Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 13:22, курсовая работа
Повышение эффективности работы предприятия в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от четкой структуры предприятия и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели. Поэтому необходимо планировать организационную структуру предприятия.
Как показывает мировой опыт планирование важная сфера управления любым предприятием. Сегодня наравне с грамотным, серьезным подходом к самому процессу управления, необходимо четко и ясно видеть структуру собственной фирмы, понимать, почему этой фирме подходит именно эта структура, и знать, к каким результатам она приведет в обозримом будущем.
Введение
Повышение эффективности работы предприятия в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от четкой структуры предприятия и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели. Поэтому необходимо планировать организационную структуру предприятия.
Как показывает мировой опыт планирование важная сфера управления любым предприятием. Сегодня наравне с грамотным, серьезным подходом к самому процессу управления, необходимо четко и ясно видеть структуру собственной фирмы, понимать, почему этой фирме подходит именно эта структура, и знать, к каким результатам она приведет в обозримом будущем.
Найдя и спланировав подходящую структуру, можно спасти, казалось бы, безнадежное предприятие. И не только спасти, а вывести его на качественно новый уровень. Ведь четкая и слаженная работа всех подразделений, основанная на определенной структуре, - весьма серьезный козырь на сегодняшнем рынке. Поэтому тема моего курсового проекта является актуальной.
Цель данного курсового
проекта заключается в том, чтобы
исследовать планирование и формирование
организационной структуры для
предприятия. А так же выработать
мероприятия по совершенствованию
организационной структуры
В исполнении поставленной цели в курсовом проекте предусматривается решение следующих задач.
Во-первых, рассмотреть теоретические основы организационных структур.
Во-вторых, провести анализ
организационно-управленческой структуры
на примере предприятия ОАО «
В-третьих раскрыть основные
направления совершенствования
организационной структуры
Практическая значимость
курсового проекта в выработке
рекомендаций руководству ОАО «Чебоксарский
агрегатный завод» по совершенствованию
организационной структуры
Методологией написания
курсового проекта явились
Объект исследования ОАО «Чебоксарский агрегатный завод». Период исследования: 2010-2011 г.г.
Предметом исследования является организационная структура ОАО «Чебоксарский агрегатный завод».
1. Теоретические основы планирования организационных структур
1.1 Принципы построения
организационных структур
Организационная структура
управления - важное звено в научном
теоретическом менеджменте. На практике
применение основных типовых структур
- это не только необходимость, но и
неизбежность. Невозможно установить
долговременные связи с персоналом
на предприятии «методом хаоса». Все
требует упорядоченности и
Под структурой управления
понимается упорядоченная совокупность
устойчиво взаимосвязанных
Оптимальная организационная
структура создает
Ключевыми понятиями структур управления являются:
-элементы;
-связи (отношения);
-уровни;
- полномочия.
Элементами организационной структурой управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности.
Отношения между
элементами структуры управления поддерживаются
благодаря связям, которые принято
подразделять на горизонтальные и вертикальные.
Первые носят характер согласования
и являются одноуровневыми. Вторые
- это отношения подчинения. Необходимость
в них возникает при
При двухуровневой
структуре создаются верхние
звенья управления (руководство организацией
в целом) и низовые звенья (менеджеры,
непосредственно руководящие
В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые - суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия:
Полномочия линейных
руководителей дают право решать
все вопросы развития вверенных
им организаций и подразделений,
а также отдавать распоряжения, обязательные
для выполнения другими членами
организации (подразделений). Полномочия
штабного персонала ограничиваются
правом планировать, рекомендовать, советовать
или помогать, но не приказывать
другим членам организации выполнять
их распоряжения. Если тому или иному
работнику управленческого
На всех уровнях управления огромное внимание уделяется принципам и методам формирования структур. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом:
1. Организационная структура
управления должна прежде
2. Следует предусматривать
оптимальное разделение труда
между органами управления и
отдельными работниками,
3. Формирование
структуры управления надлежит
связывать с определением
4. Между функциями
и обязанностями, с одной
5. Организационная
структура управления призвана
быть адекватной в социально-
Реализация этих
принципов означает необходимость
учета при формировании (или перестройке)
структуры управления множества
различных факторов воздействия
на организационную структуру
В зависимости от характера
связей между подразделениями
Линейная организационная
структура управления - это одна
из простейших организационных структур
управления. При линейной структуре
во главе производственного звена
любого уровня стоит руководитель —
единоначальник, который осуществляет
все функции управления и подчиняется
по всем вопросам вышестоящему начальнику.
Так складывается подчиненность
руководителей различных
Эта структура характерна
для малых предприятий, где круг
решаемых вопросов незначителен и производственных
связей немного. Когда же масштабы производства
больше, а круг решаемых проблем
все возрастает, повышается технический
и организационный уровень, линейная
структура оказывается
Линейная организационная структура управления имеет свои преимущества и недостатки:
Преимущества:
- единство и четкость распорядительства;
- согласованность действий исполнителей;
- простота управления;
- оперативность в принятии решения;
- четко выраженная ответственность;
- личная ответственность руководителя.
Недостатки:
- высокие требования к руководителю;
- отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений;
- затруднительные связи между инстанциями;
- концентрация власти в управляющей верхушке.
Серьезные недостатки линейной структуры в определенной мере могут быть устранены функциональной структурой.
Функциональная
Исполнители находятся в двойном подчинении. Так, рабочий обязан выполнять одновременно указания своего линейного начальника и функционального специалиста. При функциональной структуре управления линейный руководитель имеет возможность больше заниматься вопросами оперативного управления, так как функциональные специалисты высвобождают его от решения специальных вопросов. Но команды управления поступают от многих функциональных служб в одно производственное подразделение или к одному исполнителю, и поэтому возникает проблема взаимного согласования этих команд, что создает определенные трудности. Кроме того, снижается ответственность исполнителей за выполнение своих обязанностей. Схема функциональной ОСУ указана в приложении № 2.
Как и линейная, функциональная структура имеет свои преимущества и недостатки:
Преимущества:
- высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;
- освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов;
- стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов;
- исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций;
- уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.
Недостатки:
- чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений;
- трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;
- появление тенденций чрезмерной централизации;
- длительная процедура принятия решения;
- относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения.
Недостатки как линейной,
так и функциональной структур управления
в значительной мере устраняются
линейно-функциональными
Линейно-функциональная (штабная) структура управления. Специалисты образуют при линейном руководстве штаб, который готовит для них данные в целях компетентного решения специальных вопросов. В этом случае функциональные органы находятся в подчинении линейного руководителя. Их распоряжения отдаются производственным подразделениям только после согласования с последним. Это дает возможность решать вопросы более компетентно. Но при линейно-функциональной структуре управления резко увеличивается нагрузка на линейного руководителя, который должен исполнять роль посредника между функциональными службами и подчиненными ему производственными подразделениями. Он воспринимает потоки информации от подчиненных подразделений, дает задания функциональным службам, вырабатывает решения, отдает команды сверху вниз.
В настоящее время штабная структура в промышленности играет ведущую роль. Основу этой структуры составляет линейное управление. Роль же функциональных органов меняется в зависимости от уровня управления. Чем выше уровень, тем большую роль играют функциональные органы. На уровне управления участком влияние функциональных служб незначительно, но на уровне управления предприятием они выполняют огромную работу по планированию, технической подготовке производства, выработке управленческих решений. Схема линейно-функциональной ОСУ указана в приложении № 3.
Линейно-функциональная структура также имеет свои положительные и отрицательные стороны:
Информация о работе Планирование организационной структуры предприятия