Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 07:27, реферат
Цель моей экзаменационной работы заключается в изучении машиностроительного производства, его аспектов, а также в освоении монопольной власти, ее преимуществ и недостатков.
Машиностроение по праву считается ведущей отраслью промышленности страны. Именно ее развитие отражает уровень научно-технического потенциала и обороноспособности России. Машиностроение определяет перспективы индустрии в мире в целом. В развитых странах на долю этой отрасли приходится более 1/3 общего объема промышленной продукции: в Японии — 50 %, в Германии — 48, в Швеции — 42, в США — 40, во Франции — 38, в Великобритании — 36 %. Машиностроительный комплекс России производит лишь около 21 % промышленной продукции.
а) горизонтальная интеграция — слияние двух или более компаний, занятых в одной сфере производства;
б) вертикальная интеграция — комбинация разноотраслевых компаний, производство в которых связано единой технологической цепью;
в) комбинация разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой.
Для характеристики концентрации производства и ее отраслевых особенностей могут быть использованы в зависимости от поставленных задач как отдельные показатели, так и их система.
Абсолютные размеры
а) объем производства продукции за год;
б) среднегодовая численность промышленно-производственного персонала;
в) среднегодовая стоимость основных производственных фондов.
В отдельных случаях могут быть использованы такие показатели, как величина энергетической мощности, обслуживающей производственный процесс, и мощность основных агрегатов.
Показателями уровня концентрации производства в отраслях промышленности являются:
Главным среди перечисленных показателей является объем производства продукции, который с большей объективностью характеризует данную форму общественной организации производства.
2.3. Эффективность концентрации производства в машиностроении
Экономический эффект концентрации
заключается в улучшении
Крупные предприятия обеспечивают более высокую эффективность производства.
На крупных предприятиях производительность труда значительно выше, чем на мелких. Так, если производительность труда на предприятиях со среднегодовой численностью промышленно-производственного персонала до 200 человек принять за 100%, то на предприятиях второй группы (201-500 чел.) она составит 153%, и на предприятиях третьей группы (501 и более) — 217%. На долю наиболее крупных предприятий приходится 80,5% объема вырабатываемой продукции, тогда как их число достигает лишь 3,9%.
Фактическая эффективность концентрации может быть лучше всего выявлена на примере отдельных отраслей промышленности, и прежде всего однопродуктовых отраслей, характеризующихся массовым выпуском какого-либо вида продукции. В этих отраслях размеры предприятий; а также некоторые экономические показатели их работы могут быть выражены в натуральной форме.
Закономерность процесса концентрации производства обусловлена тем, что крупное производство имеет целый ряд преимуществ перед мелким. Преимущества крупных предприятий сводятся к следующим основным моментам:
1. На крупном предприятии,
как правило, внедряется
Наиболее важным показателем
эффективности крупных
Производительность труда на крупных предприятиях по сравнению с небольшими (по объему валовой продукции) в целом по промышленности страны выше в 7 раз, в том числе в черной металлургии — в 7 раз, в химической промышленности — более чем в 4 раза, в машиностроении — в 3 раза, и т. п.
Однако чрезмерное укрупнение
заводов и фабрик не является целесообразным
с народнохозяйственной точки зрения.
Существует граница, за пределами которой
увеличение масштабов производства
уже не вызывает улучшения экономических
показателей. Так, в обувной промышленности
предприятия с годовой
Имеют место случаи, когда
чрезмерное укрупнение производства при
данном уровне техники приводит даже
к ухудшению технико-
Строительство крупных предприятий
требует больших капитальных
вложений, длительных сроков их создания
и освоения. Крупные предприятия
требуют много рабочей силы, которая
зачастую не может быть покрыта за
счет местных ресурсов, а привлечение
их из других районов связано с
дополнительными затратами по переселению,
социально-культурному и
В связи с этим возникает
необходимость целесообразного
сочетания строительства
Глава 3. Преимущества и недостатки монопольной власти
3.1.Преимущества монопольной власти
Монополии, как и конкуренция, имеют свои преимущества и недостатки. Преимущества монополий обуславливают их устойчивость, а недостатки определяют необходимость проведения государством активной
Выгодность монополий для общества определяется тем, что:
Выгодность монополий для потребителей заключается в том что:
Прозрачность поведения крупных фирм ограничивает возможность махинаций и недобросовестной конкуренции.
Выгодность для фирмы-монополиста:
Западные экономисты отмечают ряд других преимуществ:
Первая причина заключается в том, что современные технологии и высокопроизводительная техника в некоторых отраслях таковы, что эффективное и малозатратное производство могут быть достигнуты только, если производители являются чрезвычайно крупными как в абсолютном выражении, так и относительно всего рынка данной продукции. Здесь рост масштабов производства приводит к экономии издержек. Там, где эффект роста масштаба производства очень существенен, кривая средних издержек фирмы будет понижаться на протяжении большого отрезка в сторону горизонтальной оси объема производства. Если, к примеру, три фирмы, каждая из которых контролирует приблизительно одну треть рынка и в полной мере пользуется эффектом масштаба, то новые конкуренты, более мелкие фирмы, не в состоянии получить экономию на издержках и не смогут получать прибыли, необходимые для выживания и роста. Здесь функционирование крупных монополий оказывается выгодным и для общества, поскольку более низкие издержки оборачиваются более низкими иенами для потребителей.
Вторая причина состоит в том, что в ряде отраслей экономия, вызванная эффектом масштаба, настолько ярко выражена, что конкуренция просто неосуществима. Здесь производство любого объема продукции одной фирмой обходится обществу дешевле, чем его производство двумя и более фирмами. Такие монополии называются естественной монополией. В качестве примера можно отметить услуги местной телефонной связи, телеграфа, метро, электро- , газо-, водоснабжение и другие инфраструктурные объекты. Монополия в данном случае является «естественной» в том смысле, что она представляет собой рыночную структуру, минимизирующую издержки производства, что является весьма выгодным для любого общества
Третья причина существования монополий состоит в том, что одна-единственная фирма может обладать контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом. В дачном случае собственности может быть использован монополией как средство создания эффективной преграды для конкурентов. В мировой практике существует несколько классических примеров. Так, алмазный синдикат «Де Бирс» обладает большинством из известных мировых алмазных рудников и поэтому эффективно контролирует от 80 до 85 % мирового предложения алмазов. «Алюминиум компани оф Америка» удерживала и удерживает свое монопольное положение в алюминиевой промышленности многие годы благодаря своему контролю над всеми основными источниками бокситов – главного сырья, используемого в алюминиевом производстве. В течение многих лет фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, потому что только она обладала более совершенными знаниями в области множительной технологии, поэтому у конкурентов не было возможности проникнуть в эту область деятельности.
Четвертая причина – это создание государством легальных барьеров для вступления в отрасль, выдавая патенты и лицензии. В США государство выдает изобретателю исключительное право контролировать продукт в течение 17 лет. Патент защищает его от незаконного захвата продукта или технологического процесса конкурирующими предприятиями. Считается, что конкуренты не участвовали в расходах (времени, усилий, денег) на разработку данного изобретения, а изобретатель вправе пользоваться результатами своих изобретений, используя свое монопольное положение. Патентный контроль сыграл видную роль в росте могущества многих современных индустриальных гигантов «Дженерал электрик», «Дженерал моторз», «Ксерокс», «Полароид» и т.д. Прибыли, обеспеченные одним важным патентом, могут быть использованы для того, чтобы дальше финансировать научно-исследовательские работы для разработки новой патентной продукции. В этом случае монопольная власть обеспечивает выгоду не только обладателю патента, по и способствует развитию научно-технического прогресса в данном государстве.
Отмечается и пятая причина нечестная конкуренция, когда посредством агрессивных действий и недобросовестной конкуренции блокируется вступление R отрасль новых конкурентов. Приемы здесь разнообразны и многочисленны. Хотя многие из них считаются незаконными и преследуются законом данной страны, в реальной практике доказать эту незаконность представляется затруднительным. Сторонники монополизации экономики делают особый упор именно на вышеперечисленных условиях существования монополий и акцентируют внимание на таких ее экономических преимуществах как: а) эффект масштаба; б) ускорение научно-технического прогресса; в) предложение товаров лучшего качества; г) стимулирование межотраслевой конкуренции. Насколько реальны эти преимущества? Поскольку жизнь не стоит на месте, а выше была приведена характеристика чистой монополии в статичной экономике, в условиях стандартной технологии и сложившегося спроса, т. е. изменением этих условий преимущества монополий могут быстро снизиться. Возьмем, к примеру, положительную роль монополий в ускорении научно-технического прогресса. Без сомнения, предоставляя монопольное право фирмам-изобретателям, государство стимулирует технические нововведения. Кстати, известный экономист И. Шумпетер и другие экономисты доказывали, что именно крупные фирмы, имеющие монопольную власть – это желательное явление для общества, поскольку они могут тратить свои монопольные прибыли па научные исследования, чтобы значительно упрочить свою монопольную власть. Но на практике, как утверждают некоторые экономисты, в большинстве секторов экономики с устоявшимся размером фирм связь между размером фирм и долей ее дохода, идущей на исследования и разработки, оказывается слабой. В тоже время, малая власть над рынком может увеличить усилия, связанные с изобретательством, а всеобъемлющая власть над рынком может уменьшить их. В самом деле, если фирма является монополистом и контролирует и цены, и объем предложения, и входные барьеры в отрасль очень сильны, то зачем ей тратить свои прибыли на научные исследования, ведь ее позиции и так непоколебимы. А малым фирмам для самовыживания есть прямой смысл заниматься научными изысканиями, чтобы создать что-то новое, которое помогло бы ей упрочить свои позиции на рынке. К тому же неизвестно, насколько вероятно, что если монопольная фирма расходует на исследования и разработки в два раза больше, чем другая фирма, то и достигнутый ею в области технического прогресса результат будет примерно в два раза большим. Хотя измерить результаты деятельности в области научных разработок довольно трудно, но факты свидетельствуют, что в большинстве случаев маловероятно, чтобы результаты фирмы-монополии в два раза превосходили результаты фирмы, не делающей таких затрат. Таким образом, технический прогресс в отраслях являет собой смешанную картину, и утверждения о преимуществах монополий в ускорении научно-технического прогресса оказываются па практике не столь абсолютными, как кажутся. Можно поставить под сомнение и другие преимущества монополий. Например, эффект масштаба. Изменение величины совокупного спроса на продукцию отрасли в сторону понижения по каким-либо причинам – появлением качественных заменителей, изменением моды, вкусов и предпочтений потребителей, увеличением импорта и т.д., сразу же снизит прибыль монополий и высокая степень концентрации производства окажется неоправданной. То же самое можно сказать о таком преимуществе, как более высокое качество предлагаемых монополией товаров. Конечно, потребитель предпочитает купить, скажем, автомобиль известной фирмы, такой как «Тойота» или «Мерседес», чем неизвестной, полагаясь, что именно эти фирмы располагают большими материально-техническими возможностями по совершенствованию автомобилей. Не отрицая справедливость этих предположении, можно отметить, что и конкурентные фирмы могут предложить альтернативную продукцию более интересного художественного оформления, высоких экологических стандартов, других моделей, что в будущем сформирует им устойчивый положительный имидж и поможет успешно конкурировать на автомобильном рынке.