Планирование развития государственного и муниципального секторов экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:42, контрольная работа

Описание работы

Задачей контрольной работы является изучение планирование развития государственного и муниципального секторов экономики Объектом работы является государственный и муниципальный сектор экономики. Предметом - изучение особенностей планирования развития государственного и муниципального секторов экономики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…..…3
1.Состав государственного и муниципального секторов экономики…………4
2. Планирование развития государственного сектора экономики …….........12
3. Планирование развития муниципального сектора экономики …………..17
Задача……………………………………………………………………..………19
Тесты………………………………………………………………………….......20
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

контрольная Ермолов.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Граница между частными и государственными предприятиями очевидна лишь в том  случае, когда государство непосредственно  использует ресурсы, и трудно различима если государство только вкладывает средства и контролирует важные решения, а рабочие нанимаются частной компанией. Как пример здесь можно привести компанию «Дженерал Электрик» в США, государство лишь выделяло средства для деятельности компании, не вмешиваясь в дела компании.

К госсектору относят  акционерные общества, в которых контрольные пакеты голосующих акций находятся в собственности государства, государственные предприятия, государственные учреждения. Экономическую структуру госсектора образуют предприятия материального производства, управляемые государством непосредственно, или через контрольные пакеты акций. В первую очередь это предприятия топливно-энергетического комплекса, основные виды транспорта, связи, оборонного комплекса, по добыче драгоценных металлов, по производству алкогольной продукции.

В муниципальном секторе занято почти 25% экономически активного населения, на его долю приходится около 5% инвестиций в основной капитал, 2,5% розничного товарооборота, 1% строительно-монтажных работ по договорам подряда. В настоящее время на муниципальный сектор экономики в РФ приходится 6,4% от общего числа предприятий и организаций. Из общего числа предприятий только 2,2% находятся в муниципальной собственности, на них работает 2,4 общего числа занятых в промышленности и они производят 1,2 объема промышленной продукции.

Удельный вес расходов на жилищно-коммунальное хозяйство составляет 18-20%, на образование  – 28-34%, на здравоохранение – 15%, на промышленность, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, связь – 8-10%, на функционирование местного самоуправления – 6-7%, на социальную политику – 7-8%, на культуру, искусство и кинематографию – 3% от общей суммы расходов местных бюджетов. Такое долевое соотношение расходов в среднем остается практически неизменным на протяжении последних 10 лет.

Основными отраслями муниципальной экономики  являются: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение. Именно в этих отраслях на протяжении последних  лет расходуется около 70 % средств местных бюджетов.

Удельный  вес расходов на жилищно-коммунальное хозяйство составляет 18-20%, на образование  – 28-34%, на здравоохранение – 15%, на промышленность, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, связь – 8-10%, на функционирование местного самоуправления – 6-7%, на социальную политику – 7-8%, на культуру, искусство и кинематографию – 3% от общей суммы расходов местных бюджетов. Такое долевое соотношение расходов в среднем остается практически неизменным на протяжении последних 5 лет.

На  протяжении последних лет в промышленности вес муниципального сектора экономики составляет – менее 1%. Наиболее крупными в муниципальном секторе являются предприятия, действующие в сфере жилищно-коммунального хозяйства. По-прежнему основную долю объема производства в муниципальном секторе промышленности вырабатывают муниципальные тепловые и электрические сети. В муниципальной собственности находятся, как правило, предприятия, производящие продукцию социальной направленности, у большинства из них сохраняется достаточно сложное финансовое состояние, которое характеризуется отсутствием собственных оборотных средств для обновления номенклатуры продукции и устаревших технологий, высоким износом активной части основных производственных фондов (свыше 70%), низкой платежеспособностью потребителей продукции, наличием задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Планирование  развития государственного сектора экономики.

 

Прогноз развития госсектора – документ, содержащий систему  научно-обоснованных представлений о направлениях и результатах экономического развития государственного сектора Российской Федерации на прогнозируемый период.

Для каждого хозяйствующего субъекта разрабатывается план развития. Показатели плана производственно-финансовой деятельности определяются государственными законами о госпредприятиях.

Кроме показателей планов деятельности предприятий  и учреждений в план развития госсектора включаются:

  • Программа приватизации и приобретения имущества в государственную (муниципальную) собственность;
  • Предельная штатная численность государственных (муниципальных) служащих и военнослужащих (по главным распорядителям бюджетных средств);
  • План предоставления услуг бюджетными учреждениями (по основным распорядителям бюджетных средств);
  • План получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом;
  • Программа повышения эффективности использования федеральной собственности;

Так же органы государственной власти и  местного самоуправления могут определять свои дополнительные правила к развитию госсектора.

Уполномоченный  орган ежегодно на основании выявляемой им потребности в продукции, производимой предприятием с целью обеспечения поставок для государственных нужд,  выполнения госзаказа и заключенных договоров, утверждает и доводит до завода за три месяца до начала планируемого года обязательный для исполнения и согласованный с Минэкономики РФ и Минфином РФ план-заказ с учетом плана развития предприятия.

В плане-заказе устанавливаются следующие  основные показатели по производству продукции (работ, услуг) для государственных нужд:

1.    Объем поставок продукции (работ, услуг) в натуральном выражении с указанием номенклатуры и ассортимента, требований, предъявляемых  
к качеству продукции (работ, услуг), сроков поставок, цен и условий их изменения.

2. Фонд оплаты труда  и норматив его уменьшения  при невыполнении  
показателей плана-заказа. Увеличение же фонда оплаты труд производится за счет прибыли по нормативам, устанавливаемым уполномоченным органом.

3. Лимит численности работников.

4. Объем средств, выделяемых из федерального бюджета, и условия их   предоставления. 

Рассмотрим  план развития госсектора на примере  государственного сектора экономики Липецкой области на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов: 

«По состоянию на 15.07.2011 г. в сфере полномочий субъекта Российской Федерации администрацией Липецкой области учреждено 343 юридических лица, из них: 51 – органы власти (администрация области, департаменты, инспекции и др.), 277 – областные учреждения, 15 – унитарные предприятия.»  

Всего в состав государственного сектора  экономики входит областное имущество 426 юридических лиц, имеющих на балансе 4706 объектов недвижимого имущества  с остаточной стоимостью 8,690 млрд. руб. общей площадью 2,04 млн. кв.м.»

В первой части описывается структура госсектора, количество  хозяйствующих субъектов находящихся в государственной собственности, и их структура, государственное имущество, закрепленное за этими субъектами, к примеру:

«Имущество  казны Липецкой области составляет 651 объект недвижимости. По  состоянию на 01.07.2011 г. передано в  безвозмездное пользование различным  организациям  помещений, относящихся к государственной  собственности  Липецкой области, общей площадью 69 134,75 кв. м, в том числе:

федеральным учреждениям 18 511,73 кв. м;

областным  учреждениям  44 273,5 кв.м;

муниципальным учреждениям  3 614,52 кв.м;

иным  юридическим лицам  2 735,00 кв.м.»  

Во  второй части плана содержится информация о доходах субъектах хозяйствования. Эффективность управления имуществом оценивается исходя из динамики доходов от использования государственной собственности и соответствия этих доходов установленному бюджетному заданию.

Доходы  от распоряжения государственным имуществом направляются на своевременное и  эффективное обеспечение потребностей областей в качественных  товарах, работах и услугах, необходимых для выполнения государственных функций и жизнеобеспечения органов власти и учреждений, финансируемых  за счет средств бюджета.

Для контроля за осуществляющими финансово-хозяйственную  деятельность предприятиями и акционерными обществами ежегодно органами администрации области, проводящими государственную политику и осуществляющими исполнительно-распорядительные функции в соответствующих сферах деятельности предприятий и открытых акционерных обществ, разрабатываются  прогнозные экономические показатели, достижение которых является одним из важных направлений деятельности и служит одним из главных критериев оценки эффективности деятельности предприятий и акционерных обществ. 

 

 

Таблица 3

Сводные данные о выполнении вышеназванными обществами установленных показателей за 2010г., оценке итогов 2011г. и сводный прогноз на 2012-2014 гг. тыс. руб. (Липецкая область)

Наименование

показателя

(для акционерных  обществ)

2010г.

факт

2011г.

План

2012 г. Прогноз

2013 г.

Прогноз

2014г. Прогноз

1

Выручка

348866

328564

343707

358938

362791

2

Чистая прибыль

5172

6317

5869

6300

6556

3

Чистые активы

244077

229522

242497

254918

265687


 

 

Во  Липецкой области в прогнозируемом периоде (2012-2014 годы) по унитарным предприятиям предусматривается снижение показателей по выручке и стабилизация показателей по чистой прибыли и чистым активам, что связано с уменьшением количества предприятий.

По  акционерным обществам к 2013-2014 годам  прогнозируется рост по выручке, чистой прибыли и чистым активам.

Далее в плане развития указываются приоритетные задачи развития государственного сектора экономики.

Главной целью является выполнение учреждениями и предприятиями своей деятельности в соответствии с назначением имущества и заданиями его собственника - государства, причем критерием эффективности использования имущества становится не столько извлечение прибыли, сколько качество решения сформулированных социальных задач, обеспечение выполнения фундаментальных социально-экономических и управленческих программ, обеспечение устойчивости приоритетных отраслей экономики и минимально необходимого уровня обслуживания населения.

Государственный сектор экономики предполагается оставить фактором экономического регулирования  в тех сегментах рынка, где не работают рыночные отношения.

Приоритетными задачами развития государственного сектора  экономики предстоящего периода  исходя из целей и задач Стратегии  социально-экономического развития Липецкой области до 2027 года, ориентиров и  приоритетов государственной экономической политики будут являться:

-повышение качества и доступности государственных услуг, предоставляемых учреждениями населению области в сфере социальной политики, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта и т.д.;

-продолжение реализации на территории области национальных проектов и целевых программ, которые предусматривают обязательный государственный контроль за их исполнением;

-обеспечение доступности  транспортных услуг для пассажиров  и улучшения их качества;

-присутствие государственных  организаций в дорожном строительстве,  что позволит осуществлять контроль  за качеством строительства и  рациональным использованием денежных  средств.  

Приоритетными задачами в сфере эффективного управления  предприятиями и акционерными обществами в 2012-2014 годах являются: повышение их конкурентоспособности, повышение финансово - экономических показателей их деятельности, обеспечение надлежащего контроля за использованием областного имущества, а также контроля за деятельностью руководителей предприятий,  в том числе в достижении выполнения плановых показателей.  

 

 

 

 

    1. Планирование развития муниципального сектора экономики

 

На  муниципальном уровне так же разрабатываются  и утверждаются планы развития хозяйствующих  субъектов. Для каждого хозяйствующего субъекта разрабатывается план развития. В план развития муниципального сектора включаются:

План  развития муниципального сектора экономики  включает: 12

    • перечень и сводный план финансово - хозяйственной деятельности федеральных казенных предприятий; 
    • перечень и сводный план финансово - хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий; 
    • программу приватизации (продажи) государственного или муниципального имущества и приобретения имущества в государственную или муниципальную собственность; 
    • сведения о предельной штатной численности государственных или муниципальных служащих и военнослужащих по главным распорядителям бюджетных средств.
    • порядок составления, утверждения и установления показателей планов финансово - хозяйственной деятельности государственных и муниципальных предприятий определяется федеральным законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. 

Информация о работе Планирование развития государственного и муниципального секторов экономики