дифференциацию 
    покупательской способности населения.
  6. Совершенствует информационное обеспечение проводимых исследований рынка.
  7. Разрабатывает программы по формированию спроса и стимулированию сбыта, рекомендации по выбору рынка в соответствии с имеющимися ресурсами.
  8. Определяет меры, подготавливает предложения и разрабатывает рекомендации по повышению качества и улучшению потребительских свойств товаров и услуг, перспективы освоения новой продукции и рынков сбыта, с учетом социально- 
    демографических особенностей различных групп населения, состояния и динамики их 
    доходов, традиций и вкусов, а также необходимые для этого затраты всех видов ресурсов, включая сырье, материалы, энергию, кадры.
  9. Анализирует конкурентную среду с учетом изменений в налоговой, ценовой и 
    таможенной политике государства, объем оборота, прибыль от продажи, 
    конкурентоспособность, скорость реализации, факторы, влияющие на сбыт.
  10. Ведет контроль за сбытом, проводит сопоставление запланированных данных с полученными результатами по объему, выручке, времени года (оказании услуг) и территории их распространения, выявляет отклонения и изменения конъюнктуры рынка.
  11. Обеспечивает рост эффективности предпринимательской деятельности, прибыли и доходов, повышение конкурентоспособности товаров и услуг
  12. Принимает участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации 
    управленческих кадров с учетом требований рыночной экономики.
  13. Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя. 

Информация о работе Отчет по практике в ОАО «Уржумский спиртоводочный завод»