Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:22, курсовая работа
Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.
На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро, и многие люди пытались решить ее, но их труды носили разрозненный характер и не составляли обобщенной теории.
Введение. Парадигмы управления персоналом в ХХ веке………………………. 3
Глава 1. Власть как основа системы руководства………………………………... 5
Глава 2. Подходы к управлению персоналом: технократический и гуманистический……………………………………………………………………..6
Глава 3. Понятие стиля руководства……………………………………………….7
Глава 4. «Одномерные» стили управления»: методы их реализации……………9
4.1. Авторитарный: эксплуататорский и благожелательный……………..10
4.2 Демократический: консультативный и партисипативный………....…12
4.3. Либеральный, в т.ч. бюрократический………………………………...15
Глава 5. Оценка эффективности руководителя с помощью либерально – авторитарного коэффициента………………………………………………………16
Глава 6. «Многомерные» стили управления……………………………………..18
Глава 7. Ситуационный менеджмент……………………………………………...19
7.1. Модель ситуационного рукодводства Фидлера………………….…....19
7.2. Модель Митчела – Хауса «путь-цель»…………………………………20
7.3. Теория жизненного цикла Херсли и Бланшара………………………..21
7.4. Модель принятия решения руководителем Врума – Йеттона………..23
Глава 8. Теории стиля применительно к практике управления……………….....24
8.1. Эксперимент Курта Левина……………………………………………24
8.2. Лидерский континуум Р,Тенненбаума и В. Шмидта…………………25
8.3. Теория эффективного лидерства Ф.Фидлера………………………….26
8.4. Управленческая решетка Р.Блейка и Дж.Моутон…………………….26
8.5. Концепция эффективного управления Г.Питерса и Р. Уотермена…..28
Заключение. Краткие выводы……………………………………………………..30
1. 9. - дом отдыха. Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий.
9. 1. - авторитет - подчинение. Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных.
5. 5. - организация. Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя.
9. 9. - команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность.
1.9 внимание к запросам людей,что создает «человеческую» обстановку |
9.9 внимание как решению
произв.задач и человеч. | ||||||
5.5 управлен.вокруг золотой середины |
|||||||
1.1 проявление незначительного внимания к решению произв. Задач и людям |
9.1 основное внимание уделяется решению производственных задач | ||||||
Управленческая решетка включает в себя две составляющие работы менеджера. Первая – внимание к решению производственных проблем и задач и вторая – внимание к людям. Термин «производство» означает не только изготовление материальных благ, но и осуществление продаж, расчетов, обслуживания покупателей и т.д.
Незначительное внимание к решению производственных задач и людям приводит к так называемому «убогому» стилю управления (1.1).
Руководители совершают колебания между стилем 1.9 (управление отношениями) и 9.1 (управление на основе производственных задач). Для увеличения отдачи руководители «затягивают гайки», и когда отношения между людьми начинают страдать, их «маятник» возвращается в положение 1.9.
В середине решетки находится стиль «золотая середина» или баланс между «кнутом и пряником».
Для точки 9.9 характерна взаимосвязь между вниманием к людям и решению производственных задач. Стилю руководителя свойственно достижение результатов через отношения или человеческий фактор.
Блэйк и Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства - оптимальным стилем - было поведение руководителя в позиции 9. 9. По их мнению, такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к производительности. Они также поняли, что есть множество видов деятельности, где трудно четко и однозначно выявить стиль руководства, но считали, что профессиональная подготовка и сознательное отношение к целям позволяет всем руководителям приближаться к стилю 9. 9, тем самым, повышая эффективность своей работы.
Управленческая решетка Блейка и Моутон оказала значительное влияние на диагностику организаций и деятельности менеджеров, позволяя выявить ограничения и на этой основе разрабатывать и осуществлять программы организационного развития.
8.5. Концепция эффективного
управления Г.Питерса и Р.
В 80-х годах получает распространение
концепция эффективного управления,
созданная американскими
С практической точки зрения главным в этой концепции является осознание двух видов факторов применительно к деятельности предприятий, подразделений, руководителя – «своих и/или чужих».
Факторы эффективности – то, что способствует достижению необходимых количественных и качественных результатов, или из чего складывается наша сила.
Факторы неэффективности
– то, в чем заключаются наши
слабости, недостаточная
Согласно данной концепции,
название стиля управления не имеет
принципиального значения, поскольку
оно недостаточно информативно для
понимания эффективности/
На этой концептуальной основе построены многие современные методики анализа и совершенствования стиля управления, начиная с экспресс-методик и заканчивая так называемыми «глубокими» методиками, которые отличаются большой трудоемкостью при их использовании.
В рамках своей концепции Питерс и Уотермен определили главные составляющие эффективного стиля руководителей:
Заключение. Краткие выводы.
Проблема согласования действий подчиненных по достижению намеченных целей находит свое выражение в выборе стиля управления. Под стилем управления понимается манера поведения руководителей по отношению к своим починенным, позволяющая влиять на них и заставить делать то, что в данный момент необходимо для организации. Принято выделять три основных стиля управления: авторитарный, демократический и либеральный. Каждый из них отличается рядом поведенческих признаков и использует различные методы управления.
Авторитарный –
Демократический – в противоположность авторитарному, широко использует коллективное обсуждение при принятии решений, дает возможность руководителю поддерживать с подчиненными дружеские формальные и доверительные неформальные отношения.
Либеральный – опирается
на минимальное вмешательство
Позже сложилась идея «двумерного» стиля управления, так называемая управленческая решетка. Она основывается на двух подходах, один из которых ориентируется на создание в коллективе благоприятного климата, налаживание человеческих отношений, другой – на создании должных организационных и технических условий.
Попытка определения универсального стиля управления поставила задачу соединения большого числа факторов, влияющих на поведение руководителя. Главной идеей ситуационного подхода было положение, что управленческое решение должно быть разным в разных ситуациях.
Традиционные подходы
к построению ситуационного менеджмента
различаются комбинацией трех основных
переменных: личностных качеств руководителя,
поведенческих характеристик
В современных условиях эффективность
управления определяется не только характером
отношений между руководителем
и подчиненными, но и рядом других
обстоятельств, прежде всего внешних
факторов. Поэтому модели ситуационного
управления имеют существенные различия
по набору рассматриваемых стилей управления,
ситуационных факторов и путей нахождения
связи между ними и наконец
по определению эффективности
Список литературы.
1 Основы менеджмента / под ред. проф. Вачугова Д.Д. - М.: «Высшая школа», 2001. – 366 с.
2 Управление персоналом в системе государственной службы: Учебное пособие/ сост. Данилов В.И., Китин Е.А., Нехвядович Э.А. – СПб, 1997. –143 с.
3 Управление персоналом в системе государственной службы: Учебное пособие/ сост. Данилов В.И., Китин Е.А., Нехвядович Э.А. – СПб, 1997. –143 с.
Информация о работе Парадигмы управления персоналом в ХХ веке