Ответственность и полномочия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 15:31, реферат

Описание работы

Менеджмент (англ. management) – это управление, заведования и организация производства; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Содержание работы

Содержание
Ведение……………………………………………………………………...3
Делегирование полномочий и ответственность…….……………………5
Виды коммуникаций…………..……………………………………..…...11
Управление стрессами………………………...………………………….16
Заключение………………………………………………………………..20
Список литературы……………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

менеджмент контр.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

 

ФГОУВПО Вятская  государственная сельскохозяйственная

Академия

Экономический факультет

 

Кафедра______________________

 

Личное дело 11011/ЭЭуб                              Оценка___________

 

Регистрационный номер в деканате_______________________

 

Работа поступила в деканат «___»_____________20__г.

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

 

По (предмет) Менеджменту

 

Специальность Финансы и кредит 

 

Студентки IV курса экономического факультета платной заочной ускоренной формы обучения.

 

Выполнила: Сметанина  Анна

 

Набор (год, месяц) 08.2011 г.

 

Преподаватель Зыкова Мария Николаевна

                                      (Ф.И.О.)

 

Регистрационный № на кафедре______________

 

Работа поступила  на кафедру «___»________________________20__г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Ведение……………………………………………………………………...3

  1. Делегирование полномочий и ответственность…….……………………5
  2. Виды коммуникаций…………..……………………………………..…...11
  3. Управление стрессами………………………...………………………….16

Заключение………………………………………………………………..20

Список литературы……………………………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Менеджмент (англ. management) – это управление, заведования и организация производства; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

В российских условиях понятия "менеджмент" и "предпринимательство" стали широко применяться в конце 80-ых начале 90-х гг., в связи с начавшейся перестройкой и, особенно, приватизацией, которая позволила создать частные предприятия, акционерные общества, ассоциации и союзы в промышленности, строительстве и других отраслях народного хозяйства.

В настоящее время  понятия "менеджер", "бизнесмен", "предприниматель" широко употребляются как в обыденной практике, так и в научной и учебной литературе, такое соседство понятий иногда вносит неясность и путаницу в определения функций этих лиц, поэтому необходимо выяснить "кто есть кто".

Бизнес (англ. business) – это предпринимательская деятельность, дело или занятие, которое является источником получения прибыли.

Предприниматель как мелкий собственник выполняет свои функции самостоятельно, личным трудом создает продукты (услуги), принимает необходимые решения по ходу развития своего дела, сам обеспечивает производственную деятельность ресурсами, реализует свою продукцию и присваивает результаты собственного труда. Дело выглядит иначе, когда

возрастают масштабы производства, возникают его побочные виды, организуются филиалы,

дочерние компании. Каждая из функциональных областей работы предприятия (снабжения, производство, сбыт и т.д.) становятся самостоятельным направлением, т.е. происходит разделения функций на производственные и управленческие. Вот здесь и появляется на рынке труда рабочая сила соответствующей квалификации и специальности –  профессиональный менеджмент. Слово "менеджер" (от лат. "menus" – рука) имеет несколько значений:

1. Наемный профессиональный  управляющий;

2. Специалист по управлению  производством;

3. Предприниматель в  профессиональном спорте.

Таким образом, менеджер – это наемный работник, занимающий определенную должность в данной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Делегирование полномочий  и ответственность

 

 

Основным принципом менеджмента  является принцип оптимального сочетания  централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте – это проблема распределения полномочий на принятие конкретно определенных решений на каждом уровне управленческой иерархии. Оптимальным вариантом считается подход, когда централизованными являются решения, относящиеся к разработке политики – целей и стратегии фирмы в целом, а децентрализованными – решения, относящиеся к оперативному управлению. 
 Под децентрализацией понимается передача права принятия решений низовому оперативно-хозяйственному звену – производственным отделениям, пользующимся хозяйственной самостоятельностью.

Децентрализованная форма управления предполагает создание внутри фирмы  производственных отделений, пользующихся полной хозяйственной самостоятельностью, т.е. наделенных широкими полномочиями, как в сфере производства, так и в сфере сбыта и несущих ответственность за получение прибылей. За высшей администрацией фирмы сохраняются функции контроля за оперативной деятельностью отделений, координация их работы и определение основных направлений для обеспечения эффективности и прибыльности деятельности компании, а также осуществление перспективного планирования. Обычно на производственные отделения возлагается вся полнота ответственности за организацию производственно-сбытовой деятельности. Однако сам факт создания производственных отделений еще не означает, что компания управляется на основе децентрализации.  
 Степень децентрализации управления определяется степенью предоставления полномочий или прав принятия самостоятельных решений управляющим отделениями, т.е. имеет место делегирование полномочий.  
 Под делегированием в общем смысле понимается передача подчиненным задачи или деятельности из сферы действий руководителя. С точки зрения организации бизнеса это ориентация на то, как максимально эффективно достигать реализации поставленных целей, используя человеческие ресурсы.

Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

 Цели делегирования:

Делегирование представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации. Если существенная задача не делегирована другому человеку, руководитель вынужден будет выполнять ее сам. Это, конечно, во многих случаях просто невозможно, так как время и способности руководителя ограничены. Более важным является то, что сущность управления заключается в умении «добиться выполнения работы другими». Поэтому, в подлинном смысле слова, делегирование представляет собой акт, который превращает человека руководителя.  
Процесс делегирования полномочий состоит из следующих этапов:  
 I этап – поручение работникам индивидуальных конкретных заданий.  
 II этап – предоставление соответствующих полномочий и ресурсов подчиненным.  
 III этап – формулирование обязательств подчиненных выполнить порученные им задания.

Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.  Ответственность – это обязательство работника выполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. Поскольку ответственность представляет собой обязательство, которое отдельный работник берет на себя, то он не может ее делегировать или передавать своему подчиненному. Работник, на которого возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязан выполнять ее лично, но он останется ответственным за удовлетворительное (неудовлетворительное) завершение работы. Под обязательством мы понимаем то, что от индивида ожидается выполнение конкретных рабочих требований, когда он занимает определенную должность в организации. Фактически, индивид заключает контракт с организацией на выполнение задач данной должности в обмен на получение определенного вознаграждения. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочия.  Полномочие – это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение делегируемых задач.

Переход к децентрализованной форме  управления осуществляется прежде всего  крупными диверсифицированными фирмами, насчитывающими значительное число  производственных предприятий, выпускающими широкую номенклатуру товаров, работающими на обширные рынки сбыта и имеющими непосредственные связи с конечными потребителями их продукции.

В теории и практике управления существуют два подхода к реализации управленческих решений: ориентация на то, как лучше добиться конечных результатов, и ориентация на то, как лучше готовить эти решения. Оба подхода трудно «стыкуются», но если доминирует второй, то конечных результатов добиваться оказывается легче. Если же доминирует первый подход, то это свидетельствует о том, что принятию управленческих решений уделяется мало внимания. Методом, который может соединить оба подхода, является делегирование полномочий работникам.  
 Метод делегирования полномочий формирует организационный диапазон исполнения управленческих решений, вывода руководителя из узкого, тесного коридора поручения заданий на широкую дорогу в поисках надежных попутчиков. Можно представить, от чего должен уходить руководитель и к чему он должен стремиться, чтобы расширить организационный диапазон исполнения.

Переходя к методу делегирования  полномочий, руководитель не только определяет сроки исполнения, качество и объемы работы, но и конечные результаты, наделяя  работников ответственностью за полную реализацию управленческого решения. Они договариваются о том, как оформить и представить результаты, а также о том, как эти результаты будут вознаграждаться. Работнику предоставляется право на риск, а значит, и право на ошибку, т.е. право самому выбирать наилучший способ достижения результата.  
Таблица 1. Преимущества метода делегирования полномочий

Узкие организационные рамки руководителя

Широкие организационные рамки руководителя

1. Выдача заданий в  пределах обязанностей работников

1. Выдача заданий в  расширенных пределах обязанностей

2. Повседневная передача поручений

2. Разовая передача  поручений 

3. Принятие мелких  управленческих решений на ходу

3. Право работников  на свободу маневра

4. Передача дополнительных  разъяснений

4. Отладка постоянной  «обратной связи» с работниками

5. Дополнение уже принятых решений новыми

5. Право работников  решать на месте. 

6. Торможение тех решений,  которые перестали исполняться 

6. Самоувязка управленческих  решений в новые звенья 

7. Принятие на себя  ролей приказчика, распорядителя,  «погонялы», надсмотрщика

7. Принятие на себя  ролей советчика, консультанта, арбитра,  наблюдателя  
 

8. Организационная среда  наполнена некачественными решениями  и перегружена управленческими  циклами 

8. Организационная среда  наполняется теми решениями, которые  работают на самореализацию управленческих циклов

9. Руководитель «ворочает  камни», которые подрывают проявление  творческих возможностей

9. Руководитель "разбрасывает" зерна-которые расширяют поле  его творческих возможностей

10. Личностный ресурс  руководителя «затаптывается"

10. Личностный ресурс  руководителя возрастает 


 

Источник:  
Отношения собственности оказывают значительное влияние на полномочия и власть менеджера, а также на систему управления предприятия. Каждое предприятие имеет в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, которое обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия. Право хозяйственного ведения – это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами. Право оперативного управления – это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленным законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Характер деятельности субъектов прав хозяйственного ведения  и оперативного управления предопределяет и различия в содержании и "объеме" правомочий, которые их обладатели получают от собственника на закрепленное за ними имущество. Право хозяйственного ведения, принадлежащее предприятию как коммерческой организации, в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям. Объектами этих прав являются имущественные комплексы, закрепленные на балансе соответствующих юридических лиц (и остающиеся объектами права собственности их учредителей). Закон специально оговаривает, что результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или в оперативное управление предприятия или учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды коммуникаций

 
 В узком смысле слова о коммуникациях  говорят как о факте, в процессе деятельности которого люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.д.

 Набор сведений, которыми люди  обмениваются между собой, можно  рассматривать как информацию, и  тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Отсюда можно сделать следующий шаг и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации, что и делается в ряде систем социально-психологического знания. Однако такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, ибо в нем опускаются некоторые важнейшие характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации. Не говоря уже о том, что при таком подходе фиксируется в основном лишь одно направление потока информации, а именно от коммуникатора к реципиенту, и здесь возникает и еще одно существенное упущение. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. 
 
         Поэтому, не исключая возможности применения некоторых            положений теории информации при описании коммуникативной стороны общения, необходимо  четко расставить все акценты и выявить специфику в самом процессе обмена информацией, когда он имеет место в случае коммуникации между людьми.

Информация о работе Ответственность и полномочия