Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:12, курсовая работа
Цель нашей работы – проанализировать способы, методы и риски подбора руководителей среднего звена в современную организацию.
Задачи исследования:
1. Дать определение ключевым понятиям исследования: «руководитель среднего звена», «подбор персонала», определить место менеджера среднего звена в организационной структуре управления;
2. Рассмотреть способы подбора руководителей среднего звена в организацию;
3. Охарактеризовать методы подбора руководителей среднего звена в организацию;
4. Определить риски, связанные с процессом подбора руководителей среднего звена в организацию;
5. Сформулировать меры по оптимизации способов предотвращения рисков при подборе руководителей среднего звена в организацию.
Введение…………………………………………………………………….…….
§1. Характеристика понятийного аппарата исследования…………………….
§2. Способы и методы подбора руководителей среднего звена в
организацию……………..……………………………………………………
§3. Риски подбора руководителей среднего звена и способы их
оптимизации…………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………....
Содержание.
Введение…………………………………………………………
§1. Характеристика понятийного аппарата исследования…………………….
§2. Способы и методы подбора руководителей среднего звена в
организацию……………..………………………………
§3. Риски подбора руководителей среднего звена и способы их
оптимизации…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
С проблемой поиска эффективных управленцев среднего звена сталкиваются многие работодатели. На сегодняшний день российскими компаниями востребованы специалисты этого уровня, обладающие узкопрофессиональными знаниями и навыками. Как показывает практика, руководство организаций готово нести большие финансовые затраты в отношении данной категории менеджеров: вкладывать средства либо в их обучение, и, так сказать, «выращивать» руководителей из своих же сотрудников, либо «покупать» уже готовых специалистов со стороны.
В современной научной литературе проблема способов и методов подбора персонала рассматривается в рамках темы «управление персоналом организации». Что касается способов, методов, а также рисков подбора в организацию руководителей среднего звена, то данная тема наиболее полно раскрывается в статейных материалах. Так О. Максименко в своей статье «Эффективный поиск персонала. Специфика подбора руководителей среднего звена и топ-менеджеров» заостряет внимание на особенностях процесса подбора менеджеров в организацию и дает рекомендации по разработке эффективной стратегии их поиска и отбора. Е. Семеняк и Е. Ермилова, в свою очередь, рассматривают различия методов оценки руководителей среднего звена и топ-менеджеров и основные ошибки, возникающие в ходе этого процесса (статья «Отличия оценки топ-менеджеров от оценки менеджеров среднего звена»). Вопрос о методах подбора каждой категории сотрудников, в том числе менеджеров среднего звена, затрагивается в статье В.В. Россошанского «Практика подбора».
В настоящее время увеличивается число компаний, предлагающих свои услуги в проведении обучающих семинаров и тренингов по теме эффективного подбора руководителей среднего звена в организацию.
Цель нашей работы – проанализировать способы, методы и риски подбора руководителей среднего звена в современную организацию.
Задачи исследования:
§1. Характеристика понятийного аппарата исследования.
Начиная разговор о руководителях среднего звена, определим их место в организационной структуре управления.
Организационная структура аппарата управления – форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ1.
Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.
В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления2:
1. Линейная. В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности.
2. Функциональная. Данная схема реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления.
3. Линейно-функциональная (
Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя (на схеме – функциональные начальники составляют штаб директора).
4. Дивизиональная (филиальная) структура. Дивизионы (филиалы) выделяются по области деятельности или географически.
5. Матричная. Характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один – линейный, другой – руководитель программы/направления). Такая схема широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям.
Матричная структура управления, ориентированная на продукт:
6. Множественная. Она объединяет
различные структуры на разных
ступенях управления. Например, филиальная
структура управления может
Из представленных схем следует, что руководители среднего звена занимают одно из ключевых мест в системе управления, являясь связующим звеном между линейным персоналом и руководством.
Менеджер среднего звена – руководитель, обеспечивающий оперативное управление и эффективность работы определенного, доверенного ему направления. К специалистам этого уровня относятся руководители проектов, структурных подразделений, направлений бизнеса. Их основная обязанность – реализация тактических планов компании3.
С точки зрения разделения труда, положенного в систему управления, наиболее типичным является выделение линейных и функциональных руководителей среднего звена4:
Линейные руководители – собственно руководители, организующие деятельность коллективов, принимающих управленческие решения и несущих ответственность за работу руководимых организаций.
Функциональные руководители – это специалисты, обеспечивающие профессиональную подготовку решений, а также управление творческим процессом.
Экономический словарь дает нам следующее определение понятия «руководитель среднего звена» с точки зрения их функциональных обязанностей, а именно: руководители среднего звена координируют и контролируют работу младших начальников. Этот организационный уровень наиболее многочисленный в системе управления, и иногда возникает необходимость разделить данную группу на два уровня: верхний средний и низший средний. Характер работы руководителей среднего уровня в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. В основном руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев5.
Энциклопедический словарь экономики и права дает похожее определение.
Опираясь на вышесказанное, мы будем понимать под «руководителем среднего звена» руководителя структурного подразделения организации (отдела, цеха), ответственного за организацию и результат работы своих подчиненных в рамках подразделения и являющегося своеобразным буфером обмена информацией между подчиненными сотрудниками и вышестоящим руководством.
Для любой организации очень важно иметь грамотного руководителя, обеспечивающего эффективное управление деятельности «на местах». Поэтому подбору менеджеров среднего звена следует уделить особое место в кадровой политике организации.
Само понятие «подбор» можно рассматривать с двух точек зрения: как процесс и как собственно метод.
В процессном подходе, подбор персонала – это установление идентичности характеристик работника и требований организации, должности6.
Процесс подбора руководителей среднего звена имеет свою специфику. Глава компании/организации должен четко понимать, кого он хочет видеть в данной должности, какие задачи будущий сотрудник должен реализовать в рамках своей деятельности. Сложность при подборе данных специалистов в том, что потенциальных кандидатов множество, но успешных на своем поприще и удовлетворяющих требованиям компании в действительности единицы.
Во втором смысле, подбор – это способ, при котором решение о соответствии кандидата принимается кадровой комиссией, возглавляемой непосредственно вышестоящим руководителем или назначенным им лицом7.
Метод подбора широко используется для руководящих должностей среднего уровня управления, где наравне с профессиональной компетентностью большое значение придается умению кандидата налаживать отношения с партнерами разного уровня, а также умению быть совместимым с вышестоящим руководством и подчиненными.
Преимуществом метода подбора является индивидуальный подход и возможность поучить более достоверную информацию о кандидате.
В рамках своего исследования мы будем
придерживаться первой точки зрения
и рассматривать понятие «
Таким образом, рассмотрев основные понятия нашего исследования, мы выяснили, что руководитель среднего звена – это одна из ключевых фигур в организационной структуре управления. Он является связующим звеном между подчиненными ему сотрудниками и руководством организации. От его рационального управления во многом зависит благополучие компании в целом. Поиск такого специалиста – процесс сложный, требующий, зачастую, немалых финансовых и временных затрат.
§2. Способы и методы подбора руководителей среднего звена.
Современный рынок предлагает такую услугу поиска и подбора менеджеров среднего звена, как Management Search (открытый поиск). Данная услуга является на сегодняшний день одной из самых востребованных в области поиска и подбора персонала. Management search дает максимальную точность и оперативность в поиске и оценке персонала.
Основные этапы работы при выполнении проектов по подбору персонала среднего звена8:
1. Консультирование Клиента на этапе определения вакансии
2. Выявление и обсуждение потребн
3. Создание детального описания вакансии
4. Формирование команды поиска
персонала и выбор режима
5. Поиск персонала:
• Непосредственный поиск персонала
• Оценка кандидатов
• Отбор кандидатов
6. Представление кандидатов Клиенту:
• Организация встреч между Клиентом и кандидатом
• Разрешение спорных вопросов
• Составление для кандидата официального предложения о работе
• Составление трудового
• Сопровождение трудоустроенного кандидата во время адаптационного периода
Компании, работающие по данной технологии, ведут поиск потенциальных кандидатов как с помощью открытых источников, Интернета, так и с помощью постоянно обновляемой собственной базы кандидатов, обширных контактов, накопленных за годы работы, налаженной сети партнерских отношений, а также в отдельных случаях, с помощью различных методик executive search.
Существует множество способов и методов подбора персонала в организацию, но, естественно, не все они одинаково продуктивно работают в процессе подбора руководителей и в процессе подбора линейного персонала.
Наиболее адекватные способы и методы, применяемые для поиска руководителей среднего звена, следующие:
Прямой поиск – это
Еxecutive search на сегодняшний день является самой сложной и дорогой технологией поиска высококлассных специалистов. Данный метод предполагает целый ряд действий по выяснению потребностей заказчика, определению возможных кандидатов на должность и установлению контактов с ними.
В отличие от более простых методов, при прямом поиске никакие объявления о вакансиях в СМИ не публикуются, а консультанты рекрутинговых агентств напрямую выходят на тех менеджеров, которые успешно трудоустроены в настоящее время и не находятся в активном поиске работы.