Планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 23:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение планирования и прогнозирование как функций управления.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
определить основу формирования и развития функций управления;
рассмотреть все функции управления;
изучить разные подходы к выделению функций управления;
выявить роль планирования и прогнозирования среди других функций управления;
рассмотреть сущность процесса планирования как функции управления;

Файлы: 1 файл

kursovaya_planirovanie.docx

— 70.36 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического  применения современных способов управления, позволяющих повысить социально-экономическую  эффективность любой организации. В теории управления вопрос о функциях управления - один из центральных, поскольку  касается сущности и содержания управленческой деятельности. Анализ функций, их четкая, обоснованная классификация имеют  важное значение для разработки научных основ построения аппарата управления, определения его структуры и степени централизации и децентрализации, установления круга прав и обязанностей структурных звеньев.

 Функция планирования  и прогнозирования составляет  основу для других функций  и считается главнейшей из  них. Эффективное  планирование  и прогнозирование положительно  влияет на результаты деятельности  организации. Поэтому комплексное  изучение теоретических и практических  основ  планирования и прогнозирования  является важной основой нашей  будущей деятельности. В этом  состоит актуальность выбранной  темы.

Целью данной курсовой работы является изучение планирования и прогнозирование  как функций управления.

Поставленная цель определила решение следующих задач:

  • определить основу формирования и развития функций управления;
  • рассмотреть все функции управления;
  • изучить разные подходы к выделению функций управления;
  • выявить роль  планирования и прогнозирования  среди других функций управления;
  • рассмотреть сущность процесса планирования как функции управления;
  • изучить виды планирования;
  • определить принципы планирования;
  • рассмотреть сущность процесса прогнозирования как функции управления;
  • изучить виды  прогнозов и методы их  разработки.

Объект исследования данной курсовой работы – функции управления.

Предметом исследования этой курсовой работы являются планирование и прогнозирование как управленческие функции.

Разработкой данной темы занимались такие известные зарубежные ученые, как Ф. Тейлор «Принципы научного управления» (1911), Френк и Лилиан Гилбрет «Азбука научной организации  труда и предприятий» (1911), А. Файоль «Общее и промышленное управление» (1910). Выделяются труды российских ученых: А. А. Богданова «Очерки всеобщей организационной науки» (1921), А. Ф. Журавского «На пути к рационализации производства» (1926), Н. А. Витке «Вопросы управления» (1922). Большой вклад в развитие теории управления внесли работы ученых, изучающих человеческий фактор в  организации:  А. Маслоу «Мотивация и личность» (1954), Д. Макгрегора «Человеческая  сторона предприятия» (1960), Ф. Херцберга  «Мотивация и мораль» (1968).

Поставленные цель и задачи определили структуру курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

Во введении определена актуальность работы, цель и задачи исследования, в соответствии с которыми сформирована структура работы. В первой главе  «Функции управления» рассматриваются  предпосылки возникновения и  развития управленческих функций, дается характеристика каждой функции, освещаются различные подходы к их изучению. Вторая глава «Планирование и  прогнозирование как функции  управления» посвящена  рассмотрению видов, методов и принципов  планирования и прогнозирования. Заключение подвело  основные итоги исследования. Обзор  используемой литературы приведен в  соответствующем разделе. Завершает  работу список используемой литературы.

 

 

 

 

ГЛАВА  I ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ 

Выделение в управлении отдельных  функций – объективный процесс, обусловленный развитием производства и усложнением его управления. Естественно-научной основой формирования и развития функций управления является разделение общественного труда в целом и в сфере управленческой деятельности в частности.  Движущей силой изменения функций управления является необходимость повышения эффективности управленческого труда и управляемой системы.

Подход к управлению как к  процессу определяет управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий – функций управления. Любая функция управления реализуется во взаимосвязи и взаимодействии с остальными функциями управления.1

Функция управления – ориентированность управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Функции управления выражают содержание управленческого воздействия – сущность управленческих отношений.

Разные авторы выделяют свои перечни  общих функций управления. Так, А. Файоль – теоретик и практик менеджмента, основатель административной школы управления - выделил: предвидение, планирование, организацию, координацию, контроль.

Российская школа управления выделяет следующие основные функции: целеполагание, анализ, планирование и прогнозирование, организацию, координацию, мотивацию, учёт и контроль, коммуникацию, принятие решений.

Информация, собранная посредством  функции контроля, свидетельствует  о выполнении планов (функция планирования). В то же время контроль должен быть надлежащим образом организован  и мотивирован (функции организации  и мотивации). Вместе с тем планирование как функция управления составляет основу для других функций и поэтому считается главнейшей из них, функции организации, мотивации и контроля фактически ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.

Планирование – это  вид управленческой деятельности, связанный  с составлением планов организации  в целом, её подразделений, функциональных подсистем, отделов, служб и работников. Оно является органической частью процесса управления, задающей направления и  параметры будущего развития организации.

Прогнозирование – это  предвидение, предсказание будущего. Оно  должно предшествовать планированию.

Термин «организация»  означает «придаю стройный вид, устраиваю». Определение «организация» в  теории управления содержит два понятия: организация как структура системы  в виде взаимоотношений, прав, ролей, видов деятельности и других факторов, которые имеют место, когда люди объединяются совместным трудом; организация  как процесс, посредством которого создается и сохраняется структура  организации.2

В управлении функция организации  состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений  между подразделениями организации, определении порядка и условий  ее функционирования и в то же время  это – процесс объединения  людей для достижения поставленных организацией целей.

Практика человеческой цивилизации  выработала два известных метода побуждения к труду – это «кнут  и пряник». Так называемый пряник проявляет себя через различные  методы мотивации и стимулирования, которые направлены на то, чтобы  побудить человека захотеть удовлетворить  свои потребности, а для этого  захотеть сделать свою работу.

Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к  деятельности, задают границы и формы  деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.3

Опыт лидеров современного бизнеса показывает, что они добиваются успеха, если признают людей главным  источником эффективного развития.  В то же время неудачи в реализации их замыслов чаще всего связаны с  отсутствием поддержки со стороны  персонала. По меткому выражению  одного руководителя «изменения –  это дверь, которая открывается  только изнутри».4

Наряду с работами таких  авторов, как Д. Макгрегор, Р. Лайкерт, труды А. Маслоу послужили возникновению  школы «поведенческих наук», главным  постулатом которой является повышение  эффективности отдельного работника  и организации в целом на основе поведенческих наук. В основе процесса мотивации лежит индивидуальная человеческая потребность, удовлетворение которой достигается путем определённого  поведения или действия.5 Поэтому мотивацию определяют  как «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации».6

Процесс мотивации очень  сложен и неоднозначен. Представляется целесообразным деление теорий мотивации - в зависимости от предмета анализа  – на три главных направления:

  • теории, которые исходят из определенного образа работника, его потребностей и мотивов. К ним относятся «XY-теория» Д. Макгрегора, теория «Z»  У. Оучи.
  • содержательные теории – анализируют влияющие на мотивацию факторы. Основой их является фактор потребностей человека.7 Это теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория потребностей К. Альдерфера, теория двух факторов Ф. Герцберга.
  • процессуальные теории – анализируют распределение человеком усилий для достижения конкретных целей и его выбор конкретного вида поведения. Поведение людей определяется не только ими, но и социальными потребностями.8 К процессуальным теориям относят теорию трудовой мотивации Д. Аткинсона, теорию справедливости С. Адамса, теорию мотивации В. Врума, теорию Портера и Лоулера, теорию 12 факторов Ричи и Мартина.

Контроль – процесс  соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с плановыми  показателями.

Слово «контроль» первоначально  употреблялось в бухгалтерском  учете для отражения практики хозяйственной деятельности организации. Именно в этом значении его использует некоторая часть управляющих  и теоретиков бизнеса. Однако, функцию контроля в классическом менеджменте следует понимать как вид управленческой деятельности, благодаря которой можно удержать организацию на нужном (верном) пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами (планами).9

За годы советской власти накоплен большой опыт обеспечения  контрольной функции. Сотни тысяч  людей осуществляли проверки, ревизии, контролировали ход выполнения программ и планов, т.е. обеспечивали контроль во всех сферах жизни общества.10

Тесная связь контрольной  функции с функцией планирования проявляется в формулировании целей  и контрольных показателей, которые  фиксируются в соответствующих  планах, а также в том, что временные  периоды осуществления обеих  функций должны совпадать. Это означает, что по периодам осуществления контроль должен быть трех видов: стратегический, тактический и оперативный.

Субъекты и объекты контроля (подразделения, персонал) должны быть четко указаны в положениях о  подразделениях и должностных инструкциях.

Результаты контроля, в соответствии с теорией Портера - Лоулера, являются необходимым условием для мотивации  персонала, т. к. именно результат (степень  достижения цели) ведет к удовлетворенности  трудом, и человек будет стремиться повторить то производственное поведение, которое привело к возникновению  этого чувства. Именно поэтому критерии оценки труда должны быть четко сформулированы и быть понятны исполнителям. В  этом смысле эффективность системы  мотивации определяется эффективностью системы контроля.11

Регулирование в системе  менеджмента тесно связано с  функцией планирования. Поскольку, в  процессе выполнения планов, органами управления осуществляется регулирование. Регулирование – это деятельность по поддержанию заданных параметров в системе менеджмента, в которой процессы управления динамично меняются. Регулирование имеет задачу сохранять упорядоченность, как в системе производства, так и в системе управления. Функция регулирования связывает систему управления с внешней средой.

 Анализ - функция управления, использующая средства и методы изучения обстановки, проблем, ситуаций путем выявления и сопоставления свойств и характеристик объектов исследования по установленным критериям и показателям для определения состояния этих объектов, их особенностей и тенденций изменения.

Анализ внешней  среды использует технологии SWOT-, SNW-, PEST - анализа и др.

Анализу может  быть подвержен как любой исполнитель (персонал организации), так и сам менеджер. Важно заранее правильно определить значимость тех или иных требований применительно к целям, задачам, потенциалу и условиям деятельности управляемой системы.

Анализ предшествует выполнению всех основных функций управления, которые базируются на нём, черпают  в его результатах информацию, причинно-следственные связи, закономерности, оценки, прогнозы и т. п.

Принятие решений –  это управленческая деятельность по выбору субъектом управления для  осуществления на практике (органом, должностным лицом) того или иного  варианта поведения управляемых. По сути, управленческое решение –  это властный императив, обязательный для исполнения или реализации. Такое  управляющее воздействие весьма обстоятельно реализуется в процессах  планирования, однако без неё невозможно обойтись и при осуществлении  других функций управления. При этом решение имеет форму конкретного  предписания к действию для объекта  управления (приказ, план, инструкция и  т. д.).

 Организационные решения  различают запрограммированные  и незапрограммированные. Запрограммированные  решения – есть результат определённой  последовательности шагов, подобных  тем, что предпринимаются при  решении математических уравнений.  Впервые термин запрограммированные  решения использовал нобелевский  лауреат Г. Саймон.12

Координация – это управленческая деятельность, заключающаяся в обеспечении  взаимосвязи и согласованности  субъектов, объектов и процессов  труда во времени и в пространстве. Координация создаёт условия  для пропорционального и непрерывного функционирования системы управления за счёт установления непрерывных связей между отдельными подразделениями  организации и исполнителями.

Информация о работе Планирование