Планирование,как основная функция управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Основные задания, которые стояли в процессе написания этой работы:
* исследовать суть понятия «планирования» как функции управления (принципы, концепции)и эффективность управления организацией
* ознакомиться с системой планирования (виды и методы планирования);
* ознакомиться на конкретном примере с функцией планирования в организации, а также влияние её на эффективность управления в организации.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………...….4
Раздел 1.Планирование,как основная функция управления…………………..…….6
1. Виды и формы планирования……………………………………..……..6
2. Принципы и методы планирования……………………………………11
3. Предмет и система планирования на предприятии……………………15
Раздел 2.Эффективность управления организацией…………………………...…...21
1. Понятие и суть эффективности управления организацией………..….21
2. Концепции определения эффективности управления……………..….23
3. Подходы к оценки эффективности………………………………..……26
Раздел 3.Планирование и оценка эффективности управления в частном
предприятии «Компасс»…………………………………….………….…29
1. Общие сведения о ЧП «Компасс»………………………………...…… 29
2. Планирование на примере ЧП «Компасс»…………………………. 30
Выводы и предложения…………………………………………….............................34 Приложения…………………………………………………………………...…….…36
Список использованной литературы…………………………………...………….. 40

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по менеджменту.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)
  1. Функции планирования.

       В состав функций планирования можно  включить следующие.

       Уменьшение  сложности. Это преодоление реально  существующей сложности планируемых  объектов и процессов, при планировании необходимо выделить наиболее существенные связи и зависимости, разбить процесс планирования на отдельные плановые расчеты и упростить процесс разработки и реализации плана и контроля за его выполнением.

       Мотивация. С помощью процесса планирования должно инициироваться эффективное использование материального и интеллектуального потенциала предприятия.

       Прогнозирование. Одной из функций планирования является как можно более точное прогнозирование состояния внешней и внутренней среды предприятия путем систематического анализа всех факторов. Качество прогноза определяет и качество плана.

       Обеспечение безопасности. Планирование должно учитывать фактор риска, чтобы избежать или уменьшить его.

         Оптимизация. В соответствии с данной функцией планирование должно обеспечить выбор допустимых и наилучших с точки зрения ограничений альтернатив использования ресурсов.

       Функция координации и интеграции. Планирование должно объединять людей как в процессе разработки плана, так и по ходу его реализации, предотвращать конфликты и учитывать интеграцию различных сфер деятельности предприятия

       Функция упорядочения. С помощью планирования создается единый порядок действий всех работников предприятия.

       Функция контроля. Планирование позволяет наладить эффективную систему контроля за производственно-хозяйственной деятельностью, анализ работы всех подразделений предприятия.

       Функция документирования. Планирование обеспечивает документированное представление хода производственно-хозяйственной деятельности.

       Функция воспитания и обучения. Планирование оказывает воспитательный эффект посредством образцов рациональных действий и позволяет учиться на ошибках.

  1. Методы планирования. Под ними понимается способ осуществления планирования, то есть способ реализации плановой идеи

       Наиболее  часто в планировании применяются  традиционные методы обоснования плановых решений (творчество, адаптивный поиск, система бухгалтерского учета, предельный анализ, норма прибыли на вложенный капитал, дисконтирование и компаудинг, анализ чувствительности и проверка устойчивости) и различные экономико-математические модели (модели, основанные на теории вероятности и математической статистике, методы математического программирования, имитации и теории графов).

  1. Процесс планирования. Состоит из следующих этапов.

       Определение цели планирования. Цели планирования являются решающим фактором при выборе форм и методов планирования. Они обусловливают также критерии при принятии плановых решений и контроле за ходом их реализации.

       Анализ  проблемы. На этом этапе определяется исходная ситуация на момент составления  плана и формируется конечная ситуация.

       Поиск альтернатив. Среди возможных путей разрешения проблемной ситуации отыскиваются подходящие действия.

       Прогнозирование. Формируется представление о  развитии планируемой ситуации.

       Оценка. Проводятся оптимизирующие расчеты  для выбора наилучшей альтернативы.

       Принятие  планового решения. Выбирается и оформляется единственное плановое решение.

       Средства, обеспечивающие процесс планирования. Позволяют автоматизировать технологический  процесс разработки плана предприятия, от сбора информации до принятия и реализации плановых решений. Сюда входит методическое, техническое, информационное, программное, организационное и лингвистическое обеспечение. Комплексное использование этих средств позволяет создать автоматизированную систему плановых расчетов.

           Суть планирования проявляется  в конкретизации целей развития  всей фирмы и каждого подраздела  отдельно на определенный период; определении хозяйственных заданий,  средств их достижения, сроков  и последовательности реализации; выявление материальных, трудовых и финансовых ресурсов, которые необходимы для решения поставленных заданий. 
 
 

             
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Раздел 2.Эффективность управления организацией. 

2.1Понятие и суть эффективности управления.

       Понятие "эффективность управления" не получило пока четкого определения и толкования ни в научной литературе, ни в практике управления. В отечественной и зарубежной научной литературе из менеджмента отмечаются попытки деления понятий "результативность управления" и "эффективность управления". Результативность управления понимается как его целевая направленность на создание нужных, полезных вещей, способных удовлетворять определенные потребности, обеспечить достижения конечных результатов, адекватных поставленным целям управления. В подобной трактовке понятия "результативность управления" характеризуется результатом, эффектом, который достигается субъектом управления благодаря его влиянию на объект управления.

       Немного другое содержание укладывается в понятие "эффективность управления", что  связано, в первую очередь, с неадекватностью сроков "эффект" и "эффективность". Эффект – это итог, результат деятельности, тогда как эффективность характеризуется отношением эффекта к расходам ресурсов, которые обеспечили получение эффекта. Если отождествить эффект управления с его результативностью, а расходы - с расходами на управление, то мы дойдем до следующей логической формулы эффективности управления.

                       Эффективность управления =  

       Применению  этой качественной зависимости для  количественной оценки эффективности управления препятствует ряд обстоятельств, связанных с понятием "эффективность":

  • возникает проблема оценки огромной разнообразности социальных и производственно-экономических результатов, которые не сводятся к единственному измерителю;
  • сложно отнести полученные результаты на счет определенного субъекта или виду управления, практически невозможно разделить их по отдельным субъектам управления и руководящему влиянию;
  • необходимо учитывать фактор времени - много управленческих мероприятий дают эффект спустя некоторое время (подбор кадров, их учеба и тому подобное). Управление связано с психологией людей, с изменениями в их поведении, а это достигается тоже постепенно;
  • неправомерно считать результаты управляемых процессов итогом только управленческой деятельности. Основная часть продукта создается производителями, а не управленцами.

       В итоге мы получаем формулу эффективности, но уже не управления, а всего управляемого объекта или процесса:

                 Эффективность=

       Понятие эффективности управления во многом совпадает с понятием эффективности производственной деятельности организации. Однако управление производством имеет свои специфические экономические характеристики. В качестве главного критерия результативности управления выступает уровень эффективности управляемого объекта. Проблема эффективности управления – составная часть экономики управления, которая включает рассмотрение:

  • управленческого потенциала, т. е. совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления. Управленческий потенциал выступает в материальной и интеллектуальной формах;
  • затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления;
  • характера управленческого труда;

       -эффективности управления, т. е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе реализации интересов, в достижении определенных целей.

       Эффективность – это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, т. е. интегрированный результат взаимодействия компонентов управления. Эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов.

          На эффективность деятельности  менеджера влияет ряд факторов: потенциал сотрудника, его способность  выполнять определенную работу; средства производства; социальные  аспекты деятельности персонала  и коллектива в целом; культура  организации. Все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве. (с.123.- 9)

             Таким образом, эффективность  управления – один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Оценить эффективность управления можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая упрощенная оценка не всегда корректна, так как:

  • результат управления не всегда заключается в прибыли;
  • такая оценка приводит к непосредственному и опосредованному результату, который скрывает роль управления в его достижении. Прибыль часто выступает как опосредованный результат;
  • результат управления может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим;
  • затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить.

2.2 Концепции определения эффективности управления.

       На  любом уровне организации менеджеры  пытаются достигать высоких результатов. Однако общее согласие относительно содержания категории “эффективность” отсутствует. Отличия в определении управленческой эффективности отбивают расположение разных авторов к одной из следующих концепций и подходов к оценке организационной эффективности рис.1. В практической деятельности целесообразно использовать любую из нижеприведенных концепций в зависимости от ситуации.

       1. Целевая концепция эффективности управления – это концепция, согласно которой деятельность организации направлена на достижение определенных целей, а эффективность управления характеризует степень достижения поставленных целей.

       В соответствии с целевой концепцией организация существует для достижения точных целей. Один из первых специалистов в сфере  менеджмента Ч. Бернард  утверждал: “То, что мы понимаем под  эффективностью . заключается в исполнении поставленных задач совместными усилиями. Степень их выполнения отбивает степень эффективности”. Таким образом, целевая концепция отбивает целенаправленность и рациональность – фундаментальные принципы существования современного западного общества.

       В качестве показателей, которые отображают результат деятельности, используются:

  • объем реализации продукции (предоставление услуг);
  • частица продукта организации на рынке;
  • объем прибыли;
  • ассортимент продукции или услуг;
  • темпы роста объемов продажа;
  • показатели качества продукции (услуг) организации и тому подобное.

       Многочисленные  управленческие методы основываются на целевой концепции. Однако, не ввиду  своей привлекательности и внешней  простоты, применение целевой концепции  связано с рядом проблем, наиболее распространенными из которых следующие:

       -достижения целей не легко измеряемы, если организация не производит материальных продуктов (цели образовательных заведений, государственных учреждений и тому подобное);

  • организации по большей части пытаются достичь нескольких целей, часть из которых противоречивая по содержанию (достижение максимальной прибыли обеспечение максимально безопасных условий работы);
  • спорным является именно существование общего набора “официальных” целей организации (сложность достижения согласия среди менеджеров).

           2.Системная концепция эффективности управления – это концепция, согласно которой на результаты деятельности организации влияют как внутренние факторы, так и факторы внешней среды, а эффективность управления характеризует степень адаптации организации к своей внешней среде.                               Системная концепция объясняет, почему ресурсы должны использоваться для деятельности, которая непосредственно не связана с достижением цели организации.  То есть, организация должна пристраиваться (адаптироваться) к требованиям внешнего окружения.  Системная концепция организации акцентирует внимание на двух важных   мыслях:

Информация о работе Планирование,как основная функция управления