Планирование, организация, мотивация и контроль – ключевые функции организации в современных концепциях управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы «Планирование, организация, мотивация и контроль – ключевые функции организации в современных концепциях управления» состоит в том что, в современном бизнесе управление организации играет большую роль. В настоящие время, когда Россия переживает переходный период к рыночной экономике, значение управления значительно возросло, а от менеджеров требуется знания не только специфики производства, но и рынок, рекламного дела, организации сбыта, психологии и способностей работника. Эти знания необходимо реализовывать в системном подходе к управлению, отдавая себе, отчет в том, что любая фирма является сложной социально – экономической системой, функционирующей в условиях жестокой конкуренции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЦИКЛ МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ УПРПАВЛЕНИЯ 5
1.1. Планирование 5
1.2. Организация 9
1.3. Мотивация 13
1.4. Контроль 16
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ЭЛИТА» 19
2.1. Общая характеристика и организационная структура управления ООО «Элита» 19
2.2. Анализ ресурсов и конкурентной среды ООО «Элита» 20
ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ООО «ЭТИЛА» В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 23
3.1 Проблемы организаций, в т.ч. и ООО «Элита» в условиях рынка. Новая модель руководителя (менеджера) 23
3.2 Критерии оценки руководителя (менеджера) организации 25
3.3 Система оценки и адаптации кадров 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 36

Файлы: 1 файл

ЦИКЛ МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ УПРПАВЛЕНИЯ.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

•    формальным, т.е. обусловленным набором властных полномочий, которые дает руководителю занимаемый пост;

•    моральным, т.е. приобретенным за счет нравственных качеств личности;

• функциональным, основанным на профессиональной компетентности, разнообразных деловых качеств руководителя;

   - самооценка коллектива, которая касается целого ряда его важнейших характеристик и представляет собой общий итог успешности функционирования коллектива;

2) экономические:

   - прибыльность;

   - производительность;

   - качество продукции, услуг;

   -нововведения;

   -стабильность  существования организации.

Сказанное предопределяет новые требования к менеджерам (управляющим), их образованию, навыкам, подготовке.

От профессионализма менеджеров зависят успех проводимых в России реформ, перспективы развития нашей экономики. В связи с  этим подготовка высококвалифицированных менеджеров и приобретение ими навыков эффективной управленческой работы (в т.ч. и с персоналом), навыков лидерства сегодня необычайно важны. Переподготовка должна осуществляться систематически в различных формах, в том числе и путем самообразования.

3.3 Система оценки  и адаптации кадров

Оценка работников –  это оценка итогов его работы. Но в силу особенности деятельности кадров управления результаты эти выявить непросто. Поэтому в оценку управленческих кадров включают два компонента: оценку труда данного работника и оценку личных качеств работника.

На практике существует подход, смысл которого состоит в  контроле за деятельностью работника, результатом которого являются поощрения, наказание или продвижение по службе. При другом подходе делают акцент на поиске путей совершенствования работы и самореализации сотрудника.

В первом случае оценка осуществляется в форме аттестации членами экспертной комиссии, в сущности, наделенными  судейскими функциями, которые ограничиваются заслушиванием отчета и вынесением «приговора». Во втором случае, работу оценивает непосредственный руководитель, выступающий, прежде всего, как советник, пытающийся вместе с подчиненными найти ошибки, пути их преодоления и решения задач.

Успех аттестации предопределяется объективным, доброжелательным отношением к аттестуемым, хорошим знанием их, ясностью целей, четкостью критериев и показателей оценки, которые сегодня часто определяются совместно руководителем и подчиненными на основе перечня служебных обязанностей и личных целей.

Показатели, с помощью которых осуществляется оценка, могут быть количественными и качественными, причем последние выражаются как в реальных величинах, так и в условных (баллах). К показателям предъявляются требования полноты и достоверности отражения результатов, индивидуальности, обеспечения сопоставимости как с предыдущим периодом, так и с достижениями других лиц.

Результатами оценки являются либо присвоение определенной квалификации, либо признание работника соответствующим или несоответствующим должности с определенными рекомендациями на будущее о сохранении в ней, повышении, понижении, увольнении.

Затем, как правило, начинается непосредственно процесс адаптации, то есть приспособление нового сотрудника к содержанию и условиям труда, социальной среде.

Выделяют три вида адаптации: профессиональную, психофизиологическую и социально-психологическую.

Профессиональная  адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, обусловленных техникой и технологией деятельности, способов принятия решений, для начала в стандартных ситуациях.

Профессиональная адаптация  начинается с того, что после выяснения  опыта, знаний и характера новичка  для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника. Поскольку обычно достаточный запас теоретических знаний получен в учебном заведении, второй вариант часто оказывается более предпочтительным.

Психофизиологическая  адаптация к условиям труда, режиму работы и отдыха и прочим особых сложностей не представляет и в большей мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций.

Социально-психологическая  адаптация, напротив, может быть связана с немалыми трудностями, и особенно трудна она бывает для руководителей. Прежде всего, может иметь место несоответствие уровней руководителя и новых подчиненных. Если менеджер оказывается на голову выше коллектива, последний не будет воспринимать его требования. Руководитель, в сущности, окажется в положении генерала без войска. В противном случае коллектив будет на положении «стада без пастуха».

Другой проблемой является нахождение общего языка, ибо поначалу у обеих сторон отношение друг к другу может быть настороженным. Новые сотрудники охотно демонстрируют  положительные качества и тщательно скрывают отрицательные, поэтому должно пройти немало времени, прежде чем удастся составить о них правильное представление. Качества уже работавших на данном предприятии хорошо известны, но выдвижение таких сотрудников на руководящую должность может вызвать отчуждение и зависть бывших коллег, что порой бывает очень трудно преодолеть.

Характер приема коллективом  нового человека нередко зависит  и от того, кто был его предшественником. Легче адаптация происходит в  том случае, если предшественник ничем не выделялся, тяжелее – если тот был «суперзвездой».

В период социально-психологической  адаптации любого новичка могут подстерегать разочарование, например, обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой многочисленных объективных и субъективных препятствий на пути его достижения. Разочарование может быть так же связано с отсутствием должного уважения к личности и знаниям нового сотрудника у членов коллектива.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принятие решений составляет основу управления организацией и, в  частности, управления ее персоналом. С этих позиций управление персоналом можно определить как систему разработки и организации взаимосвязанных, тщательно продуманных решений по регулированию отношений труда и занятости на уровне организации. Качество принимаемых в этой области решений оказывает непосредственное влияние на способность каждого работника и организации в целом достигать поставленные цели и задачи.

При принятии принципиальных кадровых решений необходимо проанализировать большое количество факторов: экономических, социальных, правовых и др.

Россия почти весь ХХ век управлялась авторитарно, а уровень реальной управляемости общественных интересов как был, так и остается предельно низким. Принятие решений составляет особую проблему для российских предприятий и организаций. Положительный опыт в данной области длительное время отсутствовал. Многие аспекты кадровой политики и работы определялись государством централизованно и доводились до предприятий сверху.

В условиях рыночной экономики  эффективное хозяйствование становится необходимым условием экономического успеха предприятия. Это обуславливает необходимость изменения отношения к принятию кадровых решений, заставляет тщательно анализировать все имеющиеся в этой области возможности, проводить оценку эффективности различных вариантов и на этой основе выбирать наиболее удачные с экономической и социальной точки зрения решения.

Менеджеры всех уровней  принимают участие в разработке и реализации кадровых решений. Необходимо сказать об ответственности специалистов по управлению человеческими ресурсами за разработку кадровой политики и стандартов ее осуществления.

Наличие в организации  эффективного управления человеческими  ресурсами означает, что:

• привлечение работников, их использование и развитие осуществляется не стихийно, а целенаправленно и продуманно, в увязке с миссией и стратегическими целями развития организации;

• руководители высшего звена принимают на себя ответственность за разработку, реализацию и оценку стратегии человеческими ресурсами;

• существует взаимосвязь между стратегией развития человеческих ресурсов и стратегией развития организации в целом и ее отдельными компонентами;

• существует тесная взаимосвязь различных компонентов внутри самой стратегии управления человеческими ресурсами.

В своей курсовой работе мы анализируем планирование, организация, мотивация и контроль – ключевые функции организации в современных концепциях управления на примере ООО «Элита».

Анализ показал, что  одной из форм регулирования кадрового  менеджмента в условиях рыночной экономики является форма государственного регулирования. С этой целью, например, в Ростовской области, разрабатываются пятилетние комплексные региональные (отраслевые) целевые программы кадрового обеспечения в промышленности в условиях переходной экономики. Как правило, их целью являются:

• формирование высококвалифицированных кадров руководителей и специалистов различных уровней управления;

• формирование высококвалифицированных кадров массовых профессий;

• определение потребности в квалифицированных кадрах с учетом восстановления и наращивания объемов производства.

Опыт показал, что такой  подход к решению проблемы повышения  эффективности управления персоналом является перспективным с экономической стороны, а сами целевые региональные (отраслевые) программы стали реальным руководством к действию, они позволяют также:

• организовать сотрудничество с наукой по проблеме кадрового обеспечения;

• сориентировать молодежь на получение специальностей, востребованных в условиях рыночной экономики;

• разработать оптимальный баланс в потребности и подготовке кадров;

• организовать профессиональную переподготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов;

• создать Центры по оценке кадров, позволяющих на научной основе оценить кадры руководителей и специалистов и использовать полезную информацию при подборе и расстановке кадров;

• разработать и реализовать механизм продвижения руководящих кадров и многое другое.

Проведенный в дипломной  работе анализ по совершенствованию  системы управления персоналом организации «высветил» слабые стороны в работе ООО «Элита» на стадии разработки организационной структуры управления организацией – как формы разделения и кооперации управленческой деятельности, а так же на стадии подготовки перспективной модели руководителей (менеджеров) и работы их в условиях рыночных отношений. В ближайшем будущем менеджерам предстоит столкнуться с решением таких проблем как:

• глобализация экономик стран, возрастание сложности и изменение рынков закупок сырья и сбыта;

• глобализация конкуренции;

• сходство стратегий развития организаций, технологий производства, инновационных процессов;

• изменение критериев, определяющих квалификацию работ.

Основную роль начнут играть работы, требующие, во-первых, применения «прилежных» машин с широкими техническими возможностями, во-вторых, сотрудников, оптимально сочетающих в себе гибкость и способность к творческой деятельности. Наличие более квалифицированной рабочей силы позволит организации лучше выдержать конкуренцию – работа менеджеров в будущем в команде будет способствовать более эффективной работе, а менеджеры (руководители) будут работать как члены и как лидеры команды.

Наличие управленческой команды – это признак сильного и решительного стиля управления:

• эффективный менеджер-лидер, мотивирует персонал на достижение целей, разделяя с ними свое видение;

• обеспечивается постоянное самообучение и саморазвитие, пополнение полученных знаний, развитие навыков и умения по управлению коллективом.

Анализ научной литературы по управлению и в частности по управлению персоналом показал, что единого системного подхода к оценке эффективности управления персоналом нет. Данная проблема осложняется еще и традиционной ограниченностью понимания оценки лишь как элемента процесса управления персоналом в форме аттестации.

Российские специалисты в области менеджмента предлагают следующие критерии оценки эффективности руководителей в организации: социально-психологические (удовлетворенность трудом, мотивация членов коллектива, авторитет руководителя в коллективе самооценка коллектива  как итог успешности его функционирования), а также экономические (прибыльность, производительность, качество продукции, услуг, нововведения, стабильность существования коллектива (команды)).

Сказанное предопределяет новые требования к менеджерам (руководителям), их образованию, навыкам, подготовке. Подготовка высококвалифицированных управленцев (менеджеров), приобретение ими навыков эффективной работы (в т.ч. персоналом), навыков лидерства сегодня необычайно важны. Переподготовка должна осуществляться систематически в различных формах, в том числе и путем самообразования.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник  – М.: Высшая школа, 2005.- 429с.
  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник /О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006.- 670с.
  3. Гончаренко В.И., Кондратьева С.И., и др. Основы менеджмента. Учебное пособие. – М.: Издательский Дом «Дашков и Кº», 2000.-176с.
  4. Кабушкин Н.И. основы менеджмента: Учеб. пособие / Н.И. Кабушкин – 4-е изд. – Мн.: Новое знание, 2001. -336с.
  5. Менеджмент / Автор-составитель Г.Б.Казначевская – Ростов н/Д: «Феникс», 2000.-352с.
  6. Попов С.Г. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2003.-256с.

Информация о работе Планирование, организация, мотивация и контроль – ключевые функции организации в современных концепциях управления