Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 15:54, курсовая работа
Цель курсовой работы изучить особенности и значение планирования для предприятия.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи, необходимые для написания данной курсовой работы:
- изучить теоретические основы планирования деятельности предприятия;
- рассмотреть содержание и планирование деятельности предприятия;
- рассмотреть принципы планирования и структуру планирования;
Введение
В основе любой грамотно организованной предпринимательской деятельности лежит планирование. Практика показывает, что в условиях рыночной экономики без соответствующей оценки, прогнозирования и планирования деятельности очень рискованно начинать какое-либо дело: заключать договоры, брать деньги в кредит, закладывать имущество и т.п. Переход от командно-административной системы управления экономикой к рыночной экономике потребовал кардинальной перестройки системы управления предприятием. Естественно, это требует перестройки всей системы планирования на предприятиях, поскольку планирование - это одна из важнейших основных функций управления в любой социально-экономической системе или подсистеме.
Особенно важным планирование является сейчас на данный момент во время мирового экономического кризиса, что подчеркивает актуальность выбранной темы курсовой работы.
Объект исследования в курсовой работе теоретическое и практическое применение планирования на предприятии.
Предметом исследования курсовой работы является содержание планирования на предприятии.
Цель курсовой работы изучить особенности и значение планирования для предприятия.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи, необходимые для написания данной курсовой работы:
- изучить теоретические основы
планирования деятельности
- рассмотреть содержание и
- рассмотреть принципы
- рассмотреть на примере ООО «Аверс – Пласт» основы управления и особенности организации внутрифирменного планирования.
По структуре работа включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Во
введении определяется
В первой главе рассматриваются теоретические основы планирования в системе управления предприятием, раскрываются основы содержания и планирования деятельности, принципы планирования и структура планов.
Во второй главе рассматриваются основы планирования в системе управления на примере исследуемого хозяйствующего субъекта.
1. Теоретические основы
1.1. Содержание и планирование деятельности предприятия
В широком смысле слова планирование
- это задание целей любой
С общеэкономической позиции
С позиций управления производством, планирование - одна из важнейших основных функций. Рассмотрим этот вопрос более подробно. Предположим, существует какая-то социально - экономическая система или подсистема. В ней есть субъект (тот, кто воздействует, обозначим его через S) и объект (тот, на кого воздействуют, обозначим его через О). Взаимодействие между субъектом и объектом происходит посредством реализации основных функций управления. Таких функций семь: планирование; регулирование; стимулирование; учет; анализ; контроль; организация.
Первые три осуществляются по линии прямой связи между субъектом и объектом, а последующие три - через обратную связь. В рамках же последней седьмой функции (организация) реализуются предыдущие функции[8, с.291].
Основное
управляющее воздействие
Не противопоставляя различные взгляды на планирование (с общеэкономической и управленческой позиций), будем рассматривать его с точки зрения управления на предприятии.
При рассмотрении внутрипроизводственного планирования имеется в виду, что предприятие - это многоуровневая система, в которой объект управления вышестоящей системы превращается в субъект управления нижестоящей системы. Например, при цеховой структуре управления предприятием начальник участка (мастер) подчиняется непосредственно не директору завода, а начальнику цеха. Начальник цеха из объекта управления директора предприятия превращается в субъект управления для начальника участка (мастера). Начальник участка (мастер) из объекта управления начальника цеха сам становится субъектом управления для рабочих своего участка.
В каждой из подсистем независимо от ее уровня реализуется функция планирования. И вообще, каждая система является подсистемой лишь по отношению к вышестоящей подсистеме. А поскольку подсистемы управления предприятием - часть единой системы, то цели их функционирования должны быть согласованы, а содержание планирования будет различным исходя из места и роли подсистемы в общей системе управления предприятием. Рассмотрим следующий пример: рабочий н-го цеха Минского тракторного завода занят изготовлением, каких - то деталей. И делает он это потому, что таково задание мастера. Мастер в свою очередь получил задание от планово-диспетчерского бюро (ПДБ) цеха, а цех - от планово - производственного отдела (ППО) предприятия, программа же предприятия была сформирована на основании плана маркетинга. Таким образом, конкретные работники предприятия как участники внутрипроизводственного разделения труда теряют свободу действий, а их поведение, содержание работы находится под контролем вышестоящего субъекта, то есть задано системой планов. План предприятия, план цеха, план участка, задание рабочему взаимосвязаны, но это разные по содержанию планы[1, с.89].
В условиях рыночной экономики предприятие работает как «открытая» система, когда необходимо учитывать, прежде всего, внешние факторы (действия конкурентов, потребности потребителей, спрос и т. Д.). Отсюда переход экономики к рыночным отношениям требует, чтобы системы функционирования предприятий обеспечивали конкурентоспособность продукции, как на внутреннем, так и на мировом рынке. Предприятия в своей деятельности должны ориентироваться на рынок, потребителя и по результатам взаимодействия с ними обеспечивать свою финансовую устойчивость. Время потребовало изменения организационных структур управления, процедур планирования и контроля, стиля управления, подготовки работников другого мышления и т. Д. Новым явлением в управлении предприятием при переходе к рыночной экономике становится необходимость самостоятельной разработки перспектив своего долгосрочного развития. Таким образом, планирование деятельности предприятий претерпевает серьезную эволюцию, принципов, форм и содержания.
Планирование, как уже отмечалось, - это задание целей системе, подсистеме. Это процесс проектирования желаемого будущего. Конечным результатом такого процесса являются плановые решения – основа последующей целенаправленной деятельности. Взаимосвязь плановых решений с последующими заданиями (то есть сам процесс перехода от решения к конкретному заданию) представляет основную трудность процесса планирования. Одно дело поставить цель, например, добиться лидирующего положения на рынке, и другое – спланировать и реализовать конкретные действия так, чтобы этого достигнуть. Как всякий процесс, планирование осуществляется непрерывно, путем итераций (перебора), приближающих плановое решение к реальным возможностям предприятия, то есть процесс планирования предполагает учет реальной ситуации. С точки зрения управления, плановое решение разрабатывается точно так же, как и любое другое, но с учетом специфики объекта[8, с.19].
1.2. Принципы планирования
Возможности планирования социально-экономических систем ограничены рядом объективных и субъективных причин. Основные из них:
1) Неопределенность рыночной
2) Издержки планирования. Это затраты на оплату труда персонала, плата за аренду помещений (если помещение собственное - амортизационные отчисления), содержание помещений, расходы на приобретение канцелярских принадлежностей и т. д. Издержки планирования входят в состав совокупных затрат на производство продукции. Но нужны ли такие дополнительные затраты? Здесь, как и в других подобных случаях, необходимо соблюдать правило: любые дополнительные средства должны быть затрачены только в то случае, если они создают дополнительный положительный эффект. Отсюда следует, что минимальными затратами на планирование являются такие, которые обеспечивают выживание организации, а любые дополнительные затраты должны обеспечить ее развитие.
Определяющим содержание и результаты действия плановых служб является использование принципов планирования. К их числу из них относятся системность, участие, непрерывность, гибкость, эффективность.
Информация о работе Планирование в системе управления предприятиями