Планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 23:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение планирования и прогнозирование как функций управления.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
определить основу формирования и развития функций управления;
рассмотреть все функции управления;
изучить разные подходы к выделению функций управления;
выявить роль планирования и прогнозирования среди других функций управления;
рассмотреть сущность процесса планирования как функции управления;

Файлы: 1 файл

kursovaya_planirovanie.docx

— 70.36 Кб (Скачать файл)

План – основа деятельности организации любой формы собственности  и размеров. В последнее время дополнительно к традиционным плановым документам стал разрабатываться бизнес-план. Если комплекс плановых документов предназначен для внутреннего пользования и некоторые его разделы носят конфиденциальный характер, то бизнес-план является скорее визитной карточкой фирмы и адресован в основном инвесторам, возможным партнерам и банкам. Главная задача бизнес-плана не только отразить стратегию деятельности фирмы на какой-либо плановый период, но и показать финансовую надежность, основательность, солидность предприятия.30

Принципы планирования определяют требования к характеру и содержанию плановой деятельности в организации. Правильное соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективной работы фирмы и уменьшает возможности отрицательных результатов планирования.

Следует отметить, что принципы планирования учёными трактуются по-разному, так, Э. А. Уткин к основным принципам  планирования относит следующие.31

Принцип единства. Интеграция плановой деятельности предполагает, что в организации существует разнообразие относительно обособленных процессов планирования и частных  планов подразделений, то есть разнообразие подсистем планирования, но каждая из подсистем действует исходя из общей стратегии фирмы, а  каждый отдельный план является частью плана  более высокого подразделения и  организации в целом. Все планы, созданные в организации, - это  не просто совокупность, набор документов, это их взаимосвязанная система.

Принцип участия тесно  связан с принципом единства. Он означает, что каждый член организации  становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой  им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого оно непосредственно затрагивает.

Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным. Если организация не велика, система  участия в процессе планирования может быть основана на непосредственных контактах между руководством фирмы, плановиками (если они есть) и работниками. Практическое участие коллективов  работников в планировании может  быть организованно в рамках таких  структур, как кружки качества.32

Смысл принципа непрерывности  заключен в том, что: процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно; разработанные планы  должны непрерывно приходить на смену  друг другу. Неопределённость внешней  среды и наличие непредусмотренных  изменений делают необходимой постоянную корректировку ожиданий фирмы относительно внешних условий и соответствующее исправление и уточнение планов. 

Принцип гибкости взаимосвязан с принципом непрерывности и  заключается в придании планам и  процессу планирования способности  менять свою направленность в связи  с возникновением непредвиденных обстоятельств. По этому плану обычно содержат «резервы», иначе называемыми «надбавками  безопасности», или «подушками». Однако существуют пределы резервов планирования.

Принцип точности. Любой  план должен быть составлен с такой  степенью точности, которая возможна. Так, например, в стратегических планах определяются общие направления  деятельности, а в краткосрочных  планах информация прорабатывается  и конкретизируется.

Применять все рассмотренные  принципы трудно. Это под силу только крупным фирмам, имеющим квалифицированные  кадры, современные информационные технологии и необходимые ресурсы. В условиях жесткой конкуренции  тенденции в планировании следующие: сокращение сроков разработки планов (при сохранении или увеличении периода утверждения прогнозов), повышение качества планов за счет увеличения числа применяемых принципов планирования.33

Наиболее ответственной  задачей планирования является прогнозирование. В условиях рыночной экономики деятельность предприятий в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они могут предвидеть перспективы своего развития в будущем, т.е. от прогнозирования. Прогноз - предположительная оценка будущего состояния предприятия. Предприятия используют прогнозы с целью предусмотрения возможных вариантов развития своего бизнеса, они прогнозируют будущие события или условия их возникновения. Вот что говорят об этом классики: "Предвидеть — значит управлять" (Блез Паскаль). "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять" (Огюст Конт).34

Прогнозы различаются  по времени действия и по масштабу действия. По времени действия принято  различать краткосрочные (до года), среднесрочные (до пяти лет) прогнозы. По масштабу действия прогнозы делятся на глобальные, региональные, государственные и по видам техники. Проблемы глобальных, региональных и государственных прогнозов на соответствующие периоды времени выступают объектом научно-исследовательских институтов. В частности, в составе РАН существует институт прогнозирования. Прогнозы развития техники – объект работы организаций, занятых проектированием и созданием новой техники.35

Для обеспечения эффективности  прогнозирования применяются различные методы. Наибольшее распространение получили следующие методы:

  • экспертные оценки
  • моделирование
  • метод экстраполяции
  • статистический метод
  • метод сценариев

В организации чаще всего применяется  метод экспертных оценок, заключающийся  в том, что первые лица компании собирают мнения подчинённых, спорят, обсуждают  информацию и в результате получают общую картину будущего. К достоинствам этого метода следует причислить возможность привлечения лучших специалистов по данному вопросу, учет таких факторов, которые не могут быть приняты во внимание при других методах. В частности, метод экспертных оценок позволяет связать воедино учет технических, экономических, экологических и социальных факторов. Не менее важное значение имеет и тот факт, что при использовании этого метода прогнозирования удается принять во внимание и процесс перехода количественных изменений в качественные.

Один из наиболее известных методов  экспертных оценок - это метод «Дельфи». Он появился в 1950-1960 годы для анализа планов атомной войны. Суть этого метода в том, чтобы с помощью серии последовательных действий – опросов, интервью, мозговых штурмов – добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами

Моделирование -  построение моделей  реально существующих предметов  и явлений. Методы моделирования  делятся на логические, исторические и математические. Логические методы основаны на принципах логики и показывают неизбежность наступления какого-либо действия. Исторические – базируются на последовательности развития тех или иных видов техники, математические – основаны на принципах математического моделирования. К достоинствам математических моделей относятся четкое изложение параметров, возможность быстрого проведения расчетов, к недостаткам – невозможность учета ряда факторов, особенно экологических, отсутствие реального учета перехода количественных изменений в качественные.36

Метод экстраполяции  был одним  из исторически первых методов, который  стал широко использоваться в социальном прогнозировании. Экстраполяция — это распространение выводов, сделанных при изучении одной части какого-либо явления (процесса), на другую его часть, в том числе ненаблюдаемую. В социальной области это способ предвидения будущих событий и состояний, исходя из допущения, что некоторые тенденции, проявившиеся в прошлом и в настоящем, сохранятся в будущем.37

Статистические методы – это  разработка, изучение и применение современных математико-статистических методов прогнозирования на основе объективных данных; развитие теории и практики вероятностно-статистического моделирования экспертных методов прогнозирования; методов прогнозирования в условиях риска и комбинированных методов прогнозирования с использованием совместно экономико-математических и эконометрических  моделей.

Один из разновидностей  прогнозов  – сценарии развития, которые представляют собой прогнозы с учетом тех или  иных предполагаемых действий конкретных субъектов прогнозируемой ситуации.38Считается, что сценарии для прогнозирования развития сложных систем первым использовал Герман Кан. Метод сценариев предполагает создание технологий разработки сценариев, обеспечивающих более высокую вероятность выработки эффективного решения в тех ситуациях, когда это возможно, и более высокую вероятность сведения ожидаемых потерь к минимуму в тех ситуациях, когда потери неизбежны.

  Одним из основных  критериев, которым должны руководствоваться  разработчики прогнозов при выборе  соответствующего метода, является  стоимость прогноза, слагаемая из  затрат на его составление  и цены ошибки прогноза. Вторая  часть затрат зачастую бывает  более чувствительной для бюджета  предприятия. Прогнозирование сегодня — специализированная область с подразделами. Существуют организации, занимающиеся только прогнозированием в конкретных сферах деятельности. Примечательным примером служит институт Гэллапа, специализирующийся на сборе и анализе информации, позволяющей прогнозировать предпочтения и результаты различных политических и социальных процессов. Институт Гэллапа — Американский институт общественного мнения, основанный Джорджем Гэллапом в 1935г. Проводит регулярные опросы населения по проблемам внутренней и внешней политики, пользуется международным авторитетом как один из наиболее надёжных источников информации о состоянии общественного мнения в США и в мире.  Многие фирмы и отделения крупных предприятий проводят хитроумный анализ рынка, стремясь спрогнозировать отношение потребителей к планируемым новым видам продукции.

По итогам главы можно  сделать следующие выводы:

  1. Планирование является важнейшим этапом процесса управления, это процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов их достижения.
  2. Менеджер должен уметь видеть не только текущий момент, но и предвидеть влияние решения на будущий временной период. Он должен уметь составлять стратегические планы, организовывать тактическое планирование и заниматься оперативным  планированием.
  3. К основным принципам планирования относят следующие: принцип единства, участия, непрерывности, гибкости, точности. Принципы планирования определяют требования к характеру и содержанию плановой деятельности в организации. Правильное соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективной работы фирмы и уменьшает возможности отрицательных результатов планирования.
  4. Прогнозирование – составление прогноза становления, развития, распространения чего-либо, на основании изучения тщательно отобранных данных.
  5. Прогнозы различаются по времени действия и по масштабу действия. По времени действия - краткосрочные (до года), среднесрочные (до пяти лет) прогнозы. По масштабу действия – глобальные прогнозы, региональные, государственные и по видам техники.
  6.   Для обеспечения эффективности прогнозирования применяются различные методы. Наибольшее распространение получили следующие методы: экспертные оценки, моделирование, метод экстраполяции, статистический метод, метод сценариев.  

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Принципиальные изменения в политической и экономической жизни страны, развитие демократических принципов управления общественным и частным производством настоятельно требуют от руководителей предприятий и государственных служащих глубокого изучения современных методов и функций  управления. Планирование и прогнозирование являются  одними из наиболее важных функций управления. Актуальность данной темы определяется тем, что уровень планирования и прогнозирования деятельности предприятий обуславливает эффективность  управления экономикой и другими сферами.
  2. Функции управления рассматривались в трудах таких отечественных ученых, как Д.М. Гвишиани, Г.Х.Попов, А.В. Попов, Ю.П. Васильев, О. С. Виханский, И. Н. Герчикова, В. С. Кабаков, Н. Ц. Кабушкин, А. А. Казанцев, Б.З. Мильнер, А. И. Наумов, А. Г. Поршнев, З. П. Румянцева, Э. А. Смирнов, Р. А. Фатхутдинов, Ю. В. Якутин. В работах зарубежных авторов, начиная с представителей классической школы Ф. Тейлора, А. Файоля, Г. Эмерсона, М. Вебера и многих других. До современных исследователей П. Дракера, М. Мескона, X. Вольфганга, И. Ансоффа, Д. Бодди, Ф. Хедоури.
  3. Все предприятия имеют определенные общие характеристики, из которых, прежде всего, следует назвать функции управления. Без проявления функций управления невозможно нормальное функционирование организации, поэтому изучению и анализу функций управления необходимо уделять достаточное внимание. Процесс управления начинается с постановки целей (планирования) и заканчивается учетом и анализом их выполнения. Только всей совокупностью этих функций реализуется цель, для достижения которой и создается управляющая система.
  4. Планирование как основная функция менеджмента представляет собой виды деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих единое направление усилий всех членов фирмы на достижение общих целей. В зависимости от результатов планирование делится на  стратегическое, тактическое и оперативное. Стратегическое планирование нацелено не просто на увеличение объемов производства и улучшение качества продукции, а на изучение запросов и потребностей конкретных групп потребителей. Принципы планирования определяют требования к характеру и содержанию плановой деятельности в организации. К основным принципам планирования относят следующие: принцип единства, участия, непрерывности, гибкости, точности. Применение  принципов  планирования   актуально не только для крупных компаний, но и для средних и даже малых по размеру предприятий.
  5. Прогноз - научное предвидение возможного состояния фирмы, корпорации, экономики, общества в будущем. Прогнозы разрабатываются на краткосрочный период (до года) и среднесрочный период (до пяти лет). По масштабу действия прогнозы делятся на глобальные, региональные, государственные и по видам техники. Наибольшее распространение получили следующие методы разработки прогнозов: экспертные оценки, моделирование, метод экстраполяции, статистический метод, метод сценариев. Одним из основных критериев, которым должны руководствоваться разработчики прогнозов при выборе соответствующего метода, является стоимость прогноза, слагаемая из затрат на его составление и цены ошибки прогноза. Вторая часть затрат зачастую бывает более чувствительной для бюджета предприятия.
  6. Многие ученые признают планирование главнейшей из функций управления, так как планирование составляет основу для функционирования  любого предприятия. Функции организации, мотивации и контроля фактически ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.

Информация о работе Планирование