Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 21:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является – исследование процесса формирования и работы кадрового резерва.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить сущность понятия кадрового резерва;
Выделить цели, которые преследует организация при организации работы кадрового резерва;
Выделить этапы процесса формирования кадрового резерва;
Произвести оценку эффективности работы кадрового резерва.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Работа с кадровым резервом как важнейший элемент системы управления персоналом 5
1.1 Сущность и цели работы с кадровым резервом 5
1.2. Этапы формирования кадрового резерва 8
1.3. Методы подбора кандидатов в кадровый резерв 9
1.4. Отбор и подготовка кандидатов в резерв 12
1.5. Организация конкурсов специалистов 17
ГЛАВА 2. Формирование кадрового резерва компании "On-line" 19
2.1. Описание объектов и методов исследования 19
2.2. Результаты исследования 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Объектом исследования является компания «On-line» крупнейший интернет-провайдер города Москва, а так же Московской области, Калужской и Тульской областях. В Москве находится региональное представительство. В структуру организации входят отделы, расположенные в районах зоны покрытия сети, которые в своей деятельности подотчетны главному офису, находящемуся в городе Москва.
Основными
должностями в организации
Анализу подлежали следующие документы: Положение о работе с кадровым резервом, приказы и распоряжения начальника отдела кадров, отчеты о результатах деятельности головного Управления кадровой политикой в Москве за 2007- 2011 гг.
Так как тема работы звучит как «Формирования кадрового резерва», была проведена беседа с начальником управления кадров. Беседа и интервью затрагивали следующие вопросы: принципы работы с кадровым резервом, механизм отбора кандидата из резерва кадров на руководящую должность, итоги деятельности отдела Управления кадрами, различные курсы повышения квалификации, необходимые для ротации кадров, методики оценки кандидатов при включении его в резерв.
В наше время
не все компании могут позволить
себе такую роскошь, как предварительная
подготовка собственных менеджеров,
руководителей различных
Руководство компании готово оказать помощь всем сотрудникам, стремящимся повысить свой профессионально-управленческий и личностный уровень. Для практического решения этой цели приказом Генерального директора в 2006 году было утверждено Положение о порядке работы с кадровым резервом. В соответствии с принятым Положением с 2007 года отделом кадров совместно с отделами по персоналу подразделений Сети проводится планомерная работа по отбору, комплектованию и подготовке резерва.
Всего на
22 руководящие должности
В течение прошедшего периода осуществлялось в основном одно направление подготовки - теоретическое. В период с 2006 по 2007 год прошли подготовку по специализированному курсу «Эффективный менеджер» 5 резервистов высшего звена. Трое специалистов прошли и двое проходят обучение по курсу «Менеджмент» и «Эффективный менеджер» в Учебно-научном центре. Также резервисты высшего звена принимали участие в работе выездных семинаров, проводимых для руководителей: на главных инженеров - девять специалистов; руководителей отделений - три; заместителей управляющих по работе с клиентами - два.
В течение 2007-2009 годов сотрудниками отдела кадров проводились собеседования с каждым из резервистов руководящих кадров с целью определения потребностей в обучении и дальнейшей подготовке. По итогам этих собеседований формировались группы для обучения на 2010-2011 года. Для каждой группы разрабатываются специальные программы подготовки.
За 2007 год на руководящие должности были назначены 5 руководителей, из них 2 из резерва. Переведены на более высокую должность 7 специалистов руководящих кадров, 10 резервистов кадрового резерва. За прошлый год прошли стажировку 36,3 процента резервистов руководящих кадров.
В 2011 году продолжается работа с кадровым резервом. Для этой категории сотрудников также будет проводится обучение, и по итогам их профессиональной деятельности, после результатов аттестации они будут проходить либо дальнейшую подготовку в качестве резервистов руководящих кадров среднего звена, либо продолжать свое профессиональное развитие.
В целях
дальнейшего совершенствования
работы с резервом планируется: ввести
в обязательном порядке стажировку
для резервистов руководящего звена;
учесть в системе оплаты труда
возможность дополнительного
Планируется, начиная с 2011 года, исходя из достигнутого профессионального уровня резервистов, введение следующих методов стажировки: поручение решения отдельных вопросов на уровне того руководителя, на должность которого готовится специалист; временное исполнение обязанностей на резервной должности в период отсутствия руководителя.
С помощью электронной сети отдел управления по персоналу компании «On-line» намерен в дальнейшем держать своих сотрудников в курсе событий относительно перспектив развития данного направления кадровой работы. Отдел предлагает открыть на официальном сайте компании постоянную рубрику, форум «Руководитель: секреты мастерства», в которой менеджеры различного уровня делились бы «фирменными» рецептами управления.
Рассмотрим кадровую политику отдела по управлению персоналом в компании «On-line», находящейся в городе Москве (главный офис).
Общей целью кадровой политики компании «On-line» является формирование и управление кадровым резервом, основой которого являются активные, свободные, ответственные, нравственные, профессионально компетентные, культурные, физически и психологически здоровые, творческие, самореализующиеся менеджеры, обладающие инициативой, предприимчивостью, уверенностью в себе, широтой взглядов и гибкостью мышления, способные к диалогу и сотрудничеству.
Работа с кандидатами, включенными в состав резерва, проводится по индивидуальному плану развития, в котором предусматриваются конкретные мероприятия по приобретению необходимых теоретических, экономических и управленческих знаний, глубокому усвоению характера работ, выработке умения и навыков руководства на уровне современных требований, а также развития личных качеств, необходимых для успешной личной и трудовой деятельности.
Реализация
кадровой политики, направленной на повышение
конкурентоспособности
Как и большинство операция по работе с персоналом, работа с кадровым резервом является комплексной (рис. 3).
Рис. 3. Взаимосвязь
кадрового менеджмента и
Группа
кандидатов на замещение вакантной
должности формируется на основе
объявления открытого конкурса и
из электронного банка резерва кадров,
включающего в себя лиц, занимающих
подобную должность или
Особое значение уделяется определению соответствия психограмме, отражающей профессионально значимые социально-психологические, интеллектуальные и деловые качества выдвиженца.
Вместе с тем, профессиограмма, регламентирующая профессиональные требования, не фиксирует собственно должностные функции, возлагаемые на конкретных должностных лиц и, соответственно, не может быть единственным критерием отбора. Дополнительным уточняющим фактором является должностная инструкция.
Поскольку в каждой организационной структуре на одно и тоже должностное лицо возлагаются различные функции, требующие от конкретного специалиста дополнительной компетентности в самых различных сферах деятельности, возникает необходимость отследить и проанализировать эти дополнительные компетенции.
Именно поэтому должностная инструкция не носит формально-абстрактный характер, а отражает реальные задачи и функции, возлагаемые на конкретное должностное лицо.
Кадровый резерв чаще всего формируется путем опроса руководителей подразделений. Каждый руководитель подразделения в компании в начале года определяет потребность в кадрах и рекомендует людей на замещение вакансий, главным образом, по управленческим позициям. Программа обучения кадрового резерва также составляется вместе с руководителями подразделений.
В организации
популярна и традиционная ротация
кадров, что непосредственно влияет
на совершенствование сотрудников
и подготовку их к возможному плановому
и внеплановому назначению на освободившуюся
или вновь появившуюся
Главный мотив, заставляющий составлять планы кадрового резерва — расширение деятельности компании и создание региональных представительств. Например, менеджер по персоналу «On-line» рассказала, что планирование кадрового резерва у них в компании связано, прежде всего, с разработкой программы о расширении зоны покрытия Интернет-ресурсами во всех районах города. До конца 2012 года завершить программу.
В составе кадрового резерва числится около 10% от полного штатного состава сотрудников. Коэффициент готовности к замещению, по полученным мною данным, равен примерно 2,5% (то есть 5 резервистов на 2 должности), тогда как по западным стандартам, этот коэффициент должен приближаться к 3.
Средний период ожидания «резервистом» повышения по должности - чуть более года (1,2 лет). Время пребывания в резерве — существенный фактор мотивации сотрудников. Многолетнее ожидание повышения демотивирует «резервиста» и, как правило, побуждает его задуматься о более достойной самореализации в другом месте. Однако и назначение на новую должность через 2-3 месяца после зачисления в кадровый резерв также не благоприятно. В этом случае невозможно не только серьезное обучение на длительных курсах, но исключается и участие кандидата в краткосрочных программах. В основном речь, конечно, идет о зачислении готового специалиста на освобождающуюся вакансию.
Средний процент текучести кадров в резерве — 4%. Обычно он меньше средних показателей по текучести кадров во всей компании (в нашем исследовании — 9%). Скорее всего, это связано с тем, что попадание в кадровый резерв создает дополнительную мотивацию для работы сотрудника в компании.
На основе полученных результатов исследования сделаны следующие выводы.
В компании «On-line» большинство сотрудников, которые «числятся» в кадровом резерве, не только знают об этом, но и четко представляют свои перспективы, а также требования, предъявляемые к ним для реального повышения в должности.
Это, безусловно,
позитивный момент. Компании осознанно
проводит такую политику: информируют
своих сотрудников о
Как результат
кадровой политики и работы с резервом
в организации, не только повышается
эффективность организуемого
Руководители в меньшей степени полагаются на «наставников», на прошлый опыт работы.
В сотрудниках фирмы ценятся такие качества личности, как ответственность, качественное исполнение обязанностей, усердие, коммуникабельность, инициатива, постоянное стремление к саморазвитию, всевозможное повышение своего уровня знаний
Сеть филиалов компании «On-line» сегодня достаточно динамично развивается и модернизирует свою деятельность. Для нее новый опыт имеет большую ценность и значение, чем «корпоративная преемственность».