Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 23:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение планирования и прогнозирование как функций управления.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
определить основу формирования и развития функций управления;
рассмотреть все функции управления;
изучить разные подходы к выделению функций управления;
выявить роль планирования и прогнозирования среди других функций управления;
рассмотреть сущность процесса планирования как функции управления;
Коммуникация – управленческая деятельность по сбору и обработке информации, организующая обмен информацией и направленная на достижение эффективного информационного взаимодействия как внутри организации, так и между организацией и её внешней средой. Термин «коммуникация» используется также для обозначения совокупности приёмов, методов, процедур, технологий обеспечивающих эффективное информационное и эмоциональное взаимодействие между организацией и целевыми группами общественности. В связи с тем, что субъект и объект управления представляют собой тип структурированных отношений между людьми, эффективность управления в значительной степени зависит от качества коммуникационной системы.13
Г. Иннис первым выявил связь между развитием цивилизаций и средствами коммуникаций. На богатом историческом материале он показал, что медиа тесно переплетены с социальными, культурными процессами в обществе и в значительной степени на них влияют. Идеи Инниса нашли продолжение в деятельности его ученика М. Маклюэна. Маклюэн в своей знаменитой книге «Галактика Гутенберга» даёт ответ на вопрос: каким образом коммуникационные технологии влияют на организацию когнитивных процессов в обществе.14
Обеспечение корпоративности
– эта относительно новая
Впервые в мировой
управленческо-экономической
Постановка целей является важнейшим исходным моментом процесса управления. Целевая функция начинается с установления миссии организации, выражающей философию и смысл её существования.16 Миссия помогает компаниям добиваться успеха, если её положения заинтересовывают другие организации. Поставщиков, потребителей, простых людей, вызывают доверие и мотивируют их поступки по отношению к данной организации. Кроме того, она должна быть жизненно важной для сотрудников и мобилизовать людей на действия по достижению поставленных целей, объединять их.
Организации должны идентифицировать себя в миссии не по производимому продукту или услуге, а по ключевому назначению, то есть по определению: «кто мы и чем мы отличаемся от других». Другими словами, значение имеет не то, что компания производит, а то, за что она борется, что она будет делать в будущем.17
В.Д. Граждан выделяет три
основные группы функций: информационные,
организационные и
Информационные функции – это выработка знаний, оценок, целей, норм и памяти, которые затем используются в социальной практике.
В информационную группу входят пять функций: познавательно-аналитическая, оценочно-экспертная, прогнозно-целевая, морально-правовая и документационно-архивная.
Организационные функции есть совокупность тех материальных отношений, в которые вступают люди при реализации какой-либо конкретной информации. Среди организационных функций выделяют функции макро-структурного, корпоративно-технологического, коммуникативно-компьютерного и другого обеспечения. Они придают действенность информационным функциям, имеют материальный характер и способствуют тому, что государственное и гражданское управление всегда рассматривается как одна из важных составляющих общественного развития.
В технологической группе определённо выделяют три функции: подготовка социальных решений, их принятие и выполнение. Сердцевину любого управления составляют решения. Поэтому действенность и качество управления, прежде всего и в основном определяются действенностью и качеством тех решений, которые принимаются и реализуются в ходе разрешения социальных проблем. Решением называют выбор одной из ряда альтернатив в процессе достижения поставленных целей.19
По итогам этой главы можно сделать следующие выводы:
ГЛАВА II ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
Не будет преувеличением утверждение, что планирование является основой всех жизненных процессов. Генетическая основа всего живого есть план, программа, алгоритм этапов развития организма, четкая программа заложена в семени, и именно она определит тип растения, чудо его появления на свет, цветение, плодоношение и умирание.
Будущее нельзя предсказать, но его можно спланировать и создать – такова аксиома развития.20
Автор классической административной школы А. Файоль рассматривал планирование как программу действий, основанную на анализе ресурсов всех видов. Он отмечал, что «управлять – это предвидеть, а предвидеть – это уже почти действовать».21 Следовательно, планирование – это умение предвидеть цели фирмы, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения целей.
Планирование (от лат. Planug - ровный, плоский) – это определение номенклатуры и ассортимента, сроков производства, объемов выпуска продукции, количества необходимого оборудования, технологической оснастки, численности работников по категориям, экономических показателей (себестоимости, прибыли, рентабельности), а также то, каким образом предприятие собирается достигать этих целей.
Планирование как процесс управления включает:
Классификация всей совокупности планов организации производится по двум главным критериям:
В соответствии с первым критерием планы подразделяются на три группы:
По второму критерию планы составляются:
Стратегические планы составляются на двух уровнях – для организации в целом и её бизнес-единиц. Менеджеры структурных подразделений и функциональных подсистем несут ответственность за тактические планы. Оперативные планы составляют все функциональные подсистемы организации. Таким образом, в этой работе задействованы руководители и менеджеры всех звеньев организации – от высшего до низового, и это должно обеспечить конкретизацию стратегических и тактических заданий, а также доведение их до исполнителей, получающих четкие ответы на вопросы о том, что, где, как, когда, сколько нужно производить продукции, кто будет выполнять работу и какие ресурсы потребуются.
Согласно П. Лоранжу, процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача — обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, он видит четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования. К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение.24
Стратегическое планирование состоит в определении миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формировании системы целей деятельности и стратегии поведения.
Миссия - основная главная цель организации, ради которой она и создана.
Цели организации - результаты, которых стремится достичь организация, и на достижение которых направлена ее деятельность.
«Никакое дело нельзя
хорошо сделать, если
Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на период пять и более лет.
Начало стратегическому
планированию положили известные консультационные
фирмы (в их числе «Бостон Консалтинг
Групп» и «Артур Д. Литтл»), которые
разработали концепции, методы и
инструменты для анализа
Признанный отцом теории
современной стратегии
Тактическое планирование означает уточнение, коррекцию, конкретизацию стратегии. Под тактическим планированием понимают планирование действий, которые должны представлять наиболее эффективные способы достижения стратегических целей. Тактическое планирование — это детальное планирование, определение и разработка вопросов в рамках технических линий.
Оперативное планирование - это то, чем ежедневно занимается менеджер на предприятии. К нему относится планирование работы предприятия на небольшой промежуток времени. Это может быть как день, так и месяц, квартал, полугодие и даже год. Это зависит от стратегических и тактических целей предприятия.
Менеджер должен уметь видеть не только текущий момент, но и предвидеть влияние решения на будущий временной период. Он должен уметь составлять стратегические планы, организовывать тактическое планирование и заниматься оперативным планированием.27
Основоположник научного менеджмента Ф. Тейлор придавал особое значение функции планирования: "Завод должен управляться не столько директором-распорядителем, управляющим или начальником мастерской, сколько плановым отделом. Ежедневная работа всего завода должна направляться различными функциональными лицами отдела так, чтобы, по крайней мере, в теории завод мог работать беспрепятственно даже в том случае, если бы директор-распорядитель, управляющий и его помощники, не входящие в плановый отдел, все сразу отсутствовали в течение месяца".28
В до перестроечное время процедура планирования была достаточно ясной и четко регламентированной. В конце календарного года все предприятия отрасли получали контрольные цифры плана и плановики составляли годовой план с поквартальной и месячной разбивкой. Цель, т.е. контрольные цифры, определялась «наверху». Основная характерная черта планирования при командно-административной системе — директивность — была инструментом реализации единой плановой системы.
В конкурентной среде предприниматели современной России должны иначе подходить к формированию производственного плана и тщательно изучать опыт европейского, американского и японского менеджмента. Теперь нет команд сверху, нет и контрольных цифр и ответ на вопросы, что, как и когда следует производить, должно дать само предприятие. Сейчас конкурентоспособность предприятия определяют не только товар и экономичность его производства, но и система планирования, методы достижения целей и прогнозирование. Показателен опыт известной корпорации "Ксерокс", которая еще в 1981 г. смело заявила, что основной стратегической целью ее деятельности является автоматизация рутинного конторского труда, хотя тогда 95% ее продаж приходилось лишь на обычные копировальные машины.29