Перспективные направления развития рекреационной деятельности туристской организации на территории РФ» по дисциплине «Менеджмент в тур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

цель работы – выявление перспективных направлений развития рекреационной деятельности туристской организации на территории РФ .
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
провести сравнительную характеристику российских туристско-рекреационных особых экономических зон;
оценить возможные перспективы развития;
анализа деятельности туристской фирмы ООО «Алекс-Тур»;
разработка управленческих решений по результатам анализа деятельности туристской фирмы ООО «Алекс-Тур».

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретическая часть:
1.1. Основные понятия и виды рекреации 5
1.2. Туристско-рекреационные особые экономические зоны 7
1.3. Характеристика ТР ОЭЗ Российской Федерации 8
1.4. Особенности правового регулирования деятельности ТР ОЭЗ 12
1.5. Перспективы развития туристско-рекреационных особых экономических зон Российской Федерации 17
2. Практическая часть:
2.1.Общая характеристика предприятия 19
2.2. Управленческая разработка 29
2.3. Формирование затрат на проведение мероприятий 30
Заключение 36
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 114.87 Кб (Скачать файл)

Территория, отводимая под размещение ТР ОЭЗ, находится на побережье оз. Байкал, вблизи поселка Большое Голоустное. Планируется строительство объектов энергоснабжения, объектов теплоснабжения, объектов наружных сетей водоснабжения и канализации, реконструкция аэропорта в Иркутске. В границах ОЭЗ предполагается разместить гостиницы класса 3, 4 и 5 звезды; объекты делового, лечебно-оздоровительного, спортивного, развлекательного назначения.

  1. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Куршская коса» (Калининградская область)[14]

Площадь национального парка «Куршская  коса» составляет 6 621 га, площадь  акватории в охранной зоне – 9 800 га. Западная его граница проходит по берегу Балтийского моря, а восточная  – по берегу Куршского залива. Туристско-рекреационный потенциал ТР ОЭЗ позволяет развивать экологический, оздоровительный, спортивно-развлекательный, велосипедный, водный, рекреационный, деловой, экскурсионный, познавательный и другие виды туризма.

  1. Туристско-рекреационная особая экономическая зона на территории острова Русский (Приморский край).[15]

ТР ОЭЗ будет расположена на земельном участке площадью 2,8 тысячи гектаров. Планируется строительство международного делового центра, нескольких гостиниц, океанариума и Тихоокеанского научно-образовательного центра.

Формируются в трех различных климатических поясах России и практически все расположены в непосредственной близости к государственной границе. Такое размещение позволяет не только представить разнообразие природных условий страны, но и сделать их доступными для иностранных туристов. Как видно, практически в каждой из зон среди приоритетных направлений – экологический, оздоровительным, спортивный туризм, во всех регионах предусмотрено строительство гостиничных и спортивных комплексов различной направленности. Что касается структуры инвестиций, то необходимо отметить, что лишь в одном регионе создание туристско-рекреационной зоны будет основываться на бюджетном финансировании практически на 70%, тогда как в других ТР ОЭЗ внебюджетные поступления составляют от 16,5 до 45%. В течение 2007 года были выбраны площадки, определены и утверждены границы всех ТР ОЭЗ. В первом квартале 2008 г. завершена разработка и утверждены концепции создания и развития каждой из зон, включающие анализ рынка и определение их позиционирования, подготовку мастер-планов, а также разработку маркетинговых стратегий продвижения и привлечения инвесторов.

На основе концепции создания туристско-рекреационных зон были организованы и проведены конкурсы на разработку проектов планировки территорий каждой ОЭЗ. В 2008 г. начато проектирование и строительство первых объектов инфраструктуры.[7] В связи с экономическим кризисом в 2008-2009 г. из семи туристско-рекреационных особых экономических зон строительство продолжалось лишь в трех – «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае, «Алтайская долина» в Республике Алтай и «Байкальская гавань» в Бурятии. Увеличение длительности процесса создания туристско-рекреационных особых экономических зон объясняется, прежде всего, отсутствием опыта создания таких зон в России. Кроме того, длительный период предпроектных работ связан с большим сроком окупаемости проектов (12-15 лет). Тем не менее, проекты ТР ОЭЗ не будут «заморожены» надолго или вовсе свернуты – об этом свидетельствует прежде всего принятие Постановления Правительства от 31 марта 2010 года о создании новой туристской зоны в Приморском крае.

  1.4. Особенности правового регулирования деятельности ТР ОЭЗ

В проекте Концепции долгосрочного  социально-экономического развития РФ (2008-2020 гг.) туристско-рекреационные  зоны рассматриваются как часть  инновационной программы развития экономики. Они определяются как  некие региональные точки экономического роста.

В рамках данной Концепции  говорится о том, что стимулирование экономического роста может осуществляться за счет появления новых центров  инновационного роста, опирающихся  на концентрацию человеческого и  технологического потенциала. Одним  из таких центров должна стать  туристская деятельность в виде создания современных конкурентоспособных  рекреационных зон.

В упомянутой Концепции выделяются восемь макрорегионов, которые рассматриваются с позиций долгосрочного развития России. Макрорегионы концентрируют на своей территории инфраструктуру, обеспечивающую развитие производств и взаимосвязь региональных субъектов. При этом, как минимум, три макрорегиона (Балтийский, Поволжский, макрорегион Юга России) в качестве одной из составляющей своего долгосрочного развития имеют туристско-рекреационную направленность.

Внесенные законодательные  изменения вписываются в общую  логику создания и функционирования всех типов ОЭЗ (двадцатилетний срок существования всех зон, обязательность конкурсного отбора претендентов, единый статус резидентов и т.д.). Вместе с  тем ТР ОЭЗ характеризуются определенной спецификой, связанной с характером туристского производства и потребления. Эта специфика определяет порядок создания и функционирования особой туристской зоны, отличный от традиционной схемы.

Деятельность туристско-рекреационной  зоны локализована на гораздо больших участках территории, чем территория промышленно-производственных, технико-внедренческих или портовых зон. Как правило, они объединяют несколько муниципальных образований, что является недопустимым в формировании ОЭЗ любого другого типа. Такая пространственная рассредоточенность туристских зон объясняется тем, что рекреационная деятельность неоднородна по своему составу и определяется не «точечным» производством туристских услуг, а динамичным характером туристских процессов во времени и пространстве. В силу разнообразия и географических масштабов распространения туристских ресурсов границы не могут быть определены так же, как для других типов зон.

Другим отличием является возможность разработки и добычи специальных полезных ископаемых (минеральных  вод, лечебных грязей и других природных  лечебных ресурсов) на территории ТР ОЭЗ, что не допускается в других особых зонах. Многие российские курорты в большей или меньшей степени эксплуатируют подобные месторождения и в силу высокого морального и физического износа инфраструктурных объектов добычи и потребления полезных ископаемых нуждаются в обновлении основных фондов. Определенную помощь в этом отношении может оказать режим особой экономической зоны.

Особенность туристско-рекреационной  деятельности находит отражение  в структуре и критериях оценки заявки на создание особой зоны. Содержание заявки охватывает общие и специфические параметры. Обязательные для всех типов ОЭ3: технико-экономическое обоснование создания особой зоны, дополненное анализом состояния и стратегии развития субъекта РФ, на территории которого предполагается образование особой экономической зоны, расчеты будущих расходов федерального и регионального бюджетов и внебюджетных источников. Специфические параметры предполагают расчеты существующих и прогнозных показателей международных и внутренних туристских потоков, а также представление сведений о фактическом состоянии объектов туристско-курортной инфраструктуры.

Группа специфических  параметров является одним из критериев  оценки целесообразности и эффективности  создания ТР ОЭЗ. 3десь также проявляется особенность туристско-рекреационных зон, поскольку принцип инновационности (т.е. создание исключительно новых производств), характерный для промышленно-производственных и технико-внедренческих зон, для рекреационных территорий в чистом виде неприменим. Это связано с тем, что территории, имеющие благоприятный туристский потенциал и рассматривающиеся как фавориты при проведении конкурсного отбора, уже относительно успешно функционируют в качестве туристской дестинации. Создание особой туристской зоны «с нуля» ставит в неравные условия «старые» и «новые» территории и невыгодно для государства и частного бизнеса. Образование абсолютно новой рекреационной зоны потребует не только колоссальных инвестиций, но и формирования в сознании массового туриста благоприятного образа создаваемого инновационного продукта. Этот образ должен переориентировать потребителя с традиционного отдыха на новый его вид, что в силу неразвитости механизма продвижения регионального туристского продукта представляется весьма проблематичным.[3]

Режим свободной таможенной зоны, предполагающий отсутствие таможенных пошлин и НДС на ввозимые товары, распространяется только на резидентов особых промышленно-производственных, технико-внедренческих и портовых зон. Однако для резидентов туристско-рекреационной зоны в течение пяти лет предусматривается освобождение от уплаты налога на имущество и земельного налога, а также снятие 30%-го ограничения на пере нос убытков на последующие налоговые периоды. На региональном уровне возможно применение пониженной ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъектов РФ, на территории которых находятся ТР ОЭЗ.

Вместе с тем смысл  ТР ОЭЗ заключается не столько в освобождении от налогов, сколько в создании государством системы стимулов для инвесторов. Причем главный фактор - это наличие предсказуемости всех расходов, связанных с ведением бизнеса, внедрение конкретного механизма государственных гарантий, обеспечивающих как российским, так и иностранным инвесторам уверенность в защите их прав собственности.

Важной целью создания туристско-рекреационных зон является снижение риска инвестиций в предполагаемые будущие рекреационные территории. Логика обновленного закона такова, что  создается благоприятный инвестиционный климат для российских и иностранных  инвесторов - резидентов. Государство  берет на себя обязательства по созданию плана обустройства и оснащения  рекреационной территории, а также  финансированию транспортной, инженерной и коммунальной инфраструктуры за счет средств федерального и региональных бюджетов. Частный же бизнес направляет свои усилия на создание, эксплуатацию и реконструкцию самих туристских объектов. Это выгодно обеим сторонам: государству, поскольку в результате создаются дополнительные стимулы  не только к развитию туристического комплекса, но и к экономическому росту всего региона; и предпринимательству, так как оно не несет инфраструктурных издержек и минимизирует риски своих  вложений, имея государственную гарантию безопасности деятельности. Резиденты  ТР ОЭЗ и государственные органы управления заключают между собой соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, предусматривающее разработку бизнес-плана развития соответствующей территории. Как видно, на развитие инфраструктуры ОЭ3 государство направляет инвестиции из разных источников. Развитие внутренней инфраструктуры планировалось осуществлять за счет средств, направляемых через Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами - РосОЭ3 (на данным момент, в связи с упразднением РосОЭЗ его функции были переданы Министерству экономического развития РФ)[5], а внешней (дороги, аэропорты и т.д.) - через федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) и на средства естественных монополий.

Государственные расходы  на инфраструктуру зон не единственный источник финансирования ОЭ3. Планируется  привлечь порядка 200 млрд руб. за счет частных инвестиций резидентов. При этом вполне вероятно, что расходы на строительство ОЭ3 в России будут расти. По оценкам экспертов, во время реализации проекта его стоимость по сравнению с проектно-сметной документацией может увеличиться на 20-50%.[6] Не исключено, что дополнительные расходы будут приниматься поправками к трехлетнему бюджету.

Кроме того, отдельными экспертами отмечаются возможные проблемы, вытекающие из самой сути частно-государственного партнерства и распространяющиеся на любые инвестиционные проекты, не обязательно связанные с туризмом. Дело в том, что участие государства в бизнесе требует значительных временных и финансовых затрат, причем в больших объемах, чем изначально предполагалось на стадии разработки проекта. В результате частные компании последовательно выполняют свою часть проекта, а государство отстает от ранее согласованного графика. В условиях глобальной рецессии это будет значительно снижать эффективность таких проектов.[1 стр.56-61]

1.5. Перспективы развития  туристско-рекреационных особых  экономических зон Российской  Федерации

 

Не прошедшие по конкурсу регионы также должны участвовать  в развитии туристской индустрии  России. Благодаря конкурсной процедуре  они сделали комплексный анализ потенциала своей территории с позиций  будущей активизации своей туристской деятельности. Разработанные бизнес-планы, региональные программы будут способствовать привлечению внимания инвесторов и  общественности к развитию регионального  туризма. Активно участвуют в  развитии своей туристской инфраструктуры такие субъекты, которые, имея конкурентоспособный  туристско-рекреационный потенциал, до настоящего времени в полной мере его не использовали. Например, в  Дагестане планируется строительство  развлекательного комплекса с гостиницей, яхт-клуба с бунгало, санатория, центра семейного и детского отдыха. В  Камчатской области предполагается создание туристско-этнографического центра, строительство горнолыжного и бальнеологического лечебно-курортного комплексов, аквапарка. В Мурманской области рассматриваются проекты  по развитию активных видов туризма, в частности экологического и  экстремального туризма на малых  реках северо-восточного побережья  Кольского полуострова. Масштабы инвестиций и будущая отдача по таким проектам гораздо скромнее, чем вложения в  особые туристско-рекреационные зоны, однако реализация региональных программ позволит весьма существенно повысить уровень конкурентоспособности  территорий и, следовательно, всей туристской индустрии России.

Намерение участвовать в  конкурсе на создание туристско-рекреационной  особой экономической зоны высказывали  в администрациях Ростовской, Камчатской областей, Красноярского края. В  Вологодской области ведется  разработка проекта ТР ОЭЗ «Дед Мороз». При наличии в каждом из перечисленных регионов разнообразных рекреационных ресурсов и возможностей для развития различных видов туризма – от экстремального до культурно-познавательного, одной из главных проблем остается привлечение инвесторов. Так, например, основу туризма Камчатской области составляет малый бизнес. Порядка 70 малых фирм Петропавловска-Камчатского занимаются туристской деятельностью различной специализации: проведением экстремальных и конно-верховых маршрутов, всех лыжных маршрутов, а также маршрутов на снегоходах и собачьих упряжках. Кроме того, малый бизнес активно предлагает услуги частного гостиничного сектора. Однако без притока внешних инвестиций сферу туризма невозможно обустроить должным образом.

Информация о работе Перспективные направления развития рекреационной деятельности туристской организации на территории РФ» по дисциплине «Менеджмент в тур