Отношение к деньга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 10:42, реферат

Описание работы

В России любое образование, в том числе и менеджеров, построено на знании теории.
Практика менеджмента считается вторичным делом по отношению к теории. Априори предполагается, что хорошо подкованный в теории менеджер всегда найдет выход в практической ситуации. На западе же подход совершенно иной. Там технические знания менеджера не считаются обязательными для руководителя, даже если он руководит техническим отделом или производственным предприятием.

Файлы: 1 файл

Менеджмент.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

Отношение к деньгам.

Теория и практика менеджмента (чему учат в западных бизнес школах).

В западном менеджменте, как в любви – теоретиками  становятся тогда,  
когда на практике уже ничего не могут (авторы).

В России любое образование, в том  числе и менеджеров, построено на знании теории.

Практика менеджмента считается  вторичным делом по отношению  к теории. Априори предполагается, что хорошо подкованный в теории менеджер всегда найдет выход в практической ситуации. На западе же подход совершенно иной. Там технические знания менеджера не считаются обязательными для руководителя, даже если он руководит техническим отделом или производственным предприятием.

В западной теории менеджмента сделан однозначный вывод, что для менеджера  основным знанием является умение руководить людьми и ресурсами. При этом техническая грамотность является желательной, но не обязательной.

Считается, что “технический специалист может попросить технической  помощи без ущерба для своего авторитета, но технический специалист не может  попросить других принять за него административное решение”1. Кроме того, считается, что “менеджмент никогда не будет точной наукой. Для этого в нем слишком много внешних переменных”2. Поэтому западные школы менеджмента гораздо больше ориентированы на практические умения менеджера, чем на его теоретическую подкованность.

Все западные бизнес школы огромное внимание уделяют разбору практических случаев, так называемых кейсов (case). Не тех кейсов-чемоданов, которые  носят менеджеры, а кейсов-случаев  из практики менеджмента. Каждая бизнес школа имеет огромный запас практических примеров. Особенность таких примеров в том, что они не имеют однозначного оптимального решения.

Каждый кейс разбирают в группах. Задача участников группы – выработать определенное решение сложной ситуации всей группой или поодиночке, рассказать о принятом решении и показать, почему в данной ситуации это решение можно считать оптимальным.

Как правило, в конце занятий  с кейсами все участники ставят оценки друг другу и преподавателю. В качестве домашнего задания все могут получить задание описать один или несколько кейсов из собственной практики.

Такой подход вырабатывает навык анализа  нестандартной ситуации и выработки  оптимального решения. Вышедший из западной школы менеджер быстро мыслит, легко ориентируется в нестандартной обстановке и эффективно руководит компанией или отделом в любом предприятии в условиях быстро меняющейся ситуации, но, как правило, старается уйти из компании со сложившимся неторопливым методом работы и руководства.

Менеджер или руководитель.

Эти два термина (менеджер и руководитель) настолько часто употребляются  вместе, что многие российские руководители считают их абсолютными синонимами. Однако это не так.

На западе понятие менеджера (manager) несколько шире. Если в России руководитель - это человек, который в первую очередь распоряжается людскими ресурсами, и иногда использует финансовые (премия), технические (транспорт, оборудование), информацию, то на западе же все эти ресурсы менеджера (денежные фонды, информация, оборудование, материалы, рабочая сила) считаются одинаково ценными. И менеджера от простого работника, как правило, отличает не наличие подчиненных, а уровень принимаемого решения: насколько принимаемые решения сказываются на прибыли компании. Если уровень достаточно высок (сотрудник может влиять на несколько процентов прибыли компании), то его должность может называться менеджерской независимо от количества подчиненных. Как крайний случай возможны ситуации, когда должность называется “менеджером”, а подчиненных нет вовсе (менеджер по продажам, менеджер по маркетингу, менеджер склада или производственной линии).

“Когда менеджер начинает понимать, чего от него ждут и овладевает средствами управления (денежными фондами, информацией, оборудованием, материалами, рабочей силой) он принимает на себя ответственность за максимально эффективное использование этих средств ... самые слабые звенья в цепи – информация и люди”3.

Умение презентовать и выступать.

Одним из важнейших свойств руководителя на западе считается умение презентации (presentation skills). Навыки презентации воспитываются на западе со школы. Их тренируют в институтах и школах и по ним очень часто проводят занятия в западных компаниях.

При этом, как правило, не имеет  значения, что презентуется –  достижения подразделения, новый бюджет, новый товар или собственные достижения. Очень часто в западных компаниях умение общаться с аудиторией ценится выше, чем умение вести переговоры один на один (communications skills).

В России умение вести презентацию, выступать перед аудиторией не играет серьезной роли. В нашей стране гораздо выше ценится умение наладить личный контакт в переговорах один на один. При этом даже такому умению, как правило, не уделяется внимание в институтах.

Серьезным недостатком российского высшего образования запад считает концентрацию на технической и информационной стороне, а не на общении и принятии решений4.

Кроме того, различия российского  и западного менеджмента состоят  не только в знаниях, которые менеджеры  имеют в результате полученного образования, но и в подходе к окружающим людям и обстоятельствам.

Реактивность (Отсуствие  проактивности).

Авторы теории проактивности понимали под проактивностью наличие у  каждого человека стремления самому вершить свою судьбу наперекор внешним условиям.

Отсутствие проактивности –  подчинение внешним условиям в большей  мере, чем внутренним стремлениям  считается на западе серьезным недостатком. Считается, и не без оснований, что  гораздо больше в жизни добиваются именно проактивные люди. Реактивные же, как правило, плывут по жизни. Поэтому всякая западная компания старается собрать у себя как можно больше проактивных людей. Компании делают это, полагая, что проактивные люди могут не только вывести вперед себя (свою личность) но и помочь выбиться вперед самой компании.

Для выявления проактивности при  приеме на работу, как правило в  западной компании задается один вопрос – как вы видите свое будущее  через 3-5 лет. Если кандидат отвечает, что  он видит себя в лучших условиях, на более высокой должности, в лучшем финансовом положении, то это считается достаточным признаком проактивной жизненной позиции.

Мне неоднократно приходилось быть свидетелем собеседования при приеме на работу иностранцами российских граждан. Практически всегда иностранцем  задавался вопрос, о том, как кандидат представляет свое будущее через 3-5 лет, или в далекой перспективе. Иногда вопрос звучал по-английски: “What are your ambitions?”, иногда он звучал аналогично по-русски: “Каковы ваши амбиции?”. Практически все русские отвечали одинаково.

Ответ российского гражданина почти  всегда гласил одно и то же:

“Уверяю вас, у меня нет никаких  амбиций”.

Практически все иностранцы были в  шоке.

Ведь на западе, в отличие от России, наличие у человека амбиций  рассматривается как обязательное условие. Амбиций, как желания достичь чего-то большего по сравнению с тем, что имеешь сейчас. Там слово “амбиции” имеет ярко выраженный положительный смысл.

В России же термин “амбиции” имеет  ярко выраженный негативный смысл. Амбициозным  человеком в России обычно называют того, кто не уважает окружающих и стремится всеми силами подняться над окружающими, выделиться из общей массы, часто за счет окружающих.

Поступив на работу в иностранную  компанию надо забыть русскую поговорку  “Мне что – больше всех надо?” и постараться доказать, что действительно надо больше всех. В противном случае можно готовиться к сокращению.

В России менеджеры вопрос о долгосрочных планах задают редко, поскольку проактивность  не всегда считается достоинством.

Отношения начальника и подчиненного (направлять или погонять).

Очень часто руководители российских компаний придерживаются устава из двух параграфов: Параграф 1: начальник всегда прав.

Параграф 2: если начальник не прав, см. параграф 1.

В иных вариантах это может звучать как: “Ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак”.

Или: “Жираф большой – ему видней”.

При таком подходе руководителю лучше иметь реактивного и  исполнительного подчиненного, чем  проактивного с собственными идеями и стремлениями.

Сказанное не означает, что на западе не существует субординации. Нет, это означает только то, что на западе приветствуется наличие собственных идей и умение правильно преподнести их окружающим, в том числе и своему руководству.

На западе считается, что руководитель должен скорее направлять своих подчиненных, чем погонять их. Поэтому там всячески подчеркивается близость и партнерство руководителя и подчиненного. Руководитель может не иметь отдельного кабинета и быть всегда на виду у подчиненных, он может ездить на такой же машине, как и подчиненные, он может питаться в той же столовой. В некоторых западных компаниях даже структуру компании изображают вниз вершиной (с руководителем в самом низу) только для того, чтобы подчеркнуть, что задача руководителя - не давить на подчиненных, а помочь им в их работе.

Мы медленно запрягаем, быстро ездим (куда глаза глядят) и  сильно тормозим.

Существуют предположения, что  русский характер, сформулированный Бисмарком (русские медленно запрягают, но быстро ездят) определяется длинной  зимой и коротким летом. В средней полосе России крестьянин вынужден был много спать зимой и очень быстро, от зори до зори, работать летом, чтобы вырастить и собрать небогатый урожай. Предполагается, что это отразилось на ленивом русском характере. Не знаю, возможно это так, но мы уже давно не крестьяне, а продолжаем жить по-старому. Лениво разгоняясь, постепенно выходя в разнос и медленно приходя в себя после остановки.

Именно такими русских людей  часто представляют себе иностранцы, впервые приезжающие в Россию: небрежно одетыми, вечно сонными, опаздывающими и забывающими про свои обязательства и не соблюдающими никаких правил и законов.

Вынужден заметить, что основания  для подобных представлений у  них есть.

Если Вы смотрели фильм “Белое солнце пустыни”, то, наверняка, улыбались, когда слышали выражения “давно сидим...”, “у него гранаты не той системы...”, “стреляли...”. Когда Вы смеетесь над такими рассуждениями жителей азиатской части России, попробуйте понять, что именно так смешно выглядят для иностранцев русские инженеры и менеджеры, когда они говорят: “постараемся сделать к такому-то сроку”, “может быть и получится...”, “и так сойдет...”.

Не сойдет.

Только регулярное выполнение работы к указанному сроку может считаться  нормальной работой в иностранной  компании. При этом качество работы должно быть максимальным.

Иностранной компании проще уволить  несколько десятков человек, работающих некачественно, чем потерять свой имидж.

Внешняя направленность.

Иностранцы стараются быть направленным на успех и достижения. Поэтому для них внутренняя атмосфера в коллективе, моральный дух, являются средством, а не целью.

Поскольку работа для них является только способом получения средств  для отдыха, развития и семейного  счастья.

Иное дело – российский гражданин, для которого работа может быть целью, а отдых после работы только способом набраться сил для работы.

Поэтому иностранцев, приезжающих  в Россию часто удивительно отношение  россиян к атмосфере в коллективе. Когда для человека, работающего  на предприятии, атмосфера в коллективе может быть важнее заработной платы.

Фонс Тромпенаарс (Fons Trompenaars) в своем  исследовании пишет, что русские  верят, будто “надо жить так, как  тебе удобнее, даже если ничего не достигаешь”5.

Недоносительство.

В странах запада государственная власть, как правило, является подчиненной по отношению к обществу (под государственной властью понимается ряд чиновников, нанятых обществом для исполнения государственных обязанностей). В такой ситуации государственная власть скорее исполняет, чем руководит, а общество скорее руководит, чем исполняет (хотя, конечно, и исполняет тоже).

Член западного общества считает, что содержит государственную власть (является налогоплательщиком) и, соответственно доверяет государственной власти настолько, насколько руководитель может доверять своему подчиненному. В таких условиях члены общества не считают зазорным сообщать государственной власти о тех или иных замеченных недостатках. Они предполагают, что государственная власть не сможет использовать полученную информацию против всего общества и в своих действиях не видят каких-либо антиобщественных (аморальных) проявлений.

Иное дело в России. Исторически  в России сложилось так, что общество находится в подчиненном положении  по отношению к государственной  власти. (Случаи народных ополчений – скорее исключение, чем правило). Государственная власть скорее руководит, чем исполняет, а народ скорее исполняет, чем руководит. В таких условиях любое сообщение государственной власти о состоянии дел в обществе или мелком коллективе может быть использовано во вред всему коллективу или обществу. Поэтому в России доклад руководству о состоянии дел или настроений в коллективе всегда считался делом антиобщественным и аморальным.

В качестве примера можно привести один случай, произошедший на производстве в одной из иностранных компаний, организовавшей в России производство продукции по своей технологии.

Информация о работе Отношение к деньга