Отраслевы особенности стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Зародившись более чем 2500 лет назад, стратегическая мысльнепрерывно развивается. Долгое время стратегические задачи возникали преимущественно в военной сфере. Во второй половине ХХ в. они приобрели новый смысл в сферебизнеса. Стратегические решения стали ключевыми в деятельности компаний, а стратегия — ядром управленческой деятельности на верхнем уровне управления. Тем не менее смысл стратегии все еще остается расплывчатым и многозначным. Понимание эволюции стратегической мысли дает основу для выработки собственного отношения к роли и сути стратегии.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Теоретические основы стратегического менеджмента
1.1. Сущность, понятие и функции стратегического менеджмента.
1.2. Определение стратегии. Ее виды.
1.3. Методы разработки стратегии.
Глава 2. Отраслевые особенности стратегического менеджмента
2.1. Анализ развития рынка производства электротехнического оборудования в России.
2.2. Анализ внешней среды
2.3. Анализ внутренней среды
2.4. SWOT-анализ
2.5. Риски
2.6. Выбор стратегии
3. Заключение
Список использованной литературы:

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Программа «Мастер делового администрирования (МВА)»

 

 

 

Курсовая работа по курсу

«Стратегический менеджмент»

«Отраслевые особенности стратегического менеджмента»

 

МВА-12-02

 

 

 

 

Результат проверки

 

   ____________________

(подпись)

 

доцент, к.э.н.

Палей Т.Ф.

 

Слушатель

 

____________________

(подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань, 2012


Содержание

 

Введение.             

Глава 1. Теоретические основы стратегического менеджмента             

1.1. Сущность, понятие и функции стратегического менеджмента.             

1.2. Определение стратегии. Ее виды.             

1.3. Методы разработки стратегии.             

Глава 2. Отраслевые особенности стратегического менеджмента             

2.1. Анализ развития рынка производства электротехнического оборудования в России.             

2.2. Анализ внешней среды             

2.3. Анализ внутренней среды             

2.4. SWOT-анализ             

2.5. Риски             

2.6. Выбор стратегии             

3. Заключение             

Список использованной литературы:             


Введение.

 

Зародившись более чем 2500 лет назад, стратегическая мысльнепрерывно развивается. Долгое время стратегические задачи возникали преимущественно в военной сфере. Во второй половине ХХ в. они приобрели новый смысл в сферебизнеса. Стратегические решения стали ключевыми в деятельности компаний, а стратегия — ядром управленческой деятельности на верхнем уровне управления. Тем не менее смысл стратегии все еще остается расплывчатым и многозначным. Понимание эволюции стратегической мысли дает основу для выработки собственного отношения к роли и сути стратегии.

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.

В настоящее время, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса, особенно в условиях мирового финансового кризиса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

В последние годы ряд российских компаний успешно развиваются и некоторые из них занимают лидирующие позиции не только на внутреннем, но также и на основных мировых рынках. С другой стороны, в России активно развиваются и многие международные корпорации, которые в настоящее время уже являются лидерами на национальном и региональных рынках страны. В этой ситуации развитие перспективного сектора небольших региональных компаний становится проблематичным, учитывая существенные ресурсы и возможности национальных и международных компаний. Достижение этими региональными компаниями конкурентного преимущества возможно прежде всего за счет эффективной системы стратегического управления, направленной на использование всех имеющихся внешних и внутренних возможностей.

Не существует стратегии единой для всех компаний, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов.

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что на сегодняшний день стратегия - это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должен обеспечивать устойчивое экономическое развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг.

Целью работы является обосновать сущность и значимость стратегии, проанализировать  стратегию развития рынка электротехнического оборудования.

Исходя из этой цели, были поставлены следующие задачи:

      теоретическое исследование понятия «стратегический менеджмент», «стратегия»;

      определение функций. Описание видов стретегий;

      определение и построение стратегии на примере развития ООО «ИНВЭНТ-Электро».

Данная работа состоит из двух частей. В первой части рассматриваются теоретические аспекты стратегического менеджмента, его функциии стратегии.

Вторая часть отведена анализу отраслевых особенностей стратегического менеджмента в производстве электрооборудования на примере ООО «ИНВЭНТ-Электро».


Глава 1. Теоретические основы стратегического менеджмента

1.1. Сущность, понятие и функции стратегического менеджмента.

 

Понятие "менеджмент" широко известно не только специалистам в области управления. В самом общем смысле менеджмент означает профессионализм или даже искусство в деле эффективного управления организацией. При этом эффективное управление может обозначать разные понятия. Например, неуклонное и последовательное продвижение в направлении установленных целей, или результаты, свидетельствующие о росте прибыли или снижении числа жалоб клиентов, успехи в повышении качества обслуживания, расширении сети филиалов или внедрении новых технологий производства. Менеджмент — это эффективное управление, критерии оценки, качества которого меняются в зависимости от типа организации, отрасли, в которой он функционирует, его социальной значимости и многих других параметров. Таким образом, менеджмент — широкое понятие с неопределенными границами.

Эта проблема нахождения методов и форм эффективного менеджмента осознавалась уже классиками дисциплины -А. Файолем, Ф. Тейлором. Решение этой проблемы в расширении сферы управленческих исследований и совершенствовании их методологии и техники. Так возникли школы и направления в менеджменте, которые делали акценты, например, на мотивации и взаимоотношениях людей в процессе труда (школа человеческих отношений и психологическая школа), совершенствовании организационных структур (системный анализ, структурно-функциональный подход), оптимизации трудовых процессов (научная организация труда), организационной культуре, коммуникациях.

Возникновение различных школ и направлений теории менеджмента всякий раз определялось новыми реалиями, с которыми сталкивались организации, работающие, прежде всего, в сфере бизнеса.

Не является исключением из этого ряда  возникновение теории стратегического менеджмента. Ограничиваясь пока самым общим представлением, согласно которому стратегический менеджмент есть процесс планирования, определения и осуществления деятельности организации в долговременной перспективе, отметим, что его возникновение как самостоятельной научной дисциплины также было связано с новыми условиями деятельности корпораций, прежде всего в США, сложившимися к началу 1960-х годов. Эти условия определялись, во-первых, технологическими взрывами, вызванными научно-технической революцией, требующими прогнозирования новых производственно-технологических прорывов, возможных в будущем; во-вторых, насыщением рынка товаров и услуг в развитых странах, что приводило к усилению конкуренции; в-третьих, началом процесса глобализации рынков, возникновением транснациональных корпораций, что усиливало неопределенность и сложность среды существования бизнеса. Корпорации уже не могли ограничиваться в своей деятельности оперативным планированием и функциональным менеджментом. Возникла необходимость в долгосрочном планировании и управлении, нацеленном на будущее. Она была реализована в стратегическом менеджменте.

Становление стратегического менеджмента как самостоятельной области исследования и управленческой практики прошло четыре этапа:

1. Бюджетирование и контроль. Эти управленческие функции активно разрабатывались и совершенствовались уже в первой четверти. XX в. Значительный вклад в их развитие внесла школа научного менеджмента.

2. Долгосрочное планирование. Этот метод сформировался в 1950-е годы. Он основывается на выявлении текущих изменений определенных экономических показателей деятельности организации и экстраполяции выявленных тенденций (или трендов) в будущее.

3. Стратегическое планирование. Его широкое применение в практике бизнеса начинается с конца 1960-х — начала 1970-х годов. Этот подход основывается на выявлении трендов не только экономического развития корпорации, но и среды ее существования. Среда понимается как сложная, структурированная система факторов, воздействующая на организацию и ее конкурентов. Нестабильность среды при этом рассматривается как решающий фактор планирования.

4. Стратегический менеджмент. Как самостоятельная дисциплина он появляется в середине 1970-х годов. Подобно стратегическому планированию, стратегический менеджмент основывается на изучении изменений во внешней среде организации. Однако этот подход не сводится к восприятию окружения как фактора, ограничивающего процесс организационного планирования, но предполагает установление ясно определенных целей и разработку путей их достижения на основе использования сильных сторон организации и благоприятных возможностей среды, а также компенсации слабых сторон и методов избегания угроз.

Стратегическое управление предполагает реализацию следующих функций:

а) определение целей фирмы с учетом рыночной ситуации;

б) определение средств достижение этих целей;

в) сегментация, то есть разделение общей цели на подцели;

г) разработка соответствующих перспективных планов и программ, стратегии.

Дальше эта стратегия должна осуществляться в рамках инновационного, производственного и других видов функционального менеджмента.

 

1.2. Определение стратегии. Ее виды.

Из всего наличия определений стратегии, на мой взгляд, лучше всего ее раскрывает следующее:

Стратегия — это понимание места и роли компании в будущем потоке событий, позволяющее сформировать интегрированный набор действий, направленный на создание устойчивых конкурентных преимуществ.

Стратегия включает в себя:

      Стратегическое мышление — креативность, предпринимательское «озарение» в понимании компании, отрасли и ихокружения;             

      Формальное стратегическое планирование — систематический и понятный процесс формирования стратегии;

      Ситуационные стратегические решения — эффективная реакция на неожиданные возможности и проблемы.

Приведу еще ряд определений стратегии:

Стратегия — это определение долгосрочных целей и задач организации, формирование программы действий и распределения ресурсов, необходимых для выполнения этих целей.

Стратегия — это формулировка миссии организации, ее намерений и целей, политики, программы и методов их достижения.

Стратегия — это конкретизация пути развития компании исходя из динамики внешней среды посредством формулирования долгосрочных целей, поиска ресурсов для их достижения и планирования конкретных действий на перспективу.

Стратегия — это правило формирования решений, определяющих деятельность компании в пространстве «продукт — рынок», направление роста, конкурентное преимущество и синергию между ними.

Существуют несколько видов основных базовых корпоративных стратегий. Каждая из них эффективна при определенных условиях внутренней и внешней среды:

1. Стратегии стабильности (ограниченного роста) - цели развития организации устанавливаются «от достигнутого» и корректируются на изменяющиеся условия (например, инфляцию).      

   2.   Стратегии роста - установление целей развития организации значительно выше уровня, достигнутого в прошлом.

   Принято выделять:

                 2.1. Стратегии интенсивного (концентрированного) роста

                 2.2. Стратегии интеграционного роста

                 2.3. Стратегии диверсифицированного роста

   3.  Стратегии сокращения -  установление целей развития организации ниже уровня, достигнутого в прошлом.

   4. Комбинированные стратегии - любое сочетание рассмотренных альтернатив – ограниченного роста, роста и сокращения.

Разновидности стратегии стабильности:

Стратегия «паузы» – намеренное приостановление темпов роста сбыта. Применяемые меры:

Ø      Снижение объемов прямой рекламы;

Ø      Снижение комиссионных дилерам и торговым агентам;

Ø      Повышение цен на отдельные виды продукции.

Стратегия «осторожного продвижения»– поддержание стабильной работы бизнеса в благоприятных, но неясных перспективах.

Применяемые меры:

Ø      Создание запасов материальных ресурсов:

Ø      Заключение форвардных контрактов на поставку материальных ресурсов;

Информация о работе Отраслевы особенности стратегического менеджмента