Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 14:25, курсовая работа
Зародившись более чем 2500 лет назад, стратегическая мысльнепрерывно развивается. Долгое время стратегические задачи возникали преимущественно в военной сфере. Во второй половине ХХ в. они приобрели новый смысл в сферебизнеса. Стратегические решения стали ключевыми в деятельности компаний, а стратегия — ядром управленческой деятельности на верхнем уровне управления. Тем не менее смысл стратегии все еще остается расплывчатым и многозначным. Понимание эволюции стратегической мысли дает основу для выработки собственного отношения к роли и сути стратегии.
Введение.
Глава 1. Теоретические основы стратегического менеджмента
1.1. Сущность, понятие и функции стратегического менеджмента.
1.2. Определение стратегии. Ее виды.
1.3. Методы разработки стратегии.
Глава 2. Отраслевые особенности стратегического менеджмента
2.1. Анализ развития рынка производства электротехнического оборудования в России.
2.2. Анализ внешней среды
2.3. Анализ внутренней среды
2.4. SWOT-анализ
2.5. Риски
2.6. Выбор стратегии
3. Заключение
Список использованной литературы:
Ø Дооснащение производства;
Ø Заключение предварительных договоренностей о найме персонала.
Стратегия «без изменений» – сознательное «замораживание»
ситуации на рынке.
Продолжаются обычные мероприятия по удержанию потребителей, в то же время прекращаются перспективные инвестиции в расширение мощностей, создание новых/модифицированных видов продукта, освоение новых сегментов рынка.
Разновидности стратегий интенсивного роста:
1.1. Стратегия постоянных улучшений (интенсификации усилий на рынке) направлена на защиту и укрепление позиции организации на освоенных рынках за счет увеличения объема продаж существующих продуктов.
1.2. Стратегия развития рынков(рыночная экспансия) заключается в поиске новых рынков для увеличения сбыта уже производимых продуктов.
1.3. Стратегия продуктовых инноваций (товарная экспансия) состоит в разработке новых и/или совершенствовании существующих продуктов для освоенных рынков с целью увеличения продаж.
Интенсивный рост целесообразен в тех случаях, когда организация еще не полностью исчерпала возможности, присущие уже освоенным продуктам и рынкам.
Разновидности стратегии интеграционного роста:
2.1. Горизонтальная интеграция - усиление позиции организации путем поглощения определенных конкурентов или установления контроля над ними.
2.2. Вертикальная интеграция– это приобретение или усиление контроля над структурами, входящими в технологическую цепочку выпуска продукции: интеграции:
- обратная (регрессивная) вертикальная интеграция - приобретение или усиление контроля над поставщиками ресурсов;
- прямая (прогрессивная) вертикальная интеграция - приобретение или усиление контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем – системами транспортировки, распределения, сбыта и сервиса.
Выделяют следующие разновидности стратегии диверсификации:
3.1. Концентрическая диверсификация-пополнение своей номенклатуры изделиями, с технической и/или маркетинговой точки зрения похожими на существующие продукты фирмы. Эти товары будут привлекать внимание новых типов клиентов.
3.2. Горизонтальная диверсификация- пополнение ассортимента изделиями, которые не связаны с выпускаемыми ныне изделиями, но могут вызвать интерес существующей клиентуры.
3.3. Конгломератная диверсификация - пополнение ассортимента изделиями, не имеющими никакого отношения ни к применяемой фирмой технологии, ни к ее нынешним товарам и рынкам.
Разновидности стратегии сокращения:
Стратегия сокращения расходов ставит своей целью поиск возможностей и проведение мероприятий по сокращению затрат. Данная стратегия наиболее приемлема в случаях, когда причины ухудшения результатов деятельности организации носят кратковременный характер, убыточные подразделения функционируют на рынках с привлекательными перспективами. Реализация стратегии предусматривает снижение производственных затрат, сокращение найма и, при необходимости, увольнение персонала, прекращение производства нерентабельной продукции, отказ от дорогостоящих каналов распределения и т.д.
Стратегия отсечения лишнего (отделения)заключается в том, что организация продает или превращает в отдельно работающую фирму одно из своих подразделений. Эта стратегия применима по отношению к видам бизнеса диверсифицированной фирмы, которые не соответствуют ее стратегическим целям или утратили свою привлекательность и не приносят требуемой прибыли. Данная стратегия используется и тогда, когда организации требуются средства для развития более перспективных направлений деятельности.
Стратегия «сбора урожая/снятия сливок» ставит своей целью постепенное сокращение бизнеса до нуля и получение при этом максимально возможного дохода. Эта стратегия применяется по отношению к бесперспективному виду деятельности, который не может быть выгодно продан, но может принести доходы во время «сбора урожая». Стратегия предусматривает сокращение затрат на ресурсы и максимальное получение дохода от распродажи запасов готовой продукции и сокращающегося производства.
Стратегия ликвидации означает закрытие организации и распродажу ее активов. Ликвидация представляет собой радикальный вариант стратегии сокращения, который применяется в том случае, когда фирма не имеет возможностей для дальнейшего ведения бизнеса, а стратегии сокращения расходов и отсечения лишнего не приводят к желаемым результатам.
Необходимо отметить, что фирма может реализовывать сразу несколько стратегий.
Выделяются следующие методы разработки стратегии:
1. Нормативный подход;
2. Ситуационный подход;
3. Аналитические методы;
4. Экспертные методы.
Нормативный подход применяется с использованием следующих принципов:
1. Приоритетными должны быть стратегические действия, укрепляющие конкурентные позиции компании в долгосрочной перспективе.
2. Быстро реагируйте на изменения рыночной ситуации и требований потребителей, технологические инновации и новые инициативы конкурентов.
3. Инвестируйте в создание устойчивого конкурентного преимущества.
4. Избегайте стратегий, рассчитанных на успех лишь в благоприятных условиях.
5. Адекватно оценивайте амбиции и способности конкурентов.
6. Помните, что атаковать слабых конкурентов гораздо безопаснее и прибыльнее, чем сильных.
7. Не снижайте цены, не имея ощутимого преимущества по издержкам.
8. Добивайтесь максимального отрыва от конкурентов по качеству товаров и услуг либо потребительским свойствам.
9. Избегайте компромиссных стратегий, т.к. они дают весьма незначительный шанс стать лидером.
10. Помните, что агрессивные попытки захватить долю рынка конкурентов приводят к обострению ситуации в отрасли и к маркетинговой «гонке вооружений или ценовой войне, что убыточно для всех.
Выбор стратегии при ситуационном подходе базируется на учете факторов, характеризующих стратегическую ситуацию организации. Среди множества внешних ситуационных факторов наиболее важными являются те, которые описывают состояние отрасли и конкуренции в ней, а среди внутренних факторов – те, которые характеризуют рыночную позицию организации.
При использовании аналитических методов, выбор стратегии предусматривает использование различных аналитических методов и моделей. Наиболее популярными инструментами стратегического выбора являются портфельные матрицы BCG и McKinsey.
Экспертный метод или метод критических вопросов для выбора стратегии предусматривает поиск ответов на данные вопросы экспертным путем.
Кроме этого может использоваться метод дерева решений для выбора стратегии, при котором выбор решения осуществляется на основе коэффициентов относительной значимости и взаимной полезности по максимальному вкладу в достижение стратегической цели.
На мой взгляд, наиболее эффективным является метод разработки стратегии – это ситуационный подход, т.к. происходит учет множества факторных влияний.
1. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.,1989.
2. Константинов Г. Н. Стратегический менеджмент. Концепции. Бизнес Элайнмент, 2009.
3. Курс МВА по стратегическому менеджменту / Под. Ред Лайм Фаэй, Роберт Рэнделл. Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2002.
4. Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. – СПБ.: Питер, 2001.
Информация о работе Отраслевы особенности стратегического менеджмента