Подготовка и принятие управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Экономические факторы :
Инфляция, по данным Росстата, инфляция в России в апреле 2011 года составила 0,4% в месячном и 9,6% в годовом выражении, что находится на грани между ползучим и галопирующем видом инфляции. На конец года планируется достичь уровня в 7%.

Содержание работы

Введение
1. Анализ среды
1.1 Внешняя среда
1.2 Внутренняя среда
2. Разработка модели решения задачи по принятию управленческих решений в условиях риска и неопределённости
2.1 Определение проблемы
2.2 Выбор альтернативы
2.3 Определение условий, в которых происходит реализация альтернатив
2.4 Установление критерия успешного решения
2.5 Правило выбора
2.6 Определение лица (или группы лиц), принимающих решение
2.7 Принятие решения
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент 15.2.doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Анализ среды

1.1 Внешняя среда

1.2 Внутренняя  среда

2. Разработка  модели решения задачи по принятию  управленческих решений в условиях  риска и неопределённости

2.1 Определение  проблемы

2.2 Выбор альтернативы

2.3 Определение  условий, в которых происходит реализация альтернатив

2.4 Установление  критерия успешного решения

2.5 Правило выбора

2.6 Определение  лица (или группы лиц), принимающих  решение

2.7 Принятие  решения

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Анализ  среды

 

1.1 Внешняя среда

 

Экономические факторы :

Инфляция, по данным Росстата, инфляция в России в апреле 2011 года составила 0,4% в месячном и 9,6% в годовом выражении, что находится на грани между ползучим и галопирующем видом инфляции. На конец года планируется достичь уровня в 7%.

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) составляет около 6,1%, т.е. находится на допустимом, нормальном уровне. За две недели с 19 октября по 2 ноября официальная безработица в России снизилась на 1% и составила 1,2 млн человек.

Стабильность - На основании курсов ЦБ РФ показатели валют за последний месяц составляют: изменение доллара США -0,48%, ЕВРО -2,91%.

Политические  факторы.

Руководство постоянно  следит за вопросами предоставления кредитов для финансирования долгосрочных вложений, ограничениями по найму рабочей силы и возможностью получения ссуд, за соглашениями по торговле и тарифами.

                                 Рыночные и конкурентные факторы.

 Основными конкурентами предприятия «MKI» является Челябинская компания «Мечел» и Череповецкий металлургический комбинат “Северсталь”. В связи с этим менеджеры компании «MKI» должны стараться находить ответы на вопросы «Что движет их конкурентами?», «Что их конкуренты делают и могут сделать?», «Удовлетворены ли они своим положением?», а так же главный вопрос «В чем уязвимость их конкурентов?» и др.

4.Технологические  и научно-технические факторы  включают новаторства, новые модели  оборудования, техники обслуживания  и производства.

 

1.2 Внутренняя среда

 

В связи со сложными процессами, происходящими в стране металлургический комбинат «MKI» оказалась в тяжелой ситуации, так как качество продукции падает, на рынке снижается платежеспособный спрос, требуется обновление и модернизация материально-технической базы.

Поэтому целями организации, как и всех других, действующих  в этой области, является рентабельность, прибыльность, высокая производительность, повышение качества продукции.

Задачами предприятия  являются производство конкурентоспособной, качественной, потребляемой продукции, выведение продукции на новые рынки сбыта.

Технологии, которые  используются на предприятии, устаревают и для того, чтобы повысить качество и объем выпускаемой продукции  необходимо провести техническое перевооружение предприятия и возможную модернизацию, внедрить новые технологии производства.

Кадры: так как  предприятие создано достаточно давно, то можно предположить, что  необходимо провести обновление и переподготовку кадрового состава.

Маркетинг: из-за отсутствия маркетингового подразделения на предприятии маркетинговая, а в частности рекламная, деятельность на предприятии очень плохо развита. С привлечением специалистов по маркетингу, рекламная деятельность фирмы должна повыситься, что приведет к повышению спроса на продукцию.

 

 

 

 

 

2. Разработка  модели решения задачи по принятию  управленческих решений в условиях  риска и неопределённости

Задачи по принятию решений в условиях неопределённости являются не только наиболее сложными, но и интересными с точки зрения менеджера среди других управленческих задач. Большое значение при принятии управленческих решений в условиях неопределённости имеет использование системного анализа, количественных и качественных методов и, в частности, таких как методы типа “сценариев” и методов экспертных оценок. На современном уровне целесообразно использование методов теории распознавания образов, таксономии при обработке результатов ответов экспертов при решении сложных управленческих задач.

Процесс выработки и  реализации управленческого решения – это деятельность, осуществляемая по определённой технологии с использованием различных методов и технических средств, направленная на поиск выхода из конкретной управленческой ситуации. В организационном плане данный процесс представляет собой совокупность закономерно следующих один за другим в определённой временной и логической последовательности этапов.

2.1. Разработка цели.

На этом этапе производится анализ состояния исследуемого объекта управления на основе конкретной информации.  Этап включает постановку главной цели, определение критериев достижения цели, поиск средств и способов её достижения.

Руководство одного из металлургических комбинатов России (условное название MKI) обеспокоено отрицательными тенденциями в его функционировании и развитии. АО MKI – один из крупнейших производителей стального проката в России. Многопрофильная номенклатура комбината включает производство горячекатаного и холоднокатаного листа, гнутых профилей, труб, товаров народного потребления (эмалированная посуда, мебель). Сегодня положение комбината характеризуется как сложное.

Можно выделить следующие  проблемы:

1. Снижение платёжеспособного спроса. Это обусловлено нестабильной ситуацией в стране. В стране резко произошло повышение общего уровня цен в экономике. А повышение цен теснейшим образом связано с покупательной способностью денег. В связи со сложившейся ситуацией спрос на товары не первой необходимости падает.

2. Кризис неплатежей. Сложное положение в стране отразилось на том, что внутри комбината также сложилась неблагоприятная обстановка. Не хватает средств для выплат энергетикам, железнодорожникам, шахтёрам. Вследствие таких неплатежей появились серьёзные проблемы в отношениях с ними.

3. Недостаточно высокое качество выпускаемой продукции. Материально – техническая база предприятия давно устарела. Производство всей продукции ведётся на устаревшем, износившемся оборудовании по старым, с точки зрения сегодняшнего дня, технологиям, что, естественно,  отражается на качестве производимой продукции не лучшим образом.

4. Слабая работа по  исследованию рынка. Комбинат  давно не проводил маркетинговых  исследований рынка, которые позволили  бы наиболее точно и своевременно учитывать интересы потребителей. Проведённая работа помогла бы лучше сориентироваться в рыночных условиях на уже освоенных рынках, а также выявить и изучить новые рынки для реализации своей продукции.

5. Низко квалифицированные кадры. Дефицит профессиональных менеджеров говорит том, что на предприятии не проводится обучение с целью повышения квалификации персонала. А низкие показатели продуктивности говорят как о  наличии задержек выплаты заработной платы, так и  об отсутствии программ мотивации сотрудников в общем. 

Все описанные выше проблемы вытекают одна из другой. Внимательно  рассмотрев их, мы можем выделить цель: модернизация оборудования и использование современных, передовых технологии; улучшение качества продукции; повышение квалификации персонала.

2.2. Выбор альтернативы.

Обеспечение многовариантности решений является условием повышения качества и эффективности управленческого решения. Наша задача заключается в проведении комплексного анализа конкретных ситуаций в целях обеспечения сопоставимости по максимальному количеству факторов.

Альтернатива  1

 Реконструкция и  перевооружение производства. Состояние материально – технической базы таково, что без обновления и модернизации невозможно добиться серьёзных успехов. Необходима модернизация уже имеющейся техники, и оснащение цехов новым оборудованием, а также освоение и применение современных, передовых технологии в производстве новой продукции, что позволит существенно повысить её качество. Для осуществления всего вышеперечисленного нам следует наладить связи и устранить неопределённость с действующими поставщиками путём обсуждения существующих проблем и наших предложений по их решению. Таким образом мы либо придем к консенсусу, либо приступим к поиску новых поставщиков.

 

Альтернатива  2

 Повышение квалификации уже работающего персонала; поиск и привлечение на работу профессиональных менеджеров, способных управлять в рыночных условиях. Эффективное осуществление работ с использованием новой техники и передовых технологий невозможно без соответствующей подготовки персонала, для чего следует использовать новые программы обучения. Также нам необходимы активные, деятельные менеджеры высокого класса, которые создадут вокруг себя сплочённую команду, обеспечат эффективность в данный момент и на перспективу. Они помогут добиться устойчивых доходов сегодня и максимизировать прибыль предприятия в дальнейшем. Для повышения работоспособности коллектива высококвалифицированных специалистов необходимо внедрение различных мотивационных программ, в том числе поощрения за внесение новых предложений. Для определенных категорий сотрудников возможно введение сдельной оплаты, чтобы каждый был заинтересован в конечном результате труда. 

Альтернатива  3

 Выделение средств на маркетинговые исследования внутреннего и внешнего рынков. Проведение такого рода исследований необходимо для расширения уже имеющихся рынков и укрепления своих позиций на них, а также для изучения ещё не исследованных рынков сбыта, что позволит вывести на них продукцию предприятия. Исследования также нужны для определения конкурентоспособности нашей продукции, для чего следует изучить ассортимент и качество аналогичных товаров, представленных на рынке.

 

Альтернатива  4

Диверсификация: расширение рынков сбыта; расширение выпуска товаров  народного потребления. Мы рассмотрим выход на международный рынок, в частности, Китай с предложением по горячекатаным и холоднокатаным листам. В связи с тем, что в нашей стране начали активно развиваться такие отрасли, как строительство, медицина, общественное питание, где используются товары, которые мы можем производить (мебель, фурнитура). Эти отрасли являются нашими потребителями, следовательно, нам необходимо наладить с ними контакт. Так же внутри страны, необходимо обратить внимания на районы дальнего  востока (Владивосток, Хабаровск), мы считаем это направление очень перспективным, потому как не будем иметь конкурентов на рынках этих районов.

Возможна сдача в аренду неиспользуемых  цехов, оборудования, помещений, не задействованных в производстве. Это ещё один способ получения дополнительных финансовых средств. В конечном итоге мы сможем направить эти деньги на реконструкцию и перевооружение производства, на модернизацию уже имеющейся техники, и оснащение цехов новым оборудованием, что позволит существенно повысить качество производимой продукции.

 

 

 

 

 

2.3. Определение условий, в которых  происходит реализация альтернатив.

Реализация альтернатив  происходит в условиях риска и  неопределённости. Решения, принимаемые в условиях риска, занимают весомую часть всего множества решений, принимаемых менеджерами. Руководство должно учитывать уровень риска при принятии решений в качестве важнейшего фактора. Для принятия решений в условиях риска предприятие должно обладать достаточным объемом релевантной информации. Данная информация может быть получена различными способами. Существуют внешние источники – различные статистические данные министерств и ведомств, результаты социологических исследований, результаты переписи и т.д.

К решениям, принимаемым  в условиях риска, относятся такие  решения, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого  возможного результата можно определить. Вероятность определяется в промежутке от 0 до 1 и представляет собой степень возможности совершения данного события. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице. В зависимости от типа риска, вероятность его можно определить математическими и статистическими методами. Наиболее желательный способ определения вероятности – объективность. Вероятность объективна, когда ее можно определить математическими методами или путем статистического анализа накопленного опыта. Вероятность может быть объективно определена, если поступит достаточно релевантной информации для того, чтобы прогноз оказался статистически достоверным. Во многих случаях организация не располагает достаточной информацией для объективной оценки вероятности. В таком случае часто руководители используют суждения о возможности совершения альтернатив с той или иной субъективной или предполагаемой вероятностью.

Решение принимается  в условиях неопределенности, когда  невозможно оценить вероятность  потенциальных результатов. Это имеет место, когда требующие учета факторы настолько новые и сложные, что невозможно получить достаточно релевантной информации, которая бы могла помочь объективно определить вероятность, либо имеющаяся ситуация не подчиняется известным закономерностям. Поэтому вероятность определенного последствия невозможно предсказать с достаточной степенью достоверности. Неопределенность характерна для некоторых решений, принимаемых в быстро меняющихся условиях.

Сталкиваясь с неопределенностью, руководитель может использовать две основные возможности. Во-первых, попытаться получить дополнительную релевантную информацию и еще раз проанализировать проблему. Этим часто удается уменьшить новизну и сложность проблемы. При этом руководитель сочетает эту информацию с накопленным опытом, способностью к суждению или интуицией, чтобы придать ряду результатов субъективную или предполагаемую вероятность. Во-вторых, он может действовать в точном соответствии с прошлым опытом, суждениями и интуицией и сделать предположение о вероятности событий. Это необходимо, когда нет достаточно времени на сбор дополнительной информации.

Информация о работе Подготовка и принятие управленческих решений