Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 23:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение планирования и прогнозирование как функций управления.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
определить основу формирования и развития функций управления;
рассмотреть все функции управления;
изучить разные подходы к выделению функций управления;
выявить роль планирования и прогнозирования среди других функций управления;
рассмотреть сущность процесса планирования как функции управления;
ВВЕДЕНИЕ
В условиях становления рыночной
экономики в нашей стране особое
значение приобретают вопросы
Функция планирования
и прогнозирования составляет
основу для других функций
и считается главнейшей из
них. Эффективное
Целью данной курсовой работы является изучение планирования и прогнозирование как функций управления.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
Объект исследования данной курсовой работы – функции управления.
Предметом исследования этой
курсовой работы являются планирование
и прогнозирование как
Разработкой данной темы занимались
такие известные зарубежные ученые,
как Ф. Тейлор «Принципы научного
управления» (1911), Френк и Лилиан
Гилбрет «Азбука научной
Поставленные цель и задачи определили структуру курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Во введении определена актуальность работы, цель и задачи исследования, в соответствии с которыми сформирована структура работы. В первой главе «Функции управления» рассматриваются предпосылки возникновения и развития управленческих функций, дается характеристика каждой функции, освещаются различные подходы к их изучению. Вторая глава «Планирование и прогнозирование как функции управления» посвящена рассмотрению видов, методов и принципов планирования и прогнозирования. Заключение подвело основные итоги исследования. Обзор используемой литературы приведен в соответствующем разделе. Завершает работу список используемой литературы.
ГЛАВА I ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
Выделение в управлении отдельных
функций – объективный процесс,
обусловленный развитием
Подход к управлению как к процессу определяет управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий – функций управления. Любая функция управления реализуется во взаимосвязи и взаимодействии с остальными функциями управления.1
Функция управления – ориентированность управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Функции управления выражают содержание управленческого воздействия – сущность управленческих отношений.
Разные авторы выделяют свои перечни общих функций управления. Так, А. Файоль – теоретик и практик менеджмента, основатель административной школы управления - выделил: предвидение, планирование, организацию, координацию, контроль.
Российская школа управления выделяет следующие основные функции: целеполагание, анализ, планирование и прогнозирование, организацию, координацию, мотивацию, учёт и контроль, коммуникацию, принятие решений.
Информация, собранная посредством функции контроля, свидетельствует о выполнении планов (функция планирования). В то же время контроль должен быть надлежащим образом организован и мотивирован (функции организации и мотивации). Вместе с тем планирование как функция управления составляет основу для других функций и поэтому считается главнейшей из них, функции организации, мотивации и контроля фактически ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.
Планирование – это вид управленческой деятельности, связанный с составлением планов организации в целом, её подразделений, функциональных подсистем, отделов, служб и работников. Оно является органической частью процесса управления, задающей направления и параметры будущего развития организации.
Прогнозирование – это предвидение, предсказание будущего. Оно должно предшествовать планированию.
Термин «организация»
означает «придаю стройный вид, устраиваю».
Определение «организация» в
теории управления содержит два понятия:
организация как структура
В управлении функция организации
состоит в установлении постоянных
и временных взаимоотношений
между подразделениями
Практика человеческой цивилизации выработала два известных метода побуждения к труду – это «кнут и пряник». Так называемый пряник проявляет себя через различные методы мотивации и стимулирования, которые направлены на то, чтобы побудить человека захотеть удовлетворить свои потребности, а для этого захотеть сделать свою работу.
Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.3
Опыт лидеров современного бизнеса показывает, что они добиваются успеха, если признают людей главным источником эффективного развития. В то же время неудачи в реализации их замыслов чаще всего связаны с отсутствием поддержки со стороны персонала. По меткому выражению одного руководителя «изменения – это дверь, которая открывается только изнутри».4
Наряду с работами таких
авторов, как Д. Макгрегор, Р. Лайкерт,
труды А. Маслоу послужили возникновению
школы «поведенческих наук», главным
постулатом которой является повышение
эффективности отдельного работника
и организации в целом на основе
поведенческих наук. В основе процесса
мотивации лежит индивидуальная
человеческая потребность, удовлетворение
которой достигается путем
Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Представляется целесообразным деление теорий мотивации - в зависимости от предмета анализа – на три главных направления:
Контроль – процесс
соизмерения (сопоставления) фактически
достигнутых результатов с
Слово «контроль» первоначально употреблялось в бухгалтерском учете для отражения практики хозяйственной деятельности организации. Именно в этом значении его использует некоторая часть управляющих и теоретиков бизнеса. Однако, функцию контроля в классическом менеджменте следует понимать как вид управленческой деятельности, благодаря которой можно удержать организацию на нужном (верном) пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами (планами).9
За годы советской власти накоплен большой опыт обеспечения контрольной функции. Сотни тысяч людей осуществляли проверки, ревизии, контролировали ход выполнения программ и планов, т.е. обеспечивали контроль во всех сферах жизни общества.10
Тесная связь контрольной функции с функцией планирования проявляется в формулировании целей и контрольных показателей, которые фиксируются в соответствующих планах, а также в том, что временные периоды осуществления обеих функций должны совпадать. Это означает, что по периодам осуществления контроль должен быть трех видов: стратегический, тактический и оперативный.
Субъекты и объекты контроля (подразделения, персонал) должны быть четко указаны в положениях о подразделениях и должностных инструкциях.
Результаты контроля, в соответствии
с теорией Портера - Лоулера, являются
необходимым условием для мотивации
персонала, т. к. именно результат (степень
достижения цели) ведет к удовлетворенности
трудом, и человек будет стремиться
повторить то производственное поведение,
которое привело к
Регулирование в системе
менеджмента тесно связано с
функцией планирования. Поскольку, в
процессе выполнения планов, органами
управления осуществляется регулирование.
Регулирование – это
Анализ - функция управления, использующая средства и методы изучения обстановки, проблем, ситуаций путем выявления и сопоставления свойств и характеристик объектов исследования по установленным критериям и показателям для определения состояния этих объектов, их особенностей и тенденций изменения.
Анализ внешней среды использует технологии SWOT-, SNW-, PEST - анализа и др.
Анализу может
быть подвержен как любой
Анализ предшествует выполнению всех основных функций управления, которые базируются на нём, черпают в его результатах информацию, причинно-следственные связи, закономерности, оценки, прогнозы и т. п.
Принятие решений –
это управленческая деятельность по
выбору субъектом управления для
осуществления на практике (органом,
должностным лицом) того или иного
варианта поведения управляемых. По
сути, управленческое решение –
это властный императив, обязательный
для исполнения или реализации. Такое
управляющее воздействие весьма
обстоятельно реализуется в процессах
планирования, однако без неё невозможно
обойтись и при осуществлении
других функций управления. При этом
решение имеет форму
Организационные решения
различают запрограммированные
и незапрограммированные.
Координация – это управленческая
деятельность, заключающаяся в обеспечении
взаимосвязи и согласованности
субъектов, объектов и процессов
труда во времени и в пространстве.
Координация создаёт условия
для пропорционального и