Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 21:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является – исследование процесса формирования и работы кадрового резерва.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить сущность понятия кадрового резерва;
Выделить цели, которые преследует организация при организации работы кадрового резерва;
Выделить этапы процесса формирования кадрового резерва;
Произвести оценку эффективности работы кадрового резерва.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Работа с кадровым резервом как важнейший элемент системы управления персоналом 5
1.1 Сущность и цели работы с кадровым резервом 5
1.2. Этапы формирования кадрового резерва 8
1.3. Методы подбора кандидатов в кадровый резерв 9
1.4. Отбор и подготовка кандидатов в резерв 12
1.5. Организация конкурсов специалистов 17
ГЛАВА 2. Формирование кадрового резерва компании "On-line" 19
2.1. Описание объектов и методов исследования 19
2.2. Результаты исследования 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Тема 20. Подготовка кадрового резерва.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Работа с кадровым резервом как важнейший элемент системы управления персоналом 5
1.1 Сущность и цели работы с кадровым резервом 5
1.2. Этапы
формирования кадрового резерва
1.3. Методы подбора кандидатов в кадровый резерв 9
1.4. Отбор и подготовка кандидатов в резерв 12
1.5. Организация конкурсов специалистов 17
ГЛАВА 2. Формирование кадрового резерва компании "On-line" 19
2.1. Описание
объектов и методов
2.2. Результаты исследования 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Смысл работы с кадровым резервом состоит в том, что движение персонала в компании не должно быть хаотическим, напротив, оно должно быть максимально прогнозированным, планируемым, а также вписываться в общую концепцию поступательного развития организационной структуры компании и усиления ее кадрового потенциала. Важнейшая функция – относительно быстрое приращение профессионального опыта персонала. С ее помощью может осуществляться своевременное и стабильное поддержание требуемого профессионального опыта, кадрового обеспечения организации подготовленными руководителями, специалистами – резервом
Резерв – это потенциально активная и подготовленная часть персонала организации, способная замещать вышестоящие должности.
Существует несколько подходов к понятию кадровый резерв. Во-первых, резерв кадров – это «питомник», то есть определенное количество людей, находящееся в банке данных организации и проходящих планомерную подготовку для дальнейшего занятия вакантных рабочих мест. При этом люди не являются работниками организации. Формирование такого резерва является жизненно важной задачей для надежного функционирования предприятия, так как он позволяет обеспечить оперативное замещение вакантных должностей в случае болезни, отпуска, командировки, увольнения и т.д.
В то же время на Западе кадровый резерв создают главным образом для ротации персонала в иерархии структуры организации. В нашей стране в последнее время наиболее распространен следующий подход к пониманию кадрового резерва. Кадровый резерв - выделение потенциально успешных работников, занесение сведений в банк данных и дальнейшую их подготовку к занятию конкретной должности. В исследовании будем придерживаться данного подхода.
Формирование
резерва – это комплексный
процесс целенаправленного
Резерв
формируется из состава персонала
организации. Состав резерва отражает
потребность (текущую и перспективную)
организации в руководителях, специалистах,
а также ориентирован на структуру
планируемых должностей. Структура
и численность резерва
Для организации работы по формированию резерва должна быть разработана и принята модель формирования резерва. Она, как правило, включает:
Модель
формирования резерва отражается в
положении о резерве в
Руководство организации, понимая важность повышения профессионализма персонала, должно создавать для этого необходимые условия на месте, в рамках своей организации. Такой способ при некоторых недостатках (повышение нагрузки на руководителей и специалистов, необходимость создания собственной учебной базы) обладает рядом преимуществ:
Отдел управления персоналом играет важную организующую и координирующую роль в подготовке кадрового резерва. Однако повышение профессиональной подготовки кадров и подготовка резерва – является важнейшим направлением деятельности прежде всего руководителей всех уровней управления.
Работа с резервом кадров строится на определенных принципах и предусматривает несколько этапов. Общие принципы работы с резервом руководителей:
При принятии решения о зачислении кандидата в состав резерва учитываются: итоги производственной деятельности вверенного ему участка работы; выводы последней аттестации; результаты изучения работника путем личного общения, а также отзыв о нем непосредственных начальников, коллег и подчиненных; итоги исследований общественного мнения о кандидатах в руководители; результаты изучения личного дела, психологического тестирования и другие материалы, характеризующие деловые и личностные качества работника.
Этапами формирования резерва являются:
Из перечисленных этапов каждый имеет свою значимость в формировании качества резерва, но наиболее важным является подготовка резерва. Для этого службы управления персоналом (кадровые службы) разрабатывают планы подготовки кадрового резерва, индивидуальные планы профессионального развития, которые взаимоувязываются с планами карьеры персонала. (Формирование резерва осуществляется с задействованием как «внутренней», так и «внешней» подсистем профессионального развития персонала организации.).
Профессиональное развитие персонала, зачисленного в резерв, может включать:
По окончании сроков подготовки резерва и выполнения индивидуальных планов профессионального развития проводится оценка готовности резерва.
Применяются
также и практические методы: назначение
кандидата руководителем
Рис. 1 Классификация методов подбора кандидатов в резерв руководящих кадров
Наибольшее распространение получили методы:
Биографический метод состоит в изучении объективных показателей личности работника по его документам. Он позволяет получить данные, связанные с передвижением работника по должностям и профессиям, его образованием, квалификацией и другими показателями. Однако этот метод дает неполную картину данных: он не позволяет получить достаточное количество информации об уровне развития личностно-деловых свойств и качеств работника.
Метод «интервью»
дает возможность расширить систему
получаемых показателей, однако при
этом данные о работнике будут
не объективными, а преломленными
с учетом отношений людей, обеспечивающих
получение необходимой