Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:24, курсовая работа
Экономические факторы :
Инфляция, по данным Росстата, инфляция в России в апреле 2011 года составила 0,4% в месячном и 9,6% в годовом выражении, что находится на грани между ползучим и галопирующем видом инфляции. На конец года планируется достичь уровня в 7%.
Введение
1. Анализ среды
1.1 Внешняя среда
1.2 Внутренняя среда
2. Разработка модели решения задачи по принятию управленческих решений в условиях риска и неопределённости
2.1 Определение проблемы
2.2 Выбор альтернативы
2.3 Определение условий, в которых происходит реализация альтернатив
2.4 Установление критерия успешного решения
2.5 Правило выбора
2.6 Определение лица (или группы лиц), принимающих решение
2.7 Принятие решения
Заключение
При определении условий, в которых принимается решение необходимо провести оценку обстановки по кадрам, ресурсам, технике, технологии, эффективности в настоящем с учётом тенденций изменения этих условий в перспективе.
В момент создания предприятия была ориентация на государственные заказы. Комбинату выделялось определённое количество ресурсов на производство товаров. Сейчас же руководство предприятия должно самостоятельно, основываясь на спросе, принять решение о приобретении необходимого для производства количества ресурсов.
Ситуация с кадрами также изменилась. Если раньше требовалось лишь безоговорочное, точное выполнение всех приказов, то сейчас приветствуется инициативность, высказывание своих мыслей, идей, предложений, то есть активное участие в деятельности предприятия. Принятие однотипных решений в разных ситуациях может привести к негативным последствиям, даже к краху предприятия.
Когда создавалось предприятие, оно было оснащено необходимым оборудованием и использовало новые, по тем временам, технологии. Но так как НТП не стоит на месте, а развивается быстрыми темпами, то к сегодняшнему дню используемые ранее технологии и техника уже устарели и требуют обновления и замены для того, чтобы обеспечить выпуск и реализацию высококачественных товаров при наиболее эффективном использовании материальных ресурсов. Также введение новой техники и технологий необходимо для того, чтобы ускорить и облегчить труд людей.
2.4.
Установление критерия
Для успешного решения,
предприятие должно выбрать новую
стратегию, на основании которой, оно
и будет действовать в
Разработка данного этапа начинается с определения критериев двух типов: критерий «мы должны» и критерий «мы хотим».
«мы хотим» |
«мы должны» |
Создание сплочённой
команды |
Первоначально мы проведем оценку деятельности каждого сотрудника. В результате ее проведения мы сможем получить представление об их уровне знаний, выявить, готовы ли они изменить подход к работе, что может повысить их мотивацию к труду. В результате проведения аттестации может быть выявлена необходимость замены части коллектива. В любом случае необходимо будет набрать некоторое количество новых людей, способных внести креативность в работу предприятия. Следует составить программы по обучению работе на новом оборудовании, с использованием новых технологий. Параллельно с этим необходимо провести анализ рынка заработных плат и, возможно, откорректировать ее. Также обязательна разработка и внедрение мотивационных программ. |
Расширение рынков сбыта |
Следует подробно изучить рынки и конкурентную среду. Необходимо исследовать продукцию, представленную на них, провести анализ качества товаров. По итогам проведенных исследований мы определим: 1.список продукции, снимаемой с производства; 2.список вводимой новой продукции; 3.необходимые изменения в производстве существующей продукции для улучшения ее качества и, соответственно, конкурентноспособности. После разработки данной концепции определим, с кем из действующих потребителей мы продолжим сотрудничество, и выявим круг новых. |
Провести обновление и усовершенствование материально-технической базы |
На основании проведенных исследований мы определим, какое из используемого оборудования нуждается в замене на аналогичное, более современное (для повышения качества выпускаемой продукции) и что из неиспользуемого сейчас необходимо закупить (для выпуска новой продукции, производство которой мы решим запустить). |
2.5. Правило выбора.
При выборе альтернативы используются учёт прошлого опыта, проведение эксперимента (если это возможно), исследование и анализ. Решение может быть выбрано случайно, интуитивно, волевым порядком и с применением аналитических методов. В современных исследованиях очень часто предлагается решение наиболее сложных управленческих задач методом эвристического моделирования. Это метод получения и специальной обработки прогнозных оценок путём систематизированного опроса высококвалифицированных специалистов в определённых областях науки, техники, производства.
Так как мы рассматриваем класс наиболее сложных задач по принятию управленческих решений в условиях риска и неопределённости, а это означает неполноту и неточность информации об условиях реализации решения, в том числе связанных с ними затрат. Неопределённость связана с возможностью возникновения в процессе реализации принятого решения неблагоприятных ситуаций и их последствий, характеризующихся понятием риск, о которых мы не предполагали ранее. Поэтому, принимая конкретное решение в такой ситуации, руководитель всегда в большей или меньшей степени рискует получить не тот результат, на который он ориентируется. Из всего вышесказанного следует, что использовать только аналитический метода будет недостаточно. Поэтому на данном этапе я, полагаясь на свой опыт и интуицию, склоняюсь к решению о перевооружении производства и повышении квалификации персонала. Но перед принятием окончательного решения, я хочу услышать мнения по некоторым вопросам семи, приглашенных мною экспертов.
2.6. Определение лица (или группы лиц), принимающих решение.
Для решения создавшейся проблемы были приглашены специалисты высокого уровня, обладающие широким кругозором, достаточно эрудированные и в смежных областях.
Ответы восьмого эксперта на поставленные вопросы:
1. В столь тяжёлых сложившихся условиях выход из данной ситуации в короткий срок, я считаю, вряд ли возможным.
2. Приобретение нового оборудования и использование передовых технологий, конечно, помогло бы в нашей ситуации, но без хорошо обученного, подготовленного персонала и опытных менеджеров, я считаю улучшить положение коренным образом нельзя.
3. Под руководством опытных управленцев, используя новое оборудование и технологии, мы могли бы расширить ассортимент нашей продукции, выйти на новые рынки и тем самым улучшить наши позиции и справиться с растущей конкуренцией.
4. На сегодня имеются предпосылки для вывода нашей продукции в новые географические районы, так как, например, на китайском рынке есть спрос на подобные товары (горячекатаные и холоднокатаные листы).
5. Такие меры, как обучение молодых специалистов менеджменту на передовых предприятиях Европы, помогут, так как работники смогут пополнить уже имеющиеся знания, получить новые и обменяться опытом, что в дальнейшем приведёт к улучшению позиций предприятия.
6. Да, так как руководство нашего предприятия может пригласить антикризисного управляющего, который пользуется авторитетом в определённых кругах. Он найдет дополнительного инвестора, предоставит ему нашу программу выхода из кризиса и убедит в том, что сотрудничество с нами принесёт ему выгоду.
Составим матрицу, где рассматриваются варианты ответов экспертов (табл.1).
Таблица 1
Варианты ответов экспертов по основным вопросам
Вопросы Эксперты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
P |
q |
σ² |
I |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0,83 |
0,17 |
0,14 |
II |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0,66 |
0,37 |
0,22 |
III |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0,33 |
0,67 |
0,22 |
IV |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0,33 |
0,67 |
0,22 |
V |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0,50 |
0,50 |
0,25 |
VI |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0,50 |
0,50 |
0,25 |
VII |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0,66 |
0,37 |
0,22 |
VIII |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0,66 |
0,37 |
0,22 |
При заполнении таблицы использовались элементы дисперсионного анализа, т.е. положительный ответ эксперта оценивается 1, отрицательный — 0.
Основными характеристиками являются значения P, q, σ.
P= , где M – число единиц (положительные ответы);
N – общее число параметров.
q= , где L – число нулей (отрицательные ответы)
P+q=1
Средняя величина, характеризующая число положительных ответов x = P.
Дисперсия, характеризующая отклонение от средней величины определяется:
σ² = P*q
Проведём классификацию ответов экспертов, используя приёмы таксономии,
для этого определяем коэффициент близости между ответами. Воспользуемся формулой Роджерса и Танимото:
S= ,
где – число совпадающих единиц между сравниваемыми рядами;
- число всех единиц в i–том сравниваемом ряду;
- число единиц в j–том сравниваемом ряду.
Сравниваем первый ряд последовательно со всеми остальными, заполняется первая строка матрицы, затем вторая строка со всеми остальными и т.д. В результате получим матрицу (табл.2).
Таблица 2
Определение коэффициентов близости между ответами экспертов
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII | |
I |
- |
0,50 |
0,16 |
0,16 |
0,60 |
0,60 |
0,80 |
0,50 |
II |
0,50 |
- |
0,20 |
0,50 |
0,16 |
0,40 |
0,33 |
0,60 |
III |
0,16 |
0,20 |
- |
0,33 |
0 |
0,25 |
0,20 |
0,50 |
IV |
0,16 |
0,50 |
0,33 |
- |
0 |
0,25 |
0,20 |
0,50 |
V |
0,60 |
0,16 |
0 |
0 |
- |
0,20 |
0,40 |
0,16 |
VI |
0,60 |
0,40 |
0,25 |
0,25 |
0,20 |
- |
0,40 |
0,40 |
VII |
0,80 |
0,33 |
0,20 |
0,20 |
0,40 |
0,40 |
- |
0,60 |
VIII |
0,50 |
0,60 |
0,50 |
0,50 |
0,16 |
0,4 |
0,6 |
- |
После обработки таблицы получается следующий граф (Рис.1).
ыыыы
Рис.1
Итак, мнение экспертов можно представить следующим образом,
S (коэффициент близости)
0,80 – I, VII I – 0,83
0,6 – V,VI II – 0,66
0,25 – IV, III III – 0,33
0,16 – II, VIII
VI – 0,50
Эти данные позволяют нам составить следующий график (Рис.2).
Рис.2
Мнения экспертов разделились на две группы, но большинство из них ответили так: первый вопрос – нет;
второй вопрос – ответы
третий вопрос – да;
четвёртый вопрос – да;
пятый вопрос – да;
шестой вопрос - ответы вновь разделились поровну.
Таблица 4
Эксперты |
Значения характеристик | |
Вариант 1 (Kmin) |
Вариант 2 (Kmax) | |
I |
0,8 |
1,0 |
II |
0,7 |
0,9 |
III |
0,8 |
0,9 |
IV |
0,9 |
1,0 |
V |
1,0 |
1,1 |
VI |
1,0 |
1,1 |
VII |
0,9 |
0,95 |
VIII |
0,9 |
1,0 |
Информация о работе Подготовка и принятие управленческих решений