Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 16:40, курсовая работа
Цель курсовой работы «Планирование, организация, мотивация и контроль – ключевые функции организации в современных концепциях управления» состоит в том что, в современном бизнесе управление организации играет большую роль. В настоящие время, когда Россия переживает переходный период к рыночной экономике, значение управления значительно возросло, а от менеджеров требуется знания не только специфики производства, но и рынок, рекламного дела, организации сбыта, психологии и способностей работника. Эти знания необходимо реализовывать в системном подходе к управлению, отдавая себе, отчет в том, что любая фирма является сложной социально – экономической системой, функционирующей в условиях жестокой конкуренции.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЦИКЛ МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ УПРПАВЛЕНИЯ 5
1.1. Планирование 5
1.2. Организация 9
1.3. Мотивация 13
1.4. Контроль 16
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ЭЛИТА» 19
2.1. Общая характеристика и организационная структура управления ООО «Элита» 19
2.2. Анализ ресурсов и конкурентной среды ООО «Элита» 20
ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ООО «ЭТИЛА» В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 23
3.1 Проблемы организаций, в т.ч. и ООО «Элита» в условиях рынка. Новая модель руководителя (менеджера) 23
3.2 Критерии оценки руководителя (менеджера) организации 25
3.3 Система оценки и адаптации кадров 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
Как говорилось, в связи с развитием общества и системы производства, появились новые функции. И сегодня к основным функциям прибавилась мотивация, стимулирование, гуманизация и корпоративность.
ООО «Элита» осуществляет и ведет свою деятельность на мебельном рынке Ростовской области уже более 7 лет.
В основе деятельности лежит розничная торговля мебелью со средней ценовой политикой. На стадии работы трех магазинов в городе в ООО «Элита» открывается оптовый отдел, так как ООО является официальным представителем мебельной марки. В процессе деятельности товар повышается от «эконом класса» до «элит класса». Розничные торговые точки расположены в разных регионах города, что способствует эффективной реализации марки и торговле товарами в целом.
Штат работников расширяется и колеблется от 50 до 60 человек, в зависимости от выбранной организационной структуры управления в ООО «Элита».
Оптовый отдел ведет работу с оптовыми покупателями, ею занимаются менеджеры по торговым точкам и торговым маркам. По итогам последних 5 лет работы в компании появилась необходимость проведения широких маркетинговых исследований с целью повышения объемов и эффективности продаж ассортимента товаров, поиска новых поставщиков товаров.
Создается отдельная сервисная служба для повышения качества обслуживания клиентов и имиджа организации.
Менеджмент ООО «Элита» все время работает над совершенствованием структуры управления организацией, добиваясь ее полного соответствия тем целям и задачам, которые поставлены перед ООО, а так же воздействующим на нее внутреннем и внешнем рынке факторам. Менеджмент ООО «Элита» ясно осознает, что эффективность работы организации и ее выживание в перспективе будет оцениваться адекватностью приспособления ее к изменившимся условиям внешней среды, а человеческий ресурс станет основным фактором деятельности организации.
Безусловно, каждое предприятие в условиях рынка стремиться создать систему планирование, управления, мотивации и контроля, обеспечивающую эффективную его работу. Многое здесь зависит и от профессиональных знаний и навыков руководителей и специалистов организации.
В последнее время менеджеры ООО «Элита», как и других организаций, сталкиваются с множеством проблем, когда им приходится действовать в условиях глобальной конкуренции, более широком спектре противодействующих сил. Меняются критерии, определяющие квалификацию работ. Основную роль начинают играть работы, требующие применения «прилежных машин» с широкими техническими возможностями; сотрудников, сочетающих в себе гибкость и способность к творческой деятельности; умения планировать деятельность организации с учетом будущего развития рынков.
Менеджер – руководитель не должен бояться перемен, обладать приспособляемостью, своевременно менять планы и действия исходя из новых условий. Он должен быть глобальным стратегом, лидером, уметь работать в команде, что позволит более эффективно решать поставленные перед организацией цели, принимать более эффективные управленческие решения.
Анализ методов по управлению персоналом в ООО «Элита» показывает, что уже сейчас штат сотрудников подбирается по результатам собеседования и анкетирования. Во внимание берется образование и опыт работы, умение работать в коллективе. После прохождения срока стажировки, работник сдает экзамен специально созданной комиссии из руководителей различных служб. Мотивация сотрудников выражается в основном в финансовых поощрениях и возможностях карьерного роста.
С учетом отмеченных тенденций развития рынка мебельной продукции, организационной структуры предприятия и управления, в т.ч. и персоналом, определим место ООО «Элита» в структуре местного рынка и возможные пути его эффективного развития в перспективе.
Суть конкуренции можно
выразить посредством анализа
Анализ таблицы показывает, что среди основных сил, влияющих на стратегию развития ООО, является, кроме появления новых потенциальных конкурентов, такие факторы как совершенствование организационной структуры управления и формирование новой модели менеджера-руководителя, составляющих соответственно 4 и 3 балла. И от того, как будет обоснована система управления организацией (в т.ч. и персоналом), так будет и обеспечиваться высокая эффективность ее работы. Кроме того, во многом эффективность организации будет зависеть от профессиональных знаний и навыков руководителей и специалистов предприятия.
При обосновании и разработке организационной структуры управления в ООО «Элита» в основу были положены следующие условия:
• решение одних и тех же вопросов не должно находиться в ведении разных служб;
• все функции управления должны входить в обязанности менеджеров подразделений;
• на подразделения не должно возлагаться решение вопросов, которые более эффективно могли решить в другом.
Анализ и опыт работы ООО «Элита» организационная структура управления нуждается в следующих совершенствованиях:
Во-первых, более эффективным в структуре ООО будет расширение отдела маркетинга, способного заниматься не только сбытом, но и проводить маркетинговые исследования, которые будут полезными менеджменту организации для принятия более эффективных управленческих решений.
Во-вторых, в перспективе целесообразнее торговый аппарат выстраивать по территориальному принципу. Это, как нам кажется, эффективная организационная структура управления, т.к. за каждым торговым агентом закрепляется сбытовая территория на правах исключительного обслуживания, в границах которой он торгует всей номенклатурой товаров. Такая структура имеет ряд преимуществ:
Таким образом, проведенный анализ и опыт работы ООО «Элита» показывает, что не менее важным фактором, а в перспективе - более важным, является формирование новой модели руководителя-лидера, способного обладать знаниями в теории управления, владеть современными методами организации эффективной системы управления (в т.ч. и персонала).
В ближайшем и обозримом будущем менеджерам предстоит столкнуться с множеством проблем, их обуславливают специфика управленческого труда, сложность и многообразие управленческих функций.
Анализ опыта менеджмента в России и за рубежом показывает, что уже сегодня технологии производства товаров, услуг и продаж достигли такого уровня, что конкурирующие товары (в т.ч. и мебель) практически не отличаются друг от друга по своим потребительским свойствам. Поэтому, как сказал П. Друкер выиграть в конкурентной борьбе возможно, создавая новые преимущества, направленные на разработку рациональных методов и критериев управления персоналом, как основного фактора эффективного выживания организаций (предприятий) в условиях рыночной экономики.
А профессор Школы
бизнеса и государственных
Для эффективного управления организацией необходим конструктивный идеалист, который должен отвечать определенным требованиям и обладать рядом ключевых навыков. Приведем некоторые характеристики менеджера, составляющие основу новой модели:
1) Руководители (и, прежде
всего, менеджеры высшего
2) Он должен обладать
приспособляемостью, которая характеризуется
способностью определять и
3) Должен использовать
современные методы и
4) Иметь развитое мышление в критических ситуациях, уметь не только оценить, но и продумать аргументы, обладать здравым смыслом.
5) Проявлять созидательность в разработке новых программ или интерпретации традиционных методов к новым условиям.
6) Должен уметь работать эффективно и как член и как лидер команды (работа в команде). Как лидер команды менеджер несет ответственность за ее формирование, подготовку участников. Почему необходима работа в команде: многообразность и сложность стоящих перед организацией проблем, их комплексный характер, растущие объемы новой информации в различных областях экономики, науки, техники, законодательстве делают невозможным единоличное принятие управленческих решений. Менеджер должен призвать в помощь мнения коллег, отвечающих за различные направления деятельности в организации.
Опыт работы ООО «Элита» показывает, что все подразделения этой современной организации настолько тесно взаимосвязаны, что другие стили работы, кроме команды, неэффективны.
Руководитель доверяет своей команде, считает ее членов своими единомышленниками и они стараются оправдать его доверие. Кроме того, улучшаются межличностные отношения, снижаются стрессы, возможность возникновения разрушительных конфликтов. Работа в управленческой команде помогает решить и такую важную проблему, как смена и преемственность в руководстве организацией, а замена руководителя высшего ранга в условиях, когда работает управленческая команда, как правило, сопровождается наименьшими осложнениями в текущей управленческой деятельности, которую в период поиска кандидата на руководящий пост с успехом выполняет команда.
Команда подбирается с учетом сильных и слабых сторон лидера, опыта его работы.
Общеизвестна формула: без цели нет управления. Общая цель требует совместных действий, и она должна быть принята каждым членом команды.
7) Менеджер-лидер является ключевой фигурой в управлении организацией. Эффективный менеджер-лидер мотивирует людей на достижение поставленных целей, предоставляет им самостоятельность в работе, контролируя ее результаты.
Приведем сравнительный анализ характеристики «старых» и «новых» менеджеров в таблице 2.(Приложение 3)
Социологические опросы топ-менеджеров России показали, что, по их мнению, главные качества успешного руководителя-лидера скорее личностного, «гуманитарного» свойства - безупречная репутация, видение перспективы, умение подбирать команду, брать ответственность.
Менеджерский профессионализм, методики и технологии управления оказались менее важными2. (Приложение 4)
По данным литературного анализа аналогичные взгляды господствуют и на Западе. Такое ранжирование качеств современных руководителей-лидеров объясняется скорей всего тем, что опрос проводился среди современных менеджеров-лидеров, опытных квалифицированных профессионалов, которым высокий менеджерский профессионализм уже свойственен, они знакомы и с современными технологиями управления (которыми, кстати сказать, должен владеть менеджер-руководитель среднего и низшего звеньев).
П. Друкер как-то сказал, что конечной целью деятельности управляющих (менеджеров) должны быть оценка их деятельности в своих областях (в т.ч. и персонала), что приводит, как правило, к уверенности, что намеченная цель достигается, обеспечивается прибыль по организации /5/.
По его мнению, основными областями, в которых должны быть заданы цели деятельности управляющих, являются в организации:
1) социально-психологические:
- удовлетворенность трудом, когда сотрудники удовлетворены условиями труда, характером и содержанием выполняемой работы, степенью самостоятельности и ответственности, заработной платой, отношением с коллегами и руководителями и т.д.;
- мотивация членов коллектива, когда сотрудники хотят работать в данном коллективе, быть его членами, имеют возможности для саморазвития, повышения творческого потенциала, знают перспективы деловой карьеры;
- авторитет руководителя в коллективе. Следует оценить, каким авторитетом пользуется руководитель в коллективе: