Пирамида Маслоу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 11:29, реферат

Описание работы

Цель моей работы заключается в:
рассмотрении пирамиды Маслоу и в выявлении её недостатков и преимуществ.
Актуальность заключается в том, что хоть данная классификация является ведущей на сегодняшний день, но она не идеальна и не смогла охватить всего спектра потребностей человека.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...2
Краткая биография А.Маслоу…………………………………………....3
Понятие о потребностях………………………………………………..….5
Иерархия потребностей……………………………………………………8
Физиологические (органические) потребности………………………...10
Потребность в безопасности…………………………………………..…10
Потребность в принадлежности и любви……………………………….11
Потребность в уважении (почитании)……………………………...……11
Познавательные потребности…………………………………………....12
Эстетические потребности……………………………………………….13
Потребность в самоактуализации………………………………………..13
Преимущества и недостатки теории…………………………………….15
Заключение………………………………………………………………..17
Библиографический список……………………

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

Достаточно интересно такое специфическое свойство организма, подчиненного единственной потребности, как изменение личной философии будущего. «Человеку, измученному голодом, раем покажется такое место, где можно до отвала наесться. Ему кажется, что если бы он мог не думать о хлебе насущном, то он был бы совершенно счастлив и не пожелал бы ничего другого. Саму жизнь он мыслит в терминах еды, все остальное, не имеющее отношения к предмету его вожделений, воспринимается им как несущественное, второстепенное». [II.1)]

Тогда же, когда человек удовлетворит свою потребность в еде, у него возникнет следующая (более высокая потребность).

IV.2 Потребность в безопасности

Когда физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, для человека приобретают значение другие потребности, часто называемые потребностями безопасности и защиты. Сюда включены потребности: в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании. [II.3)]

Маслоу предположил, что проявление потребностей безопасности и защиты проще всего наблюдать у младенцев и маленьких детей ввиду их относительной беспомощности и зависимости от взрослых. [II.3)]

Потребности безопасности и защиты также в большой мере влияют и на поведение людей, вышедших из детского возраста. Предпочтение надежной работы со стабильным высоким заработком, создание сберегательных счетов, приобретение страховки (например, медицинской и по безработице) можно рассматривать как поступки, отчасти мотивированные поисками безопасности. В какой-то мере система религиозных или философских убеждений позволяет человеку организовать свой мир и окружающих людей в единое, наполненное смыслом целое, таким образом давая ему возможность чувствовать себя "в безопасности". Другое проявление потребности в безопасности и защите можно видеть, когда люди сталкиваются с реальными чрезвычайными обстоятельствами - такими, как войны, наводнения, землетрясения, восстания, общественные беспорядки и тому подобное. [II.3)]

IV.3 Потребность принадлежности и любви

Третий ряд в пирамиде Маслоу составляют потребности принадлежности и любви. Эти потребности начинают действовать, когда физиологические потребности и потребности безопасности и защиты удовлетворены. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими, в своей семье и/или в группе. Групповая принадлежность становится доминирующей целью для человека. Следовательно, человек будет остро чувствовать муки одиночества, общественного остракизма, отсутствия дружбы и отверженности, особенно когда они вызваны отсутствием друзей и любимых. [II.3)]

IV.4 Потребность в уважении (почитании)

Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения. Маслоу разделил их на два основных типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие. В этом случае человеку нужно знать, что то, что он делает, признается и оценивается значимыми другими. [II.3)]

Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы в мире. Напротив, фрустрация этих потребностей приводит к чувству неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости. Это негативное самовосприятие, в свою очередь, может вызвать существенные трудности, чувство пустоты и беспомощности в столкновении с жизненными требованиями и низкую оценку себя по сравнению с другими. Дети, чья потребность в уважении и признании отрицается, особенно склонны низко оценивать себя. [II.3)]

Маслоу подчеркивал, что здоровое самоуважение основывается на заслуженном уважении другими, а не на славе, социальном положении или лести. Следовательно, довольно рискованно строить удовлетворение потребности в уважении на мнении других, а не на собственных способностях, достижениях и аутентичности. Если наше самоуважение зависит от посторонней оценки - мы находимся в психологической опасности. Для того, чтобы быть прочным, самоуважение должно основываться на нашей действительной значимости, а не на внешних факторах, находящихся вне нашего контроля. [II.3)]

 

IV.5 Потребность в познании

Человек от природы любопытен. Ребенок начинает свое знакомство с миром тем, что лазит везде и всюду, и чем дальше что0либо запрятано, тем быстрее он до этого доберется. Это потребность в познании и понимании, Маслоу описывает ее следующим образом:

  1. Феномен, подобный человеческому любопытству можно наблюдать и у высших животных. Обезьяна, обнаружив неизвестный ей предмет, старается разобрать его на части, засовывает палец во все дырки и щели – одним словом, демонстрирует образец исследовательского поведения, не связанного ни с физиологическими позывами, ни со страхом, ни с поиском комфорта.
  2. История человечества знает немало примеров самоотверженного стремления к истине, наталкивающегося на непонимание окружающих, нападки и даже на реальную угрозу жизни. Бог знает, сколько людей повторили судьбу Галилея.
  3. Всех психологически здоровых людей объединяет одна общая особенность: всех их влечет навстречу хаосу, к таинственному, непознанному, необъясненному. Именно эти характеристики составляют для них суть привлекательности; любая область, любое явление, обладающее ими, представляет для этих людей интерес. И наоборот – все известное, разложенное по полочкам, истолкованное вызывает у них скуку.
  4. Немало ценной информации могут дать нам экстраполяции из области психопатологии.
  5. Потребность знать и понимать проявляется уже в позднем младенчестве. У ребенка она выражена, пожалуй, даже более отчетливо, чем у взрослого человека. Более того, похоже, что эта потребность развивается не под внешним воздействием, не в результате обучения, а скорее сама по себе, как естественный результат взросления (неважно, какому из определений обучения и взросления мы отдадим предпочтение). Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах.
  6. Очень часто, рассуждая о познании, мы не отличаем этот процесс от процесса обучения, и в результате оцениваем его только с точки зрения результата, совершенно забывая о чувствах, связанных с постижением, озарением, инсайтом. А между тем, доподлинное счастье человека связано именно с этими мгновениями причастности к высшей истине. [II.1)]

IV.6 Эстетические потребности

Некоторые люди действительно испытывают эстетические потребности. Такие люди, лишенные эстетических радостей, в окружении уродливых вещей и людей, в буквальном смысле заболевают, и заболевание это очень специфично. Лучшим лекарством от него служит красота. Данная потребность очень плохо изучена, но по ней можно сказать следующее:

  1. Креативные потребности людей с ярко выраженным творческим потенциалом выглядят более важными, более значимыми, чем любые другие. У таких людей потребность в выражении своих возможность может быть приоритетней физиологических.
  2. Люди, преданные таким идеалам и ценностям, готовы ради них терпеть лишения, муки и даже пойти на смерть.

IV.7 Потребность в самоактуализации

И наконец, если все вышеупомянутые потребности в достаточной мере удовлетворены, на передний план выступают потребности самоактуализации. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. "Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек – это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и дарованиями".[II.2)] Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Самоактуализироваться - значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Говоря словами Маслоу: "Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе" [II.3)]

Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений искусства. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий у станка - все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают; специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга. [II.3)]

Маслоу сделал предположение, что большинство людей, если не все, нуждаются во внутреннем совершенствовании и ищут его. Его собственные исследования привели к заключению, что побуждение к реализации наших потенциалов естественно и необходимо. И все же только некоторые - как правило, одаренные - люди достигают ее (меньше, чем 1% всего населения по оценке Маслоу). Отчасти дела обстоят столь неблагополучным образом потому, что многие люди просто не видят своего потенциала; они и не знают о его существовании и не понимают пользы самосовершенствования. Пожалуй, они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации. Это явление Маслоу называл комплексом Ионы. Он характеризуется страхом успеха, который мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию.

Кто-то пойдет на более высокооплачиваемую работу, нежели останется на той, которая помогает ему самовыражаться и тем самым прибегнет к потребностям безопасности; кто-то не сможет этого сделать из-за традиционно-культурных особенностей того или иного общества. Ни дно общество не готово предоставить каждому его члену все необходимые условия для самоактуализации.

Самовыражение важно для каждой личности, это так сказать, её здоровое развитие, которое необходимо во всем.

V. Преимущества и недостатки теории

 

Преимуществом данной теории является то, что она достаточно универсальна. Она отражает в себе все основные потребности любого человека. Согласно этой пирамиде, для того, чтобы у человека возникали более высокие, духовные потребности, прежде всего, должны быть удовлетворены его потребности базовые. Но, каждая личность индивидуальна и у каждого эта пирамида потребностей выстроена по-своему; кто-то может перепрыгнуть ступень любви и принадлежности, кому-то эстетика дороже его физиологических потребностей. Следовательно, не так уж и универсальна эта пирамида потребностей, но, однако, она отражает потребности большей части населения Земного шара.

На основании многих исследований теория подтверждается и не подтверждается одновременно. Когда Маслоу выстраивал иерархию потребностей, он говорил, что различные потребности проявляются в разном возрасте, например: потребность в пище и сне, потребность в безопасности проявляются в младенчестве и детстве; потребность принадлежности и любви проявляется в подростковом возрасте и т.д. Вершина пирамиды достигается, по мнению Маслоу примерно к 50 годам. Но существует достаточно много примеров, когда люди проходят все эти ступени к более раннему возрасту и достигают «Потребности самоактуализации» намного раньше.

Психолог Эд Динер из Университета Иллинойса заметил, что при обсуждении иерархии Маслоу редко указываются какие-либо конкретные исследования, которые бы экспериментально доказывали научную точность и значимость этой теории. По этой причине Динер решил организовать собственное исследование, в рамках которого провёл испытание известной иерархии потребностей в 155 странах мира. [III.1)]

Учёные исследовали жилищные условия, питание, безопасность, финансы, уровень социальной поддержки, уважения и эмоции людей из разных стран в течение нескольких лет — с 2005 до 2010 года. В некоторых аспектах результаты исследований действительно совпали с теорией Маслоу. Но были также отмечены и существенные отклонения. Потребности, описанные в теории, кажутся универсальными. Тем не менее, порядок, в котором эти потребности удовлетворяются, сам по себе оказывает незначительное влияние на степень удовлетворённости людей своей жизнью. [III.1)]

— «Наши результаты показывают, что теория Маслоу в целом верна. Мы исследовали людей различных культур по всему миру и часто обеспечение потребностей, указанных в пирамиде, действительно коррелирует со счастьем, — объясняет Динер. — Однако, важным отступлением от теории Маслоу является тот факт, обнаруженный нами, что человек может демонстрировать высокий уровень самоактуализации и прекрасные социальные отношения даже тогда, когда его основные физиологические потребности, а также потребность в безопасности полностью не выполнены». Иными словами, порядок выполнения низших или высших потребностей не имеет определяющего значения в удовлетворённости жизнью и ощущении счастья. [III.1)]

Когда Холл и Ноугейм проводили своё исследование, Маслоу написал им письмо, в котором отметил, что важно учитывать удовлетворение потребностей в зависимости от возрастной группы испытуемых. [III.3)]

Главная проблема при проверке теории иерархии — как измерять потребности. Вторая проблема теории связана с разбиением потребностей в иерархии, их последовательность. Сам Маслоу указывал, что порядок в иерархии может меняться. Тем не менее, теория не может объяснить, почему некоторые потребности продолжают быть мотиваторами даже после того, как они были удовлетворены. [III.3)]

Поскольку Маслоу исследовал биографии только тех творческих личностей, которые, по его мнению, были успешными («счастливчиками»), то из исследуемых личностей выпал, например, Рихард Вагнер, великий композитор, лишенный практически всех личностных черт, ценимых Маслоу. Учёного интересовали необычайно активные и здоровые люди, такие как Элеонора Рузвельт, Авраам Линкольн и Альберт Эйнштейн. Это, конечно, накладывает неизбежные искажения на выводы Маслоу, так как из его исследований неясно было, как устроена «пирамида потребностей» большинства людей. Также Маслоу не проводил эмпирических исследований. [III.3)]

 

 

 

 

VI. Заключение

 

Пирамида Маслоу не идеальна по своей сути. Она часто подвергается критике, но и сам А.Маслоу не претендовал на ее нерушимость и признавал все погрешности. Но и на сегодняшний день, она, по моему мнению, является самой логичной из классификаций.

По данной работе можно сделать следующие выводы:

  • По Маслоу существуют следующие базовые потребности: физиологические, потребность в безопасности, потребность в любви (принадлежности), потребность в признании и потребность в самоактуализации. они расположены в иерархическом порядке (вершиной является потребность в самоактуализации, а основой являются физиологические потребности);
  • Потребности не возникают только лишь после 100% удовлетворения предыдущей. В настоящей жизни у человека постоянно существуют несколько нужд, но какая то из них доминирует и сильнее других влияет на мотивы поведения человека.
  • Чем ниже находится потребность в данной иерархии, тем больший ее процент должен удовлетворяться.
  • Самоактуализация является высшей в иерархии потребностей по Маслоу. Потребность в ее реализации возникает далеко не у всех людей. Люди сомневаются в своих способностях и своих силах, тем самым уменьшают шансы на самореализацию.
  • Мною была подробно изучена «Пирамида Маслоу», в которой я нашла и её преимущества, и её недостатки, следственно цель данной исследовательской работы достигнута.

Информация о работе Пирамида Маслоу