Отраслевая структура машиностроения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 07:27, реферат

Описание работы

Цель моей экзаменационной работы заключается в изучении машиностроительного производства, его аспектов, а также в освоении монопольной власти, ее преимуществ и недостатков.
Машиностроение по праву считается ведущей отраслью промышленности страны. Именно ее развитие отражает уровень научно-технического потенциала и обороноспособности России. Машиностроение определяет перспективы индустрии в мире в целом. В развитых странах на долю этой отрасли приходится более 1/3 общего объема промышленной продукции: в Японии — 50 %, в Германии — 48, в Швеции — 42, в США — 40, во Франции — 38, в Великобритании — 36 %. Машиностроительный комплекс России производит лишь около 21 % промышленной продукции.

Файлы: 1 файл

экз.работа.docx

— 270.69 Кб (Скачать файл)

Введение

Цель моей экзаменационной  работы заключается в изучении машиностроительного  производства, его аспектов, а также в освоении монопольной власти, ее преимуществ и недостатков.

Машиностроение по праву  считается ведущей отраслью промышленности страны. Именно ее развитие отражает уровень  научно-технического потенциала и обороноспособности России. Машиностроение определяет перспективы  индустрии в мире в целом. В  развитых странах на долю этой отрасли  приходится более 1/3 общего объема промышленной продукции: в Японии — 50 %, в Германии — 48, в Швеции — 42, в США — 40, во Франции — 38, в Великобритании — 36 %. Машиностроительный комплекс России производит лишь около 21 % промышленной продукции.

Машиностроительный комплекс (МК), включающий в себя соответственно машиностроение и металлообработку, ремонтное производство, а также  малую металлургию, является материальной базой технического перевооружения. От него в решающей степени зависит  производительность общественного  труда, научно-технический прогресс, материальное благосостояние народа. Предприятия этой отрасли очень  тесно связаны между собой  и с производственными мощностями всех других отраслей хозяйства.

Главная задача машиностроения — обеспечение всех отраслей народного  хозяйства высокоэффективными машинами и оборудованием; резкое повышение  технического уровня, качества и конкурентоспособности  продукции на внешнем рынке и  достижение в этой области передовых  научно-технических позиций в  мире; быстрый переход на производство новых поколений машин и механизмов, способных обеспечить многократный рост производительности труда и  внедрение прогрессивных технологий, в первую очередь энерго - и ресурсосберегающих; подъем уровня механизации и автоматизации всех стадий производственной разработки образцов до массового выпуска готовых изделий.

Предметом экономики машиностроения является изучение законов развития данной отрасли, исходя из законов рыночной экономики. Вместе с тем экономика  машиностроения как конкретная экономика  включает общественно-практические задачи. К важнейшим из них относится  разработка теоретических основ  и практических методов организации, планирования и управления машиностроительной промышленностью, обеспечивающих оптимальные  темпы роста продукции, научно-технического прогресса и повышение эффективности  производства.

Экономика машиностроения как  наука изучается и развивается  путем проведения научных исследований в научно-исследовательских учреждениях  и вузах. Эти исследования ведутся  в различных направлениях, их цель—  изучение законов развития машиностроения и разработка конкретных рекомендаций для использования в хозяйственной практике.

Основные направления  научно-исследовательской работы в  области экономики машиностроения включают следующие вопросы.

  1. Экономические особенности продукции отрасли, в частности, закономерности  появления, совершенствования  и  старения одних видов продукции и создания новых более производительных и эффективных, темпы обновления (смены видов)  продукции. Практическая реализация этих    исследований направлена на создание экономических и организационных предпосылок совершенствования хозяйственного механизма для сокращения цикла «исследование — производство» новых видов изделий, ускорения смены устаревших видов продукции более совершенными и обновления действующего парка оборудования во всем народном хозяйстве.
  2. Закономерности развития объемов, темпов и пропорций отрасли, что находит свое практическое преломление в совершенствовании методов построения отраслевых планов и системы управления отраслью.
  3. Закономерности развития производительных сил  отрасли (техника, кадры) в их взаимосвязи с экономикой отрасли и особенно с эффективностью научно-технического прогресса и повышением производительности труда.
  4. Особенности разделения и обобществления труда в машиностроительной промышленности и основанные на них формы организации отраслевого производства (специализация,  кооперирование, концентрация, территориальное размещение).
  5. Производственные фонды отрасли, закономерности их развития, использования и воспроизводства.

6. Методы определения  и пути повышения эффективности  производства в машиностроении

Экономика машиностроения как  учебная дисциплина должна дать студентам  основы теоретических знаний и практические методы, необходимые для экономической  работы или для понимания экономического содержания работы в других областях деятельности (конструирование машин, разработка технологических процессов  и т.д.). Экономика машиностроения как учебная дисциплина связана  с рядом других дисциплин, а именно: экономика предприятия, микро-и макроэкономика, менеджмент предприятия, инновационный менеджмент, инвестиционное проектирование, теория организации, организация машиностроительного производства, управление персоналом, финансы предприятий.

 

 

 

 

Глава 1. Отраслевая структура машиностроения

1.1. Понятие об  отрасли машиностроения и основные  показатели отрасли.

Отрасль промышленности представляет собой совокупность предприятий, объединённую экономическим назначением выпускаемой  продукции, которая характеризуется  общностью исходного сырья и  материалов, технологией производства, составом оборудования и профессиональным составом кадров.

Промышленность по мере развития расчленяется на комплексные отрасли, т.е. структуры, в состав которых  входят несколько однородных, но специализированных внутри отрасли подотраслей промышленности. При этом специализация может осуществляться двумя основными способами:

  1. по производственно-технической общности изделий;
  2. по узкому назначению продукции.

Отраслевая структура  машиностроения не является стабильной. В ней наблюдается постоянное выделение новых отраслей, причём этот процесс имеет место, если накоплены  необходимые количественные признаки, характеризующие новую отрасль.

Для преобразования в отдельную  отрасль конкретное производственное подразделение оценивается по следующим  показателям:

  • эксплуатационная и производственная общность продукции;
  • размеры производства;
  • объём и стабильность научно-технических и кооперированных связей;
  • группы технико-экономических показателей машиностроительного производства.

В связи с этими показателями выделяют несколько ступеней отраслевой дифференциации.

На первой (низшей) ступени  дифференциации объёмы производства сравнительно малы, поэтому устойчивые кооперированные связи между первичными производственными подразделениями ещё отсутствуют. На данной ступени формируются виды производства, которые характеризуются высокой общностью применяемых технологических процессов, сырья, материалов в сочетании с незначительными объёмами производимой продукции.

На второй ступени дифференциации образуются более крупные подразделения, требующие специального технологического оборудования, специфической технологии и организации производства, а также единой технической политики. Данная ступень характеризуется значительными объёмами производства, наличием собственных производственных подразделений и научно-исследовательских институтов. Они удовлетворяют потребностям общества в продукции определённого вида и называются отраслями производства. Частным случаем отраслевой дифференциации в машиностроении является выделение в самостоятельную отрасль производства отдельных технологических процессов.

На третьей  ступени дифференциации образуются ещё более крупные производственные подразделения, на которой выделяются подотрасли производства. Они специализируются на изготовлении продукции определённого класса.

На четвёртой ступени  дифференциации выделяются комплексные отрасли промышленности, которые представляют собой совокупность родственных подотраслей на основе общности экономического назначения продукции.

Таким образом, на разных ступенях отраслевой дифференциации образуются различные по своей сущности и  масштабам подразделения, которые  разными способами обеспечивают достижение главной цели частного разделения труда – повышения эффективности общественного производства и качества выпускаемой продукции.

Постоянство и повторяемость  номенклатуры выпускаемой продукции  придаёт каждой отрасли машиностроения и каждому машиностроительному  предприятию определённый производственный профиль.

Производственный профиль – это приспособленность предприятия отрасли к постоянному производству определённой номенклатуры изделий, которые являются общими по экономическому назначению. Производственный профиль обусловливает отраслевую специализацию предприятия.

Для оценки отрасли используют показатели уровня дифференциации и  коэффициента распылённости.

Уровень дифференциации – это показатель степени обособления профилированного отраслевого объединения, определяемой по удельному весу профильной, или основной, продукции, выпускаемой предприятием этой отрасли в общем производстве данной продукции в стране за год. Он определяется по следующей формуле:

                                      Q пр п

                У од = -----------------------  ,                              (2.1)

                              Q пр п + Q отр

где Q пр п – годовой выпуск продукции данной отрасли, соответствующей её профилю;

Q отр – годовой выпуск этого же вида продукции, производимой всеми отраслями в стране, которые не профилированы на её изготовлении.

Коэффициент распылённости – показатель удельного веса профилированных заводов в общем количестве предприятий, имеющих цехи и участки по выпуску продукции данного профиля:

                                            N д

                  У д = -----------------------  ,                        (2.2)

                                       N д + N дп

где N д – число предприятий, профилированных на производство данной машиностроительной продукции;

N дп – число предприятий, имеющих цехи и участки по выпуску данной машиностроительной продукции в других отраслях.

Приведённые показатели позволяют  объективно определить, какие виды производств можно выделить в  самостоятельные отрасли и какие  сформировать в будущем.

 

1.2. Основы классификации  машин(см.приложение 1)

Машины как продукция  машиностроения классифицируются по следующим  группам:

1. Средства производства  – это техника для изготовления  предметов потребления, в том  числе:

    1. Производство средств производства, т.е. основных и оборотных фондов.
    2. Производство продукции для непроизводственной сферы, т.е. производство техники для здравоохранения, науки, культуры, торговли, жилищно-коммунального хозяйства, образования, охраны окружающей среды.
    3. Производство предметов потребления.

2. Средства обороны.

3. Непосредственные предметы  потребления.

В зависимости от функционального  назначения и области обслуживания все машины, приборы и механизмы  классифицируются следующим образом (от общего к частному)

Данная классификация  машин является основой для выделения  предметной оценки уровня специализации  в машиностроении. По мере развития технического прогресса и роста  потребления машиностроительные заводы, как правило, сосредоточивают свою деятельность на выпуске машин по роду, классу и т.д., выделяя производство новых машин в самостоятельные  отрасли. Это приводит к углублению специализации машиностроения.

 

1.3. Классификация  отраслей промышленности и отраслевая  структура машиностроения

В основе классификации отраслей машиностроения и выделения крупных  комплексных отраслей, подотраслей и видов производств лежит принцип экономического назначения продукции и общности организации и технологии производства. На современном этапе развития машиностроения выделяют 18 крупных комплексных отраслей, в которые входят более 100 производств. Крупнейшими отраслями в машиностроении являются следующие:

1. Тяжёлое, энергетическое  и транспортное машиностроение (в  г.Воронеже представителем данной отрасли является предприятие ОАО «Рудгормаш»).

2. Электротехническая промышленность (ОАО «Электросигнал»).

3. Химическое и нефтяное  машиностроение (ФГУП «Воронежский  механический завод», ФГУП «Конструкторское  бюро химавтоматики»).

Информация о работе Отраслевая структура машиностроения