Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 07:27, реферат
Цель моей экзаменационной работы заключается в изучении машиностроительного производства, его аспектов, а также в освоении монопольной власти, ее преимуществ и недостатков.
Машиностроение по праву считается ведущей отраслью промышленности страны. Именно ее развитие отражает уровень научно-технического потенциала и обороноспособности России. Машиностроение определяет перспективы индустрии в мире в целом. В развитых странах на долю этой отрасли приходится более 1/3 общего объема промышленной продукции: в Японии — 50 %, в Германии — 48, в Швеции — 42, в США — 40, во Франции — 38, в Великобритании — 36 %. Машиностроительный комплекс России производит лишь около 21 % промышленной продукции.
Введение
Цель моей экзаменационной работы заключается в изучении машиностроительного производства, его аспектов, а также в освоении монопольной власти, ее преимуществ и недостатков.
Машиностроение по праву считается ведущей отраслью промышленности страны. Именно ее развитие отражает уровень научно-технического потенциала и обороноспособности России. Машиностроение определяет перспективы индустрии в мире в целом. В развитых странах на долю этой отрасли приходится более 1/3 общего объема промышленной продукции: в Японии — 50 %, в Германии — 48, в Швеции — 42, в США — 40, во Франции — 38, в Великобритании — 36 %. Машиностроительный комплекс России производит лишь около 21 % промышленной продукции.
Машиностроительный комплекс
(МК), включающий в себя соответственно
машиностроение и металлообработку,
ремонтное производство, а также
малую металлургию, является материальной
базой технического перевооружения.
От него в решающей степени зависит
производительность общественного
труда, научно-технический прогресс,
материальное благосостояние народа.
Предприятия этой отрасли очень
тесно связаны между собой
и с производственными
Главная задача машиностроения
— обеспечение всех отраслей народного
хозяйства высокоэффективными машинами
и оборудованием; резкое повышение
технического уровня, качества и конкурентоспособности
продукции на внешнем рынке и
достижение в этой области передовых
научно-технических позиций в
мире; быстрый переход на производство
новых поколений машин и
Предметом экономики машиностроения
является изучение законов развития
данной отрасли, исходя из законов рыночной
экономики. Вместе с тем экономика
машиностроения как конкретная экономика
включает общественно-практические задачи.
К важнейшим из них относится
разработка теоретических основ
и практических методов организации,
планирования и управления машиностроительной
промышленностью, обеспечивающих оптимальные
темпы роста продукции, научно-технического
прогресса и повышение
Экономика машиностроения как
наука изучается и развивается
путем проведения научных исследований
в научно-исследовательских
Основные направления
научно-исследовательской
6. Методы определения
и пути повышения
Экономика машиностроения как
учебная дисциплина должна дать студентам
основы теоретических знаний и практические
методы, необходимые для экономической
работы или для понимания
Глава 1. Отраслевая структура машиностроения
1.1. Понятие об
отрасли машиностроения и
Отрасль промышленности представляет
собой совокупность предприятий, объединённую
экономическим назначением
Промышленность по мере развития расчленяется на комплексные отрасли, т.е. структуры, в состав которых входят несколько однородных, но специализированных внутри отрасли подотраслей промышленности. При этом специализация может осуществляться двумя основными способами:
Отраслевая структура машиностроения не является стабильной. В ней наблюдается постоянное выделение новых отраслей, причём этот процесс имеет место, если накоплены необходимые количественные признаки, характеризующие новую отрасль.
Для преобразования в отдельную отрасль конкретное производственное подразделение оценивается по следующим показателям:
В связи с этими показателями выделяют несколько ступеней отраслевой дифференциации.
На первой (низшей) ступени дифференциации объёмы производства сравнительно малы, поэтому устойчивые кооперированные связи между первичными производственными подразделениями ещё отсутствуют. На данной ступени формируются виды производства, которые характеризуются высокой общностью применяемых технологических процессов, сырья, материалов в сочетании с незначительными объёмами производимой продукции.
На второй ступени дифференциации образуются более крупные подразделения, требующие специального технологического оборудования, специфической технологии и организации производства, а также единой технической политики. Данная ступень характеризуется значительными объёмами производства, наличием собственных производственных подразделений и научно-исследовательских институтов. Они удовлетворяют потребностям общества в продукции определённого вида и называются отраслями производства. Частным случаем отраслевой дифференциации в машиностроении является выделение в самостоятельную отрасль производства отдельных технологических процессов.
На четвёртой ступени дифференциации выделяются комплексные отрасли промышленности, которые представляют собой совокупность родственных подотраслей на основе общности экономического назначения продукции.
Таким образом, на разных ступенях отраслевой дифференциации образуются различные по своей сущности и масштабам подразделения, которые разными способами обеспечивают достижение главной цели частного разделения труда – повышения эффективности общественного производства и качества выпускаемой продукции.
Постоянство и повторяемость номенклатуры выпускаемой продукции придаёт каждой отрасли машиностроения и каждому машиностроительному предприятию определённый производственный профиль.
Производственный профиль – это приспособленность предприятия отрасли к постоянному производству определённой номенклатуры изделий, которые являются общими по экономическому назначению. Производственный профиль обусловливает отраслевую специализацию предприятия.
Для оценки отрасли используют показатели уровня дифференциации и коэффициента распылённости.
Уровень дифференциации – это показатель степени обособления профилированного отраслевого объединения, определяемой по удельному весу профильной, или основной, продукции, выпускаемой предприятием этой отрасли в общем производстве данной продукции в стране за год. Он определяется по следующей формуле:
У од = ----------------------- , (2.1)
Q пр п + Q отр
Q отр – годовой выпуск этого же вида продукции, производимой всеми отраслями в стране, которые не профилированы на её изготовлении.
Коэффициент распылённости – показатель удельного веса профилированных заводов в общем количестве предприятий, имеющих цехи и участки по выпуску продукции данного профиля:
У д = ----------------------- , (2.2)
N д + N дп
N дп – число предприятий, имеющих цехи и участки по выпуску данной машиностроительной продукции в других отраслях.
Приведённые показатели позволяют
объективно определить, какие виды
производств можно выделить в
самостоятельные отрасли и
1.2. Основы классификации машин(см.приложение 1)
Машины как продукция машиностроения классифицируются по следующим группам:
1. Средства производства
– это техника для
2. Средства обороны.
3. Непосредственные предметы потребления.
В зависимости от функционального назначения и области обслуживания все машины, приборы и механизмы классифицируются следующим образом (от общего к частному)
Данная классификация машин является основой для выделения предметной оценки уровня специализации в машиностроении. По мере развития технического прогресса и роста потребления машиностроительные заводы, как правило, сосредоточивают свою деятельность на выпуске машин по роду, классу и т.д., выделяя производство новых машин в самостоятельные отрасли. Это приводит к углублению специализации машиностроения.
1.3. Классификация
отраслей промышленности и
В основе классификации отраслей машиностроения и выделения крупных комплексных отраслей, подотраслей и видов производств лежит принцип экономического назначения продукции и общности организации и технологии производства. На современном этапе развития машиностроения выделяют 18 крупных комплексных отраслей, в которые входят более 100 производств. Крупнейшими отраслями в машиностроении являются следующие:
1. Тяжёлое, энергетическое и транспортное машиностроение (в г.Воронеже представителем данной отрасли является предприятие ОАО «Рудгормаш»).
2. Электротехническая
3. Химическое и нефтяное машиностроение (ФГУП «Воронежский механический завод», ФГУП «Конструкторское бюро химавтоматики»).