Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 07:27, реферат
Цель моей экзаменационной работы заключается в изучении машиностроительного производства, его аспектов, а также в освоении монопольной власти, ее преимуществ и недостатков.
Машиностроение по праву считается ведущей отраслью промышленности страны. Именно ее развитие отражает уровень научно-технического потенциала и обороноспособности России. Машиностроение определяет перспективы индустрии в мире в целом. В развитых странах на долю этой отрасли приходится более 1/3 общего объема промышленной продукции: в Японии — 50 %, в Германии — 48, в Швеции — 42, в США — 40, во Франции — 38, в Великобритании — 36 %. Машиностроительный комплекс России производит лишь около 21 % промышленной продукции.
3.2. Недостатки монопольной власти
Недостатки монополий:
Необходимость регулирования деятельности монополий.
Наличие отрицательных последствий функционирования монополий приводит к необходимости их сглаживания государством посредством регулирования деятельности этих компаний, ведь рыночные механизмы здесь не «работают» и не в состоянии решить данные проблемы. Антимонопольное регулирование направлено на ограничение рыночной власти монополий, на увеличение объема предложения монопольного продукта и снижение его цены. Подчеркнем, что в большинстве случаев речь идет не о борьбе с монополиями как таковыми, а именно об ограничении монополистических злоупотреблений.
Одной из основных мер антимонопольного регулирования становится принятие антимонопольного законодательства. Не случайно, что сегодня нет ни одной страны, где бы отсутствовало антимонопольное законодательство. Практика антимонопольного регулирования в каждой стране отличается определенной спецификой, тем не менее, некоторые его общие черты выделить можно:
• обычно государство запрещает заключение договоров, направленных на ограничение производства и торговли каким-либо товаром;
• запрет соглашений о разделе рынка; контроль за слияниями фирм;
• запрещается так называемая ценовая дискриминация потребителей по какому-либо признаку;
• запреты на принудительные соглашения о комплексной покупке товаров, когда условием приобретения одного блага становится непременная покупка какого-либо другого;
• запрет на приобретение акций конкурентов, если это снижает уровень конкуренции в отрасли;
• запрет взаимного переплетения директоратов конкурирующих фирм, т. е. когда одни и те же лица управляют разными компаниями, конкурирующими на рынке (здесь речь идет о переплетении с конкурентами, носящее характер сговора);
• запрещается монополизация производства выше определенного уровня в руках одной фирмы;
• разнообразные штрафы за ненадлежащее рыночное поведение;
• прямая демонополизация,
т. е. принудительное дробление Предприятия-
Заключение
Российская машиностроительная
промышленность переживает сложный
этап своего развития. Он характеризуется
кардинальными
Современный уровень этой отрасли, ее научно-техническая и производственная база не отвечают возрастающим требованиям экономического и социального развития страны.
Среди основных причин падения научно-технического уровня продукции машиностроения:
- отказ от государственной
поддержки передового
- сокращение госзаказов на эти виды оборудования. Сейчас заметно снижение и до этого невысокой доли экспорта машин и оборудования (в 80-е годы экспортировалось только 3 % изделий неизбежно на технически отсталом, устаревшем оборудовании, обусловливает низкую эффективность производства, что в конечном счете усугубляет общий кризис экономики.
Такое положение дел в машиностроении стало сдерживающим фактором в ускорении обновления активной части основных фондов, повышении производительности труда во всех отраслях народного хозяйства. Непомерно высокой осталась доля ручного туда, разрослась сфера ремонта. Поэтому для сбалансированности развития отраслей машиностроительного комплекса и народного хозяйства в целом необходима программа модернизации отечественного машиностроения, которая предусматривала бы значительные мероприятия по совершенствованию управления этой важнейшей сферой экономики, коренной перестройки ее структуры.
Руководителям машиностроительных предприятий на всех уровнях предстоит решать вопросы поддержания экономики отрасли на требуемом уровне, повышение эффективности функционирования отдельных подотраслей, достижения запланированных технико-экономических показателей, а также обеспечения расширенного воспроизводства.
На современном этапе наибольшим динамизмом отличаются наукоемкие подотрасли машиностроительного комплекса: производство ЭВМ, телекоммуникационного оборудования, ракетно-космической техники, промышленных роботов и средств автоматизации. Ведущими отраслями машиностроительного комплекса являются общее машиностроение, электротехника и радиоэлектроника, транспортное машиностроение, а также производство ЭВМ и конторского оборудования.
В настоящее время актуальны углубление специализации и расширение кооперирования производства; развитие предприятий сборочного и механосборочного типов, специализированных заводов по изготовлению деталей, агрегатов, заготовок отраслевого и межотраслевого назначения; ускорение обновления основных производственных фондов; повышение эффективности использования действующих и значительное сокращение сроков создания и освоения вводимых производственных мощностей.
Один из основных путей
решения многих проблем машиностроения
— это развитие внутреннего рынка
машиностроительной продукции. Отсутствие
или недостаточность заказов
со стороны внутреннего рынка
порождает дефицит
Не менее важно наладить постоянно действующий механизм обновления продукции, повышения ее потребительских свойств, вовлечение в производство разработок НИОКР. Именно с этой целью было создано Министерство промышленности, науки и технологий, призванное на основе научных достижений и новых технологий вырабатывать промышленную политику и реализовывать ее в рамках предоставленных полномочий.
Особенность российского
производственного сектора
Чтобы соответствовать требованиям, которые экономика страны предъявляет к машиностроению, последнее должно занять активную позицию в вопросах перевооружения и модернизации своих предприятий.
Список использованной литературы
1. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.Финансы и статистика, 2009- 208с.
2. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 304 с.
3. Экономика и статистика фирм: Учебник/Под ред. проф. С.Д. Ильенковой. – М., 2008.
4. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/Под ред. проф. О.И.Волкова и доц. О.В. Девяткина. – 3-е изд., пераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009.– 601 с.
5. Экономика предприятия. Учебник/ Под ред.Карлика А.Е., Шухгальтер М.Л. – М., 2007.
6. Хитер К. Экономика отраслей и фирм: Пер. с англ. / Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009 – 480 с.
7. Концентрация в экономике http://www.hanadeeva.ru/
Приложения
Приложение 1
Классификация машин
Признаки классификации |
Содержание |
1.По роду машин |
Система машин и оборудования,
предназначенная для |
2.По классу машин |
Система машин и оборудования данного рода, отличающаяся характером работы и предназначенная для использования в комплексных отраслях народного хозяйства |
3.По группе машин |
Система машин данного класса, предназначенная для выполнения определённой специфической работы в отрасли |
4.По виду машин |
Совокупность машин и оборудования, входящих в определённую группу и отличающихся техническими признаками |
5.По типу машин |
Машины и оборудование определённого вида, отличающиеся конструктивными особенностями |
6.По типу размеру машин |
Машины определённого типа, отличающиеся параметрами важнейших технических характеристик |
Приложение 2
Важнейшие
отрасли машиностроительного