Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 21:47, отчет по практике
Трудовые ресурсы Беларуси характеризуются высоким образовательным и квалификационным уровнем. Вместе с тем проблема эффективной политики мотивации труда в условиях предприятия остается по-прежнему актуальной. Эти и другие факторы предопределяют актуальность и важность исследования проблем мотивации персонала.
Объектом исследования является РУП «Белпочта», предметом - совершенствование механизма мотивации трудовой деятельности в РУП «Белпочта».
ВВЕДЕНИЕ
Управление персоналом представляет сложную систему теорий, правил и закономерностей. Изучение этих аспектов имеет огромное значение при выборе тактики и стратегии управления организацией. Персонал в любой организации является ее неотъемлемой частью, организация не может существовать без людей, а как следствие из этого - что-то производить, добиваться своей цели в деятельности предприятия. Управление персоналом, прежде всего, базируется на принципах заинтересованности сотрудников организации работать на нее, на достижение стратегических целей развития организации. Именно поэтому сегодня так актуально изучение принципов и методов эффективной мотивации персонала. Крайне важно не допускать снижения интереса и внимания к проблемам труда, анализу состояния и перспектив развития трудовой мотивации, поскольку оценка состояния дел в сфере труда - необходимое условие для правильного выбора направления и методов реализации мероприятий по оздоровлению экономики.
Трудовая мотивация персонала в любом обществе и экономической системе носит сущностный характер и в значительной степени предопределяет экономику в обществе и уровень его благосостояния. Результаты и устойчивость каждого предприятия на рынке напрямую зависят от качества труда персонала. При этом на качество труда непосредственное воздействие оказывает система мотивации труда. Прибыль предприятия можно существенно увеличить, уделяя достаточное внимание развитию персонала, формированию в нем лояльности к организации, создавая подходящую для успешной работы атмосферу внутри коллектива. Именно поэтому, важными проблемами для любого руководителя предприятия являются планирование и организация деятельности подчиненных, а также мотивация этой деятельности.
Очевидно, что сегодня проблема экономической мотивации труда является ключевой в процессе управления. Она включает в себя три основных момента. Во-первых, материальная составляющая мотивации труда призвана обеспечивать работнику социально нормальный уровень жизни. Во-вторых, следует дифференцировать доходы людей в зависимости от размера их вклада в производство, учитывая как количественные, так и качественные параметры трудовой деятельности. В-третьих, мотивация должна выступать предпосылкой повышения эффективности труда. Для разработки действенной системы мотивации труда, представляется важным использование положительного зарубежного опыта в сфере мотивации высокопроизводительного труда.
Трудовые ресурсы Беларуси характеризуются высоким образовательным и квалификационным уровнем. Вместе с тем проблема эффективной политики мотивации труда в условиях предприятия остается по-прежнему актуальной. Эти и другие факторы предопределяют актуальность и важность исследования проблем мотивации персонала.
Объектом исследования является РУП «Белпочта», предметом - совершенствование механизма мотивации трудовой деятельности в РУП «Белпочта».
Целью преддипломной практики является анализ трудовой мотивации в РУП «Белпочта».
1. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ В РУП «БЕЛПОЧТА» И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕЁ НЕДОСТАТКОВ
1.1 Характеристика предприятия
Республиканское унитарное предприятие почтовой связи "Белпочта" было образовано в сентябре 1995 года. С 13 мая 1947 года Республика Беларусь член Всемирного почтового союза.
Миссия "Белпочта" - наиболее полное удовлетворение потребностей населения, государственных органов управления, предприятий и организаций в услугах почтовой связи.
Основная цель: Обеспечение прибыльной работы предприятия, повышение благосостояния работников на основе оказания доступных, конкурентоспособных услуг, соответствующих требованиям потребителей, законодательным и другим обязательным требованиям.
Принципы работы:
- Совершенствование системы менеджмента качества РУП "Белпочта" соответствующей требованиям СТБ ИСО 9001 - 2009;
- Ориентация на потребителя,
повышение культуры
- Вовлечение персонала
для реализации целей на
"Белпочта" сегодня - это:
- более 3 700 отделений почтовой связи;
- более 30 300 инициативных
и высококвалифицированных
- более 50 видов услуг;
- гарантия конфиденциальности;
- возможность слежения
за регистрируемыми почтовыми
отправлениями на сайте www.
- доступные тарифы на почтовые услуги;
- отправка почтовых отправлений в любую страну мира.
Организация предлагает услуги, как в отделениях почтовой связи, так и на дому и в офисе. Служба EMS Belpost осуществит ускоренную доставку почтовых отправлений как по Республике Беларусь, так и практически в любую страну мира. Кроме того, мы предоставляем нашим клиентам услуги страхования, выплаты пенсий и пособий, банковские и финансовые услуги.
Для юридических лиц осуществляются ряд услуг и сервисов, таких как "Гибридная почта", "Прямая почтовая реклама", размещение рекламы в отделениях почтовой связи, "Электронная марка", забор почты в офисе, размещение информации в "Каталоге товаров белорусских производителей", почтовые отправления с наложенным платежом и др.
На сегодняшний день РУП «Белпочта»
представляет собой единый производственно-
Для обеспечения бесперебойной работы почтовой сети в Беларуси функционируют межобластные, межрайонные и внутригородские маршруты по которым курсирует около 1300 автомобилей.
Развитие и внедрение оказываемых услуг ведется планомерно на территории всей республики, при этом, понимая огромную значимость Государственной программы возрождения и развития села, особое внимание уделяется отделениям почтовой связи, расположенным на территории агрогородков, где уже сегодня оказываются услуги по приему платежей с оперативной передачей данных, обеспечивается доступ в Интернет, имеется возможность расчета посредством банковских пластиковых карточек.
Сегодня на территории Республики Беларусь установлены и успешно функционируют 380 платежно-справочных терминалов, в каждом из которых можно:
Произвести любой платеж по принципу Единого Лицевого Счета через систему «Сервер оплаты услуг» в режиме оn-line;
Оплатить услуги операторов мобильной связи;
Оплатить услуги РУП «Белтелеком» в режиме on-line;
Оформить и оплатить заказ по подписке на периодические издания;
Произвести платежи в счет погашения банковских кредитов;
Отправить электронный денежный перевод по Беларуси;
Оплатить заказ в Интернет-магазине РУП «Белпочта».
Информационно-поисковая система, установленная в платежно-справочных терминалах позволяет в минимальные сроки получить необходимую информацию по всем услугам, предоставляемым белорусской почтовой службой.
Как на национальном, так и на международном уровнях успешно функционирует автоматизированная система слежения, которая позволяет получать точную информацию о пути прохождения зарегистрированного входящего/исходящего почтового отправления с момента отправления до момента вручения в режиме реального времени.
Развитие сети Интернет в Республике Беларусь и широкое распространение банковских пластиковых карточек обуславливает создание новых Интернет-технологий, предлагаемых РУП «Белпочта. Интернет-сайт РУП «Белпочта» www.belpost.by стал настоящим виртуальным отделением почтовой связи, в котором можно:
Произвести любой платеж по принципу Единого Лицевого Счета;
Подписаться на периодические издания;
Приобрести в Интернет-магазине марки, конверты, открытки, а также товары потребительского спроса.
РУП «Белпочта» не останавливается на достигнутом и, исходя из опыта других стран, наметила основные направления развития почтовой связи, среди которых:
- расширение спектра
- развитие системы
- внедрение современных
методов обслуживания
Республиканское унитарное предприятие «Белпочта» выполняет свою главную миссию - предоставление услуг почтовой связи для населения, органов государственного управления, предприятий и организаций, руководствуясь девизом «Быстрота. Надежность. Доступность». За этими тремя словами - строгое соблюдение всех стандартов по приему, обработке, пересылке и доставке всех видов почтовых отправлений, бесперебойная работа техники и транспорта, внедрение и использование новых технологий. А еще за этим девизом - ежедневный напряженный труд всего многотысячного коллектива предприятия - почтальонов, операторов, сортировщиков, водителей, техников, специалистов и управленцев - всех, для кого почта стала частью жизни.
Объектом исследования является Могилевский Филиал РУП «Белпочта». Его основные показатели хозяйственной деятельности представлены в таблице 1.1.
По данным таблицы 1.1 можно определить, что выручка предприятия имеет положительную динамику. Так. Темпы роста в 2012 году составили 172%, в 2013 году 112,5%. Однако в сопоставимых ценах увеличение составило 153,6% и 115,5%. Себестоимость работ в 2011 году равнялась отпускным ценам предприятия, в 2012-2013 г.г затраты на 1 руб. продукции составляли 99% в отпускных ценах предприятия.
Таблица 1.1 - Анализ основных показателей хозяйственной деятельности Могилевский Филиал РУП «Белпочта»
Показатель |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Темп роста, % |
||
В 2012 г. |
В 2013 г. |
|||||
1.Выручка от реализации, млн. руб. |
24563 |
42268 |
47548 |
172,0 |
112,5 |
|
1.1 в сопоставимых ценах, млн. руб. |
24563 |
37739 |
43622 |
153,6 |
115,5 |
|
1.2Индекс цен |
- |
1,12 |
1,09 |
- |
- |
|
2.Себестоимость работ, услуг |
24563 |
42260 |
47539 |
172,0 |
112,4 |
|
2.1Затраты на 1 руб. продукции, руб. (стр.2: стр1) |
1,0 |
0,99 |
0,99 |
99 |
100 |
|
3.Прибыль от реализации, млн. руб. |
- |
8,2 |
8,4 |
- |
102,4 |
|
3.1 Рентабельность продаж (стр.3: стр1*100) |
- |
0,02 |
0,02 |
- |
100 |
|
3.2 Рентабельность продукции (стр.3: стр.2*100) |
- |
0,02 |
0,02 |
- |
100 |
|
4. Прибыль за отчетный период, млн. руб. |
- |
8,2 |
8,4 |
- |
102,4 |
|
5. Рентабельность предприятия, (стр. 4: стр.1*100), % |
- |
0,02 |
0,02 |
- |
- |
|
6. Среднесписочная численность персонала, чел |
127 |
126 |
115 |
99,2 |
91,2 |
|
7. Производительность труда, млн. руб./чел. |
193,4 |
335,4 |
413,5 |
173,4 |
123,3 |
|
8. Фонд заработной платы, млн. руб. |
2286 |
3595.8 |
5072,3 |
157,3 |
141,1 |
|
9. Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. |
1503 |
2280 |
3483 |
151,7 |
152,7 |
|
Примечание - Источник: собственная разработка на основе приложения 1,2 и 3
Прибыль в 2011 году отсутствовала, в 2012 году составила 8,2 млн. руб., в 2013 году 8,4 млн. руб. Рентабельность продаж в 2012-2013 гг составляла 0,002%, то есть предприятие низкорентабельно.
На предприятии отсутствуют
финансовые и инвестиционные прибыли
и убытки. Прибыль 2013 года также составила
8,4 млн. руб.
1.2 Анализ системы мотивации
РУП «Белпочта»
Цель кадровой политики РУП «Белпочта» - создание системы управления персоналом, базирующейся в основном не на административных методах, а на экономических стимулах и социальных гарантиях, ориентированных на сближение интересов работника с интересами организации в достижении высокой производительности труда, повышение эффективности производства, получении наилучших экономических результатов деятельности предприятия и отрасли в целом.
Основой трудовых отношений изучаемого предприятия является коллективный договор. Данный документ заключен с целью урегулирования взаимоотношений между работодателем и работниками, закрепления льгот и гарантий работников, предоставленных законодательством. Для работы на современном оборудовании необходим высокопрофессиональный и интеллектуальный коллектив. На предприятии созданы хорошие условия для повышения профессионально-технического уровня работников.
Основным фактором мотивации производительного и качественного труда является достойная заработная плата. Обязательства по ее своевременной выплате и соотношению с минимальным потребительским бюджетом, принятые коллективным договором, всегда выполнялись в полном объеме. На предприятии ведется работа по совершенствованию оплаты труда работников и усилению мотивации. Действует система доплат и надбавок к тарифным ставкам (окладам).
Известно, что мотивированный персонал - это залог процветания организации. Но по-прежнему одним из самых противоречивых остается вопрос о влиянии материальных и нематериальных стимулов на качество работы сотрудников. Очевидно, что эффективная система стимулирования предполагает баланс этих двух видов стимулов.
Все большее число руководителей приходят к пониманию, что мотивированный сотрудник работает гораздо более эффективно и обеспечивает организации большую прибыль, чем немотивированный. Рассмотрим стимулы трудовой деятельности (таблица 1.2).Возможности применения экономических методов в РУП «Белпочта» очень ограничены. Ниже в таблице представлены возможности экономического стимулирования труда работников РУП «Белпочта » и инструментов, применяемых в организации.
Таблица 1.2 - Инструменты и методы стимулирования труда в РУП «Белпочта»
Форма стимулирования |
Содержание |
|
Заработная плата |
Оплата труда работника |
|
Бонусы |
Разовые редкие выплаты из прибыли организации |
|
Участие в акционерном капитале |
Нет (республиканское унитарное предприятие) |
|
Участие в прибыли - выделение части прибыли на формирование поощрительного фонда |
Очень маленькое |
|
Дополнительные выплаты затрат на мобильную связь, транспортных расходов, расходов на питание |
Только отдельным категориям, связанным с представительскими функциями |
|
Льготное кредитование |
нет |
|
Путевки поездки |
Да с участием профсоюза |
|
Обучение в организации |
Организация труда вновь принятых на работу, повышение квалификации, переквалификация, совмещение профессий, в том числе - на рабочем месте, стажировки и обмен опытом |
|
Медицинское обслуживание и страхование; прочие виды страхования |
Нет |
|
Программы, связанные с воспитанием и обучением детей |
Нет |
|