Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:02, курсовая работа
Цель работы: исследование основ управления человеческими ресурсами.
Задачи:
- Рассмотреть сущность человеческих ресурсов.
- Определить концепцию управления человеческими ресурсами.
- Рассмотреть практику управления человеческими ресурсами в контексте современного рынка.
- Разработать стратегию управления человеческими ресурсами на основе партнерского взаимодействия.
Введение………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы управления
человеческими ресурсами в организации……………………………………5
1.1 Сущность и характеристики человеческих ресурсов………………….. 5
1.2 Концепция управления человеческими ресурсами в организации…………………………………………………………………..13
ГЛАВА 2. Современное состояние управления человеческими ресурсами в российских организациях……………………………………..20
2.1 Эволюция управления человеческими ресурсами в российских организациях………………………………………………………………….20
2.2 Особенности формирования внутрифирменного механизма управления человеческими ресурсами в современных условиях…………21
ГЛАВА 3. Совершенствование механизма управления человеческими ресурсами в российских организациях……………………………………...30
3.1 Разработка стратегии управления человеческими ресурсами в организации…………………………………………………………………...30
Заключение……………………………………………………………………40
Список использованной литературы………………………………………..44
1. Рабочие занимаются созданием
материальных ценностей или
Они в свою очередь подразделяются на: основных, непосредственно занятых созданием товара (услуги), и вспомогательных, занятых обслуживанием рабочих мест и оборудования.
2. Служащие - это работники, занимающиеся
преимущественно умственным
Классификация служащих:
1) руководители образуют
2) специалисты занимаются
3) другие работники занимаются подготовкой, обработкой, учетом, контролем и архивацией документов (секретари-референты, кассиры, техники и т. д.).
Структура персонала характеризуется профессиональным и квалификационным составом и компетентностью. Профессия (специальность) - это совокупность знаний и умений, приобретенных в процессе специальной подготовки и позволяющих выполнять соответствующие виды деятельности.
Квалификация - это объем знаний, позволяющий выполнять определенный уровень работ. Компетентность - это степень приобретенных человеком профессиональных качеств.
Виды компетентности:
1) функциональный (профессиональные
знания и способность их
2) интеллектуальный (аналитическое мышление);
3) ситуативный (умение
4) социальный (коммуникабельность
и умение добиваться
1.2 Концепция
управления человеческими
Концепция управления персоналом основывается на представлении о месте человека в организации.
Основные аспекты:
- Экономический – дал начало
использованию трудовых
- Единство руководства
- Строгая иерархия
- Дисциплина
- Подчинение индивидуального
- Баланс между властью и её ответственностью
- Органический. Состоит из двух
концепций (управления
- Гуманистический. Предприятие,
как – гуманистический центр
с присущей ему
К числу основных задач управления персоналом относят:
1. Помощь фирме в достижении цели.
2. Обеспечение фирмы
3. Эффективное использование мастерства и способностей персонала.
4. Совершенствование систем
5. Повышение уровня
6. Развитие систем повышения
квалификации и
7. Сохранение благоприятного
8. Планирование карьеры, то есть продвижение по службе, как вертикальное, так и горизонтальное.
9. Поднималась творческая
10. Совершенствование методов
11. Обеспечение высокого уровня условий труда и качество жизни в целом.
Наиболее общие 3 задачи управления персоналом:
- обеспечение кадрами;
- эффективное использование кадров;
- профессиональное и социальное развитие кадров.
Рассмотрим основные типы управления в которых нашли отражение основополагающие принципы современной концепции управления человеческими ресурсами. Управление по результатам можно определить как процесс, направленный на достижение поставленных задач и результатов, в котором: с помощью процесса планирования определяются в разных интервалах времени устремления организации и ее членов (другими словами, требования к результатам и ожидаемые результаты); настойчивое осуществление планов подкрепляется сознательным ежедневным управлением делами, людьми и окружением; результаты оцениваются для принятия решений, ведущих к проведению последующих мероприятий.
Управление посредством
Мотивационный менеджмент-это построение системы управления на основе приоритетов мотивации, на основе выбора эффективной мотивационной модели.
В управленческой науке разработаны
различные мотивационные
рациональная мотивационная
мотивационная модель самореализации, суть которой состоит в активизации внутренних мотивов человека возможности самовыражения, творчество в труде, признание заслуг, расширение самостоятельности и ответственности, перспективы карьеры и профессионального роста;
мотивационная модель сопричастности (соучастия) через развитие сотрудничества, партнерства, участие в управлении, собственности, делегирование полномочий.
Рамочное управление. Эта модель исходит из того, что сотрудники могут самостоятельно принимать решения в пределах заранее установленных границ (рамок). Рамки могут задаваться важностью процесса, его непредсказуемостью, нормами, которые нельзя нарушать. Технология рамочного управления предполагает следующую последовательность действий: определение задания, получение его сотрудником, создание надлежащей информационной системы, определение границ самостоятельности и способов вмешательства руководителя.
Управление на основе делегирования. Делегирование полномочий давно используется в менеджменте, подразумевая передачу подчиненному функций, закрепленных непосредственно за его руководителем, то есть это перевод задач на более низкий уровень.
Такая модель управления часто называется Бад-Гарцбургской моделью (основоположник-профессор Р. Хен, работавший в немецком городе Бад-Гарцбург. По своему замыслу эта модель направлена на изменение поведение сотрудников через «руководство в единстве с сотрудниками».
Главным достоинством гарцбургской модели управления человеческими ресурсами является развитие у сотрудников инициативы, самостоятельности и трудовой мотивации, что в целом повышает эффективность функционирования организации.
Партисипативное управление. Эта модель базируется на предпосылке: если работник принимает участие в делах фирмы, вовлечен в управление и получает от этого удовлетворение, то он работает более заинтересованно и производительно.
Один из постулатов теории «человеческих ресурсов» является приложимость ценностных категорий и оценок к использованию рабочей силы. При этом, с одной стороны, применение “человеческих ресурсов” характеризуется определенными затратами нанимателя, помимо выплачиваемой заработной платы. К ним можно отнести затраты на отбор персонала, его обучение, социальное страхование и т.п. С другой стороны, человеческие ресурсы характеризуются способностью создавать доход, поступающий в распоряжение работодателя. Именно эта способность определяет «ценностной» аспект использования человеческих ресурсов. Величина дохода зависит от индивидуальной производительности труда, его продолжительности и эффективности. Понятно, что здоровый работник с высоким уровнем квалификации, обученности и мотивации приносит компании более высокий доход, которым определяется его «ценность» для фирмы.
Основной теоретической
Выбор стратегии кадровой работы определяется
реальными условиями
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
2.1 Эволюция
управления человеческими
в российских организациях
Признание человека ключевым ресурсом
в современных организациях вызывает
необходимость научного обоснования его
роли.
Категорию «человеческие ресурсы»
не следует противопоставлять
Человеческие ресурсы – термин, характеризующий персонал организации с точки зрения качества. Подход к людям как к экономическому ресурсу означает отказ от представлений о рабочей силе как о «даровом богатстве», освоение которого не требует инвестиций и организационных усилий со стороны организации общества.
Ориентация на экономическую полезность человеческих ресурсов требует целевых капиталовложений, связанных с формированием, рациональным использованием и развития трудовых и творческих способностей работников для достижения эффективности организаций.
Основным структурным
Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Создавшаяся в нашей стране ситуация, изменение экономической и политической систем одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека.
2.2 Особенности
формирования внутрифирменного
механизма управления
Сейчас в нашей стране повышение
роли кадровых служб продиктовано следующими
объективными обстоятельствами:
1. Сегодня существенно
2. Уменьшение численности
3. Реализация перестройки
Информация о работе Отечественная практика управления человеческими ресурсами