Планирование в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение планирования в системе менеджмента: методологии и организации. Задачами курсовой работы являются: анализ понятия «планирование», изучение принципов и методов планирования, виды планирования, достоинства и недостатки планирования.

Содержание работы

Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _2-3

1. Планирование как функция менеджмента _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _4-8

1.1 Принципы и методы планирования _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 9-14

1.2 Виды планирования_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 15-29

1.3 Достоинства и недостатки планирования _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _30-32

Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 33-34

Список использованной литературы_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _35

Файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

     Оперативное планирование производства заключается  в разработке важнейших объемных календарных показателей производственно-хозяйственной  деятельности предприятия. Всякий процесс  оперативного планирования предусматривает  выполнение экономистами-менеджерами  таких этапов деятельности, как выбор  стратегии развития предприятия, обоснование  формы организации производства, определение логистической схемы движения материальных потоков, разработка основных календарно-плановых нормативов, оперативное планирование работы производственных подразделений организационная подготовка производства, непосредственная организация оперативной работы, текущий контроль и регулирование хода производства.        

       Задачей оперативно-производственного  планирования является  организация равномерной,  ритмичной взаимосогласованной работы всех производственных подразделений предприятия. Наиболее остро проблема внедрения эффективного механизма планирования стоит перед промышленными предприятиями. В промышленности цикл оборота капитала является наиболее «представительным» по сравнению со всеми другими отраслями экономики: здесь присутствуют и стадии снабжения (закупка материальных ресурсов), и стадии производства, и стадии хранения и сбыта произведенной продукции, а также расчетов с контрагентами как по закупаемым сырью и материалам, так и по реализованной продукции Оперативное планирование предназначено для короткого периода (к примеру, разработка годовой программы производства, Упрощенно этапы планирования на предприятии можно представить следующей схемой: 

      
          
  Недооценивать оперативное планирование, как краткосрочный и «маловажный» этап бизнес-планирования, не стоит. От него зависит даже определение реальной себестоимости продукции, финансово-экономический анализ производства и деятельности предприятия. В процессе оперативного планирования и управления производством должно быть достигнуто строгое взаимодействие органов управления на всех стадиях производственного процесса (от получения сырья до реализации продукции) с целью выполнения плана поставок готовой продукции в необходимом количестве, нужного качества, в нужное время и место с минимальными совокупными затратами. В основе оперативного планирования и управления лежит производственная программа, в рамках которой разрабатываются детализированные плановые задания для каждого производственного подразделения (цеха, участка, рабочего места) на определенный период времени, а также осуществляется текущее руководство производственным процессом и контроль его хода. Стратегическое планирование формулируется вербально, а оперативное планирование представляет собой плановые расчеты. Между оперативным и стратегическим планированием существует обратная связь. С одной стороны, посредством стратегического планирования ставятся цели и определяются пути их достижения для оперативного планирования. Будет ли оперативный план утвержден руководством, следует из стратегического плана. С другой стороны, на основе оперативных плановых расчетов по отдельным направлениям должно быть проверено, может вообще быть реализован стратегический план и не является ли он несбыточной мечтой. Именно поэтому оперативное планирование ведет к ревизии стратегического плана. Цели должны быть пересмотрены или достигнуты иными путями (в ходе реализации новых стратегий). Ядро системы оперативного планирования составляют плановые расчеты результата по изделиям. В оперативных планах устанавливают загрузку оборудования, последовательность выполнения различных операций технологического цикла и время, отводимое для этого, а также расстановку работающих с учетом имеющихся производственных мощностей, материальных ресурсов и персонала. Все это должно обеспечить оптимальный ход производственных процессов, рациональное использование материальных и трудовых ресурсов, полное и своевременное выполнение плановых заданий, поддержание необходимого ритма работы предприятия.  
             
Следовательно, планирование – это метод хозяйственного предвидения и программирования, основанных на детальных расчетах. В плане предприятия с одной стороны, содержатся задание на перспективу каждого работника, а с другой – предписания для руководителей об управленческих решениях, которые они должны поэтапно принимать, помогая коллективу достичь поставленной цели. 

     В оперативном планировании производства, в зависимости  от разрабатываемых  показателей, применяются такие основные методы, как объемный, календарный, а также их разновидности: объемно-календарный и объемно-динамический.  
Объемный метод предназначен для распределения годовых объемов производства и продажи продукции предприятия по отдельным подразделениям и более коротким временным интервалам – квартал, месяц, декада, неделя, день и час. Этот метод предусматривает не только распределение работ, но и оптимизацию использования производственных фондов и, в первую очередь, технологического оборудования и сборочных площадей за планируемый интервал времени. С его помощью формируются месячные производственные программы основных цехов и планируются сроки выпуска продукции или выполнения заказа во всех выпускающих подразделениях предприятия.  
Календарный метод применяется для планирования конкретных временных сроков запуска и выпуска продукции, нормативов длительности производственного цикла и опережений производства отдельных работ относительно выпуска готовых изделий, предназначенных для реализации. Данный метод основывается на использовании прогрессивных норм времени для расчета производственных циклов изготовления отдельных деталей, планируемых комплектов продукции и выполнения сборочных процессов. В свою очередь, производственный цикл основного изделия служит нормативной базой для формирования проектов месячных производственных программ остальным выпускающим цехам и участкам предприятия.  
Объемно-календарный метод позволяет планировать одновременно сроки и объемы выполняемых на предприятии работ в целом на весь предусмотренный период времени – год, квартал, месяц и т.д. С его помощью рассчитываются продолжительность производственного цикла выпуска и поставки продукции на рынок, а также показатели загрузки технологического оборудования и сборочных стендов в каждом подразделении предприятия. Этот метод можно использовать для разработки месячных производственных программ как выпускающих, так и невыпускающих цехов и участков.

     Объемно-динамический метод предусматривает тесное взаимодействие таких планово-расчетных показателей, как сроки, объемы и динамика производства продукции, товаров и услуг. В условиях рынка этот метод позволяет наиболее полно учитывать объемы спроса и производственные возможности предприятия и создает планово-организационные основы оптимального использования наличных ресурсов на каждом предприятии. Он предполагает построение планов-графиков выполнения заказов потребителей и загрузки производственных участков и выпускающих цехов. В соответствии с рассмотренными методами, необходимо различать виды оперативного планирования производства: календарное, объемное и смешанное. 

     Оперативное  планирование и управление производством  по сфере действия и соподчиненности  подразделяется на два уровня:  
межцеховое (на уровне предприятия) и внутрицеховое (на уровне цеха).

     Межцеховое планирование обеспечивает разработку, регулирование и контроль выполнения планов производства и продажи продукции всеми цехами предприятия, а также координирует работу основных и вспомогательных цехов, проектно-технологических, планово-экономических и других функциональных служб. Межцеховое планирование должно обеспечивать слаженную ритмичную работу основных цехов, их бесперебойное снабжение и обслуживание вспомогательными цехами и службами.  
          
Внутрицеховое планирование направлено на ритмичное выполнение участками и их рабочими местами заданной месячной программы. Содержанием внутрицехового планирования является разработка оперативных планов и составление текущих графиков работы производственных участков, поточных линий и отдельных рабочих мест на основе годовых планов производства и продажи продукции основных цехов предприятия. На данном уровне разрабатываются производственные задания участкам на короткие отрезки времени в виде программ и графиков с указанием сроков запуска-выпуска продукции, при этом рассчитываются: данные о загрузке и пропускной способности оборудования.

     Отличительные черты оперативного планирования.

  • Отличительными чертами оперативного планирования являются:  
    носитель идей планирования - средние и низшие уровнименеджмента,
  • задача планирования - обеспечение относительной надежности иотносительного структурирования,
  • горизонт - короткие и средние сроки,
  • глубина - детализация планов,
  • диапазон - ограниченный спектр альтернатив,
  • основа - созданный потенциал.
 

      Оперативным планированием охватываются  отдельные функциональные области  предприятия. При планировании  решается множество проблем, основные  причины которых:

  • особенности исходного состояния (проблемы планирования плохоструктурированы, их тяжело определить и измерить),
  • особенности конечного состояния (характер влияния на цели и ресурсы при планировании не определен, а проявит себя только в будущем, множественность целей),
  • проблемы альтернатив (имеется неопределенность в отношенииимеющихся альтернатив, поиск других требует времени и средств),
  • проблемы инструментария (выбор наиболее оптимального),
  • большое число лиц, участвующих в планировании,
  • ответственность,
  • проблема контроля (в ходе составления, выполнения икорректировки).

     Чтобы лучше  понять, что такое тактическое  планирование, рассмотрим различия между  стратегическим и тактическим планированием  по некоторым характеристикам.  Подробность. В стратегическом планировании проводится планирование общих линий деятельности предприятия. В тактическом планировании имеет место детальное планирование. Временной уровень. В стратегическом планировании планы характеризуются долгосрочностью, а в тактическом планировании — краткосрочностью.  

     Лица, принимающие решенияВ стратегическом планировании решения принимают немногочисленные специалисты из высшего руководства, в тактическом — многочисленные специалисты из среднего звена руководства. 

     Характер  проблемВ стратегическом планировании рассматриваются редко повторяющиеся проблемы и задачи, а в тактическом планировании решаются однородные проблемы. 

     Степень регулярности действии. В стратегическом планировании действия могут носить как  регулярный, так и  нерегулярный характер. В тактическом  планировании принят фиксированный график действий. 

     Количество  альтернативВ стратегическом планировании может быть много альтернатив, в тактическом планировании таких альтернатив мало.  

     Процесс тактического планирования состоит  из двух взаимосвязанных стадий: подготовка плана и его принятие. Подготовка плана включает в себя сбор, систематизацию и уточнение различной информации в деятельности предприятия, анализ полученной информации, постановку менеджером задач отдельным структурным подразделениям и работникам на разработку плана, определение подлежащих включению в план мероприятий. Принятый план обязательно должен быть документально оформлен и утвержден руководителем предприятия.

     1.3 Достоинства и недостатки  планирования.  

     Планирование, в отличие от зарубежных стран, у нас, в России, развито  недостаточно. Наибольшее смущение вызывает долгосрочное планирование, которое  рассчитано на достижение результата через пять-десять лет. Нестабильность экономического положения нашей  страны, быстрое врастание российской экономики в мировую, а также  изменчивость законодательства дают повод  сомневаться в процветании предприятия  через такой длительный срок. Более  того, тяжело даже сказать, что будет  с той или иной сферой экономической  деятельности через несколько лет. И тем не менее, даже в России существуют надежные и стабильные компании, в которых можно рассчитывать и на постоянную работу, и на устойчивый экономический рост. Этими отраслями остаются добывающие направления в экономике, энергетика и банковская сфера, в которой, как не странно, российские компании смогли выдержать конкуренцию с иностранными. От ошибок и риска никто не застрахован, но ошибка в самом начале планирования может стоить нескольких потраченных впустую трудовых лет. Ошибок можно избежать, нужен лишь рациональный подход к планированию. Преимущества и недостатки стратегического планирования. 

     Основное  преимущество стратегического планирования состоит в большей степени  в обоснованности плановых показателей, в большей вероятности реализации планируемых сценариев развития событий.Современный темп изменений в экономике является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству фирмы средства создания плана на длительный срок, дает основу для принятия решений, способствует снижению риска при принятии решений, обеспечивает интеграцию целей и задач всех структурных подразделений и исполнителей фирмы.

     В отечественной  практике управления предприятиями  стратегическое планирование применяется редко. Однако в промышленности развитых стран оно становится скорее правилом, чем исключением. Особенности стратегического планирования: должно дополняться текущим; стратегические планы разрабатываются на совещаниях высшего руководства фирмы ежегодно; годовая детализация стратегического плана осуществляется одновременно с разработкой годового финансового плана (бюджета); большинство западных компаний считает, что механизмы стратегического планирования должны быть усовершенствованы.

Информация о работе Планирование в менеджменте