Планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Выбор политики оптимизации величины товарных запасов практически заключается в ответе на один достаточно простой вопрос: «Какая величина запасов является для компании оптимальной?» Поэтому компания должна найти для себя оптимальное сочетание между издержками и выгодами от выбранного уровня товарных запасов и определить, какая величина запасов по каждой товарной группе (или даже позиции) является достаточной.
Целью данной работы является оптимизация величины товарных запасов и их анализ торговой организации.

Содержание работы

Введение

1. Товарные запасы и методы управления товарными запасами торгового предприятия

1.1 Товарные запасы

1.2 Основные факторы влияющие на величину товарных запасов

1.3 Оптимизация управления товарными запасами

2. Организационно-правовая характеристика Шекснинского ПОСПО и анализ показателей оборачиваемости товарных запасов и их структуры

2.1 Общая характеристика предприятия

2.2 Анализ показателей оборачиваемости товарных запасов и их структуры в Шекснинском ПОСПО

3. Мероприятия для улучшения управления товарными запасами в Шекснинском ПОСПО

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая планирование.docx

— 40.03 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

1.  Товарные запасы и  методы управления товарными  запасами торгового предприятия

 

1.1  Товарные запасы 

 

1.2  Основные факторы  влияющие на величину товарных  запасов 

 

1.3  Оптимизация управления  товарными запасами

 

2.  Организационно-правовая  характеристика Шекснинского ПОСПО  и анализ показателей оборачиваемости  товарных запасов и их структуры

 

2.1  Общая характеристика  предприятия

 

2.2  Анализ показателей  оборачиваемости товарных запасов  и их структуры в Шекснинском  ПОСПО

 

3. Мероприятия для улучшения  управления товарными запасами  в Шекснинском ПОСПО

 

Заключение

 

Список использованных источников

 

 

 

Введение

 

Россия некоторое время  находится в состоянии экономического роста. Но свежи воспоминания о кризисных  временах с резкими колебаниями  цен, нестабильной экономикой и политической обстановкой в стране. Нет единого  мнения о продолжительности экономического роста России. Объективно в таких  условиях наиболее выгодны области, в которых период оборота капитала минимальный. Торговля относится именно к таким областям и является очень  привлекательной.

 

Ни одно торговое предприятие  не может существовать без товарных запасов. От их объема и уровня в  значительной мере зависят результаты коммерческой деятельности предприятия. Они чутко реагируют на любые  изменения рыночной конъюнктуры, и, в первую очередь, на отношение спроса и предложения. Сам факт их существования  не приносит их владельцам ничего, кроме  затрат и убытков.

 

Товарными запасами называются предметы потребления, находящиеся  в сфере товарного обращения, а, попросту говоря, "запасным" считается  товар, ожидающий момента своей  продажи. После того, как товар  оказывается проданным, он переходит  в сферу потребления и перестает  быть товарным запасом.

 

Управление товарными  запасами направленно на повышение  рентабельности и скорости обращения  вложенного капитала. Оно предусматривает  на стадии формирования товарных запасов - контроль уровня товарных запасов  и обоснования оптимального объема заказов, на стадии реализации товарных запасов – изменение объемов  и причин создания товарных запасов  и разработка политики реализации сверхнормативных товарных запасов.

 

Актуальность исследования обусловлена тем, что товарные запасы являются основными денежными вложениями для торговых фирм, основным источником получения прибыли, основной проблемой  ежедневного контроля. В настоящее  время торговые компании в условиях ужесточения конкуренции вынуждены  уменьшать процент устанавливаемой  наценки. Поэтому для обеспечения  необходимой отдачи от вложенных  в бизнес средств, для обеспечения  необходимых темпов роста фирмы  актуальным является оптимизация необходимой  величины товарных запасов.

 

Естественно, что сверхнормативные товарные запасы, «зависшие» на складах  предприятия, ведут к потерям  и убыткам, мешая высвобождению  оборотных средств и занимая  полезную торговую и складскую площадь. В то же время недостаточность  товарных запасов, вызывающая постоянные перебои с теми или иными видами товаров, может отрицательно повлиять на отношение потребителей.

 

Выбор политики оптимизации  величины товарных запасов практически  заключается в ответе на один достаточно простой вопрос: «Какая величина запасов  является для компании оптимальной?»  Поэтому компания должна найти для  себя оптимальное сочетание между  издержками и выгодами от выбранного уровня товарных запасов и определить, какая величина запасов по каждой товарной группе (или даже позиции) является достаточной.

 

Целью данной работы является оптимизация величины товарных запасов  и их анализ торговой организации.

 

Объектом исследования данной курсовой работы является хозяйственная  деятельность Шекснинского поселкового  потребительского общества. В работе использовались данные отчетности Шекснинского ПОСПО за 2007 - 2008 года, материалы статистической отчетности. Анализ товарных запасов  в Шекснинском ПОСПО ведется  на основании материалов, полученных в бухгалтерии, плановом экономическом  отделе и кадровой службе предприятия  за отчетный период 2007-2008 год.

 

Теоретической и методологической основой исследования послужили  труды ведущих ученых экономистов  по изучаемой проблеме, законодательные  и нормативные акты РФ, нормативно-справочные материалы, рекомендации научно-исследовательских  учреждений.

 

При написании работы используются следующие методы и приемы анализа: поиск, сбор и обработка информации, установление логических связей между  явлениями, обобщение данных и формулировка выводов на основании проделанной  работы.

 

товарный запас торговый оборачиваемость

 

 

 

1. Товарные запасы и  методы управления товарными  запасами 

 

торгового предприятия

 

1.1 Товарные запасы

 

Для осуществления беспрерывного  процесса товарного обращения необходимые  определенные запасы товаров. Товарный запас – это совокупность товарной массы, которая находится в сфере  обращения и предназначена для  продажи. Товарные запасы выполняют  определенные функции:

 

-  обеспечивают непрерывность  расширенного производства и  обращения, в процессе которых  происходят их систематическое  образование и расходования;

 

-  удовлетворяют платежеспособный  спрос населения, поскольку являются  формой товарного предложения; 

 

-  характеризуют соотношения  между объемом и структурой  спроса и товарного предложения.

 

Необходимость образования  товарных запасов предметов потребления  вызвана следующими причинами:

 

-  непрерывностью процессов  обращения; 

 

-  сезонностью производства  и потребление; 

 

-  неравномерностью размещения  производства и районов потребления; 

 

-  непредвиденными колебаниями  спроса и ритма производства;

 

-  необходимостью преобразования  производственного ассортимента  в торговый;

 

-  необходимостью образования  страховых резервов,

 

-  другими причинами.

 

Товарные запасы классифицируют по разнообразным признакам. Так, в  зависимости от особенностей обращения  они делятся на: товарные запасы текущего хранения, которые предназначены для удовлетворения повседневной потребности торговли в бесперебойной продаже товаров для населения, а также запасы товаров сезонного накопления и досрочного завоза, которые связаны с сезонностью производства и потребления отдельных товаров, с условиями их транспортирования в отдельные районы страны.

 

При учете и планировании товарных запасов используются абсолютные и относительные показатели. Абсолютная величина товарных запасов может  быть выражена в натуральных или  в стоимостных единицах. Абсолютная величина товарных запасов – величина непостоянная. Она все время изменяется в зависимости от поступления  и продажи товаров. Поэтому при  анализе и планировании большое  значение имеет сопоставление товарных запасов с товарооборотом. С этой целью товарные запасы выражаются в  днях. Этот показатель – относительный, он характеризует величину товарного  запаса, который находится на предприятии  торговли на определенную дату, и показывает, на сколько дней торговли хватит товарных запасов.

 

Размеры товарных запасов  непосредственно связаны со скоростью  обращения товаров. При неизменном объеме товарооборота ускорения  оборотности товаров приводит к  снижению товарных запасов, и, наоборот, замедления оборотность требует  большей массы товарных запасов.

 

Ускорение времени обращения  товаров имеет большое значение: повышает экономическую эффективность  всего общественного производства, влияет на темпы воспроизведения, являясь  вместе с тем важным условием повышения  рентабельности торговой деятельности предприятия.

 

Оборотность товаров можно  ускорить только за счет усовершенствования всей торгово-коммерческой и экономической  работы предприятия. Это требует  глубокого понимания влияния  разнообразных факторов на формирование товарных запасов.

 

Одни из этих факторов ускоряют скорость обращения товаров и  благодаря этому объективно уменьшают  необходимую величину запасов, другие, наоборот, замедляют скорость товарного  обращения и благодаря этому  увеличивают размер запасов. Зная это, можно обнаружить резервы ускорения  оборотности запасов предприятия, снизить затраты на образование  и хранение товарных запасов.

 

1.2 Основные факторы влияющие  на величину товарных запасов

 

К основным факторам, которые  влияют на оборотность и величину товарных запасов, относятся следующие.

 

-  соотношения между  спросом и предложением товаров.  В условиях, когда спрос населения  превышает предложение товаров,  резко ускоряется их оборотность,  товарооборот осуществляется с  меньшими товарными запасами. По  мере увеличения предложения  товаров, насыщения рынка, наблюдается  некоторое замедление скорости  обращения товаров. Изучения спроса  населения – одно из условий,  которые оказывают содействие  нормализации товарных запасов;

 

-  сложность ассортимента  товаров. Время обращения товаров  сложного ассортимента, как правил, намного превышает время обращения  товаров простого ассортимента;

 

-  организация и частота  завоза товаров. Чем чаще завозятся  товары в магазин, тем с меньшими  товарными запасами можно выполнить  план товарооборота. В свою  очередь частота завоза зависит  от местонахождения торговых  предприятий, условий транспортирования,  размещения производственных предприятий.  Чем ближе размещенные промышленные  предприятия или оптовые базы  к районам потребления, тем  чаще вырабатывается завоз товаров,  тем менее времени расходуется  на их доставку. Высокая частота  завоза характерна для товаров,  которые быстро портятся;

 

-  потребительские свойства  товаров. Они или уменьшают,  или увеличивают время оборота.

 

-  ритмичность поступления  товаров в течение квартала  и месяца, порядок завоза товаров.

 

На обращение товаров  влияет и великое множество других факторов: организация рекламы и  продажи товаров, транспортные условия, состояние материально-технической  базы, особенности фасования товаров  и т.п. Важное значение имеют квалификация кадров и уровень руководства  сложным торговым процессом, организация  работы и т.п.

 

1.3 Оптимизация управления  товарными запасами

 

В развитых странах управление товарными запасами базируется на использовании  мощных информационных технологий, которые  разрешают практически каждый день наблюдать их состояние и динамику, автоматически осуществлять размещения заказов через компьютерную сеть и пополнять запасы к оптимальному уровню. Наиболее распространенные системы  управления запасами, которые основанные на использовании модели EQQ, средства красной линии, двухсекторного средства. В последнее время получил  распространение метод управления запасами по принципу Just-In-Time. При этом полнота и достоверность информационной базы обеспечивается за счет автоматизации учета и использования международной системы кодирования товаров.

 

Общий принцип, на котором  основанные все системы управления запасами - это взаимосвязь входных  и исходных параметров, которые указаны  на рисунке 1.

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Система управления запасами

 

Такие системы создаются  для наиболее эффективного решения  следующих проблем:

 

-  реальной оценки текущего  состояния запасов;

 

-  установления необходимых  сроков размещения заказов;

 

-  определения целесообразного  объема партии товаров, который  заказывается;

 

-  определения необходимого  объема страховых запасов;

 

-  оценка затрат управления  запасами и средств их минимизации.

 

Первая проблема решается путем использования систем контроля уровня запасов, которые обеспечивают управленческие потребности в оперативной  информации о динамике их реализации и текущего состояния.

 

Существующие системы  контроля уровня запасов варьируют  от наиболее простых к достаточно сложным в зависимости от размера  предприятия, политики и технологии менеджмента, объема, видов и других особенностей запасов.

 

Распространенными системами  контроля уровня запасов являются системы, основанные на применении средств красной  линии. Суть средств состоит в  фиксации предельной границы, ниже которого уровень запасов не должен опускаться. При достижении этой границы происходит автоматическое размещение нового заказа.

 

Второй тип систем контроля основанный на использовании двухсекторного средства, в соответствии с которым  запасы для хранения содержатся в  двух секторах – рабочем и резервном. Когда запасы рабочего сектора исчерпаны, включаются два процесса – пополняется  рабочий сектор за счет резервного, и размещается новый заказ.

 

Широкое распространение  в развитых странах получил классификационный  подход к управлению запасами (ABC system).

 

Сущность АВС-анализа строится на основании принципа Парето: «за  большинство возможных результатов  отвечает относительно небольшое число  причин», в настоящий момент более  известного как «правило 20 на 80». Считается, что 20% товарного ассортимента дают 80% общего объема продаж. Благодаря  своей универсальности и эффективности  данный метод получил большое  распространение.

 

Его идея состоит в использовании  классификации запасов и выделении  трех групп – А, В, и С, в зависимости  от степени влияния данного вида запасов на возрастание товарооборота  предприятия. К группе А относят  запасы, реализация которых вносит наибольший вклад в объем товарооборота  в денежном выражении. К этой группе относятся запасы, которые обеспечивают 70% объема реализации. Как правило, это  наиболее дорогие товары, и их удельный вес в объеме запасов в натуральном  выражении не превышает 10%. Запасы этого  вида требуют особого внимания менеджеров и использования количественных средств и моделей для оптимизации  принятия решений. К группе В относят  запасы среднего уровня важности, которые  обеспечивают 20% объема реализации предприятия. Их удельный вес в натуральном  выражении, как правило, составляет около 20%. Выбор средств управления запасами группы В должен быть основан  на сопоставлении затрат на управление и экономического эффекта от их использования. Товарные запасы, реализация которых  имеет незначительный вклад в  объем товарооборота, порядка 10%, относят  к группе С. Достаточно часто они  составляют значительную часть в  объеме запасов в натуральном  выражении, – около 70%. К управлению запасами группы С нецелесообразно  применять сложные количественные методы управления, так как при  этом, затраты на управление могут  быть больше экономического эффекта  от их использования. Принцип классификации  запасов на группы по их важности для  предприятия приведен в таблице 1.

Информация о работе Планирование на предприятии