Понятие и природа лидерства.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 08:19, реферат

Описание работы

Организации, которые созревают успеха, отличаются от противоположныхим главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается ли индивид (руководитель), то группа (руководящий состав), или процесс, обладающий индивидуальными особенностями способа управления организацией. К словам руководитель, руководство часто относят такие понятия и явления как лидер илидерство. В некоторых случаях эти слова являются синонимами, но это не совсем так. Попробуем разобраться в природе возникновения лидерства и дать более четкое определение этого понятия.

Содержание работы

1.Понятие и природа лидерства.
2. Виды лидерства.
3. Роли лидерства.
4. Стили лидерства.
5.Функции лидерства.
6.Классические теории лидерства.
7.Современные теории лидерства.

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 81.86 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования “Восточно-Сибирский

Государственный университет  технологии и управления”

(ФГВОУ ВПО “ВСГУТУ”)

 

 

Кафедра «Трудовое право  и управление персоналом»

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Организационное поведение»

На тему:

 

 

   Выполнил: студент  гр.2011г. набора

                             Попова А.Ю

                                                   Проверил: Дондокова С.Ц

 

 

 

Улан-Удэ

2012г.

Содержание:

1.Понятие и природа лидерства.

2. Виды лидерства.

3. Роли лидерства.

4. Стили лидерства.

5.Функции лидерства.

6.Классические теории лидерства.

7.Современные теории лидерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и  природа лидерства.

Организации, которые созревают  успеха, отличаются от противоположныхим главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается ли индивид (руководитель), то группа (руководящий состав), или процесс, обладающий индивидуальными особенностями способа управления организацией. К словам руководитель, руководство часто относят такие понятия и явления как лидер илидерство. В некоторых случаях эти слова являются синонимами, но это не совсем так. Попробуем разобраться в природе возникновения лидерства и дать более четкое определение этого понятия.  
 
Природа лидерства может быть лучше понята, если сравнить ее собственно с управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации — это не одно и то же. Менеджер в своемвлиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти. Лидерство же, как специфический тип отношений управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. Наотличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник — подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер — последователь».  
 
Несмотря на то, что руководство — существенный компонент эффективного управления, эффективные лидерыне всегда является одновременно и эффективными управленцами. Об эффективности лидера можно судить по тому, в какой степени он или она влияют на других. Иногда эффективное лидерство может и мешать формальной организации.  
 
Например, влиятельный неформальный лидер может сделать так, что трудовой коллектив начнет ограничивать выпуск продукции или производить товары иуслуги низкого качества. Если взять за другой пример директора завода, то по должности он является менеджером. Должность открывает ему дорогу к лидерству. Процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности, занимаемой называется формальным лидерством. Однако, в своем влиянии на людей директор не может полагаться только на должность, которую он занимает. Наглядно это становитсяочевидным, когда выясняется, что один из заместителей, который имеет менее формальной власти, пользуется большим успехом в управлении стрессовыми и конфликтными ситуациями, а также при решении жизненно важных для предприятия проблем. Быть менеджером еще не означает автоматически считаться лидером в организации, так как лидерству в значительной степени присущанеформальная основа. Можно занимать первую должность, но не быть в ней лидером. Поэтому можно сказать, что новое управленческое мышление необходимо руководство людьми осуществляли не формальные начальники, а лидеры, которые пользуются в коллективе неформальным авторитетом.  
 
Из выше указанного можно сказать, что феномен лидерства основывается на авторитете руководителя.Различают формальный, личный и полный авторитет руководителя.  
 
Формальный авторитет руководителя следует из его прав как должностного лица распоряжаться подчиненными, давать им задания, требовать выполнения их, контролировать и стимулировать их труд.  
 
Личный авторитет руководителя определяется комплексом его личных качеств как человека, такихкак человечность, толерантность, этичность и др..  
 
Полный авторитет руководителя, либо авторитет лидера, проявляется при сочетании формального и личного авторитета человека, занимающего руководящую должность.  
 
Изучение природы лидерства в социальных общностях показывает , что лидеры, как правило, имеют ряд четко выявленных качеств. Во-первых, образ жизнилидера предусматривает тесное сочетание карьеры и личной жизни.  
 
Во-вторых, лидер никогда не останавливается в своем развитии. Способности, честолюбие, талант, знания стимулируют лидера к дальнейшему развитию и совершенствованию их.  
 
В-третьих, лидер находит свое истинное призвание в применении унаследованных способностей и приобретенных навыков, ума,знаний, таланта как способа самореализации именно в руководстве другими людьми.  
 
В ходе изучения проблемы лидерства учеными было предложено много различных определений данного понятия. В своих определениях лидерства многие авторы пытались четко сформулировать тот особый компонент, который вносит сам лидер. Например, Катц и Кан рассматривают лидерствокак «элемент, который оказывает влияние и проявляется независимо от механического исполнения повседневных поручений организации1. Автор далее развивает мысль: «Лидерство — это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести деятельность человека на уровень более высоких стандартов, а также способность сформировать человеческий индивид». Согласнос Дж. Терри, лидерство — это влияние на группы людей, которое побуждает их к достижению общей цели. Р. Танненбаум, И. Вешлер и Ф. Массарик определяли лидерство, как межличностное взаимодействие, которое проявляется в конкретной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение целей.  
 
Обобщая различные определения можно вывести единственное,которое по моему мнению будет соответствовать самой сути этого понятия. Лидерство — это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на сочетании различных источников власти в зависимости от конкретной ситуации и направленный на побуждение людей для достижения общих целей. Иными словами лидерство — отношения доминирования и подчинения,влияния и следования в системе межличностных отношений в группе, ведущих к намеченной цели. Отсюда Лидер (от англ. Leader — проводник, руководитель) — это:  
 
член группы, за которым она признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях;  
 
индивид, способный выполнять центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношенийв группе.

2. Виды лидерства.

1) Деловое лидерство -- лидерство  в деятельности.

2) Эмоциональное лидерство -- реализуемое  в такой специфической деятельности, как общение. Эмоциональный лидер  -- это “душа компании”, человек,  способный выразить общее психологическое  настроение и эффективно им управлять. Возможно совпадение лидерских ролей -- делового и эмоционального лидерства. В то же время эмоциональный лидер может сотрудничать с деловым, а может находиться в конструктивной оппозиции к нему, сглаживая своей деятельностью ошибки лидера делового. Сложностью отличается ситуация, когда эмоциональный лидер находится в неконструктивной оппозиции к деловому лидеру. Он способен умело использовать свое положение, управляя эмоциями членов группы, направляя их против делового лидера. В то же время, как показывает практика, эмоциональный лидер не способен выполнять роль лидера делового, что приводит к дезинтеграции и разрушению деятельности группы.

3) Асоциальное лидерство -- предполагает  самореализацию индивидуума только  в противопоставлении себя общепринятым  социальным нормам и установкам. При этом для асоциального  лидера важны не его асоциальные  взгляды, а возможность благодаря  этим взглядам реализовать стремление  к лидерству.

3.Роли лидера

1) “Вожак” -- человек, увлекающий  других своим собственным примером, часто берущий всю ответственность  за группу на себя. При этом  возникают проблемы с делегированием  прав, полномочий, ответственности  другим членам группы.

2) “Организатор” -- в совершенстве  владеет искусством управления, способен оптимальным образом  использовать все существующие  ресурсы для реализации целей  группы. Как правило, лидеру такого  типа не важно, какую деятельность  организовывать.

3) “Эксперт” -- человек, способный  дать обоснованную оценку деятельности  других членов группы и группе  в целом. Эксперт создает информационное  поле, обеспечивающее управление  группой.

4) “Вдохновитель” -- способен мотивировать  других членов группы на осуществление  деятельности. Это лидер -- идеолог,  способный убедить, что то, о  чем он говорит, важно для  каждого и для группы в целом.

5) “Образ” -- человек, который служит  для других примером в осуществлении  значимой для группы деятельности, носитель некоей важной для  группы идеи, символ ее духа. Вполне  вероятно, что он не обладает  организаторскими способностями.  Однако такой лидер важен, если  в группе существуют внутренние  противоречия, в этом случае к  нему могут апеллировать конфликтующие  стороны.

6) “Наша совесть” -- человек, не  обладающий организаторскими способностями,  но признанный всеми духовно-нравственным  авторитетом, способным дать нравственную оценку участникам деятельности. О таком человеке говорят -- “это наша совесть”.

7) “Ключник” -- становится лидером  благодаря способности занять  исключительную, важную позицию  для группы. Например, в пустыне  лидером каравана может стать  тот, у кого находится общий  запас воды. В групповой деятельности  такую лидерскую позицию может  занять человек, который способен  решить важные для группы, ключевые  вопросы и использует это положение,  чтобы стать лидером.

8) “Козел отпущения” -- человек, против  которого может объединиться  группа. Пока у группы существует  общий враг, она сплочена и  мобильна, а общий враг косвенно  выступает лидером такой группы.

9) “Паразит” -- человек, объединяющий  группу благодаря искусству убеждения  с целью реализации своих корыстных  целей. Однако ему удается убедить  всех членов группы, что достижение  его собственных целей -- благо  для всех. Через какое-то время  становится понятна его мотивация,  и он начинает создавать новую  группу или внедряться в уже  существующую.

4.Стили лидерства

В социальной психологии выделяют три  наиболее распространенных стиля лидерства.

1) Демократический стиль.

Лидер согласует свою деятельность с членами  группы, обсуждает с ними принимаемые  решения, равномерно распределяет права, обязанности и ответственность  между членами группы. Члены группы в равной мере защищаются и поддерживаются лидером.

2)Авторитарный  стиль.

Решения принимаются лидером единолично, директивно. Члены группы имеют те права, которые считает возможным  предоставить лидер группы. Причем в такой группе права и обязанности  могут постоянно меняться, не имеют  стабильного характера. Лидер не делегирует своих полномочий, сосредотачивая все рычаги управления в своих  руках. Члены группы пользуются гарантированной  защитой и поддержкой, однако, не способны воспользоваться ею самостоятельно.

3) Либеральный стиль.

Это попустительский стиль, при котором  участники группы пользуются необоснованно  большой свободой действий. При таком  стиле лидерства действия одних членов группы часто вступают в противоречие с действиями других и деятельностью группы в целом. Лидер не принимает на себя ответственности за результаты, пытаясь переложить ее на других членов группы. Нежелание лидера принимать на себя ответственность и реализовывать ее объясняется необходимостью предоставить большую свободу действий членам группы. При этом члены группы пользуются минимальной защитой и поддержкой лидера.

На  практике лидер, как правило, обладает чертами, присущими разным лидерским  стилям. При всей привлекательности  демократического стиля, возможны ситуации, когда более эффективным оказывается  авторитарный, а иногда и либеральный  лидерский стиль

 

5..Функции лидерства.

 
Функции лидера представляют собой  главные направления его деятельности. Количество функций зависят от ряда факторов:  
 
-       от преобладающего типа культуры общества 
 
-       политического режима 
 
-       зрелости граждан 
 
-       уровня жизни большинства населения и т.д. 
Разнообразие типов лидеров во многом объясняется широким кругом решаемых ими задач. При характеристике основных этапов, стадий деятельности лидеров можно выделить их три общих функции:  
 
1. Политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации;  
 
2. Определение направления и программы деятельности, служащей решению общественной проблемы;  
 
3. Мобилизация исполнителей (должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию целей. 
 
Что же касается более конкретной, содержательной характеристики функций лидера, то к ним можно отнести следующие: 
 
1. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, отечеству. Если в обществе высока степень социальной напряженности, то следует полагать, что политический лидер слабо реализирует интегративную функцию. 
 
2. Функция мобилизации масс – мобилизация масс на достижение политических целей, распределение социальных ролей и функций в обществе, инициирования. 
 
2. Ориентационная функция - достижение целостности и гармонии социальных интересов, через выработку политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества. 
 
3. Инструменталистская функция лидера. Проведение политического курса опирается на специальный механизм, включающий в себя систему способов, методов решения поставленных задач. Политический лидер не только провозглашает программу, идею, но и предлагает механизм ее осуществления посредством принятия политических решений а обеспечения их ресурсами. 
 
4. Функция социальный арбитража и патронажа -  защита граждан от беззакония, самоуправства бюрократии, различного рода нижестоящих руководителей, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания. Хотя социальный патронаж на деле реализуется далеко не всегда, вера в «хорошего царя», «отца народов», «народного президента» и т.п. до сих пор широко распространена не только в массовом сознании народов с преимущественно патриархальной политической культурой, но и в странах с вековыми демократическими традициями. 
 
5. Коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и, особенно, эмоциональной связи и тем самым предотвращение отчуждения граждан от власти. В условиях сложной, многоступенчатой иерархии государственных органов и их бюрократизации личностное восприятие власти особенно значимо для преодоления недоверия к ней, формирования у населения гражданского сознания, патриотизма. С помощью телевидения и других СМИ, в ходе встреч с избирателями и других мероприятий политические лидеры имеют достаточно широкие возможности непосредственного общения с народом. 
 
6. Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. Строго говоря, в этой группе объединены несколько близких по своей направленности функций. Лидер призван охранять народные традиции, обеспечивать прогресс общества, вселять в массы веру в социальные идеалы и ценности. В большей мере выполнение этих функций присуще Призматическим лидерам, однако, не только им. Так, например, достаточно успешно справился с задачей преодоления «вьетнамского синдрома», национального пессимизма и апатии, распространившихся в США после поражения в войне с Северным Вьетнамом, американский президент Рональд Рейган. 
 
7. Функция легитимации строя. Эта функция присуща главным образом лидерам в тоталитарных и авторитарных государствах. Когда политический режим не может найти своего оправдания в исторических традициях, национализме и демократических процедурах, он вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров, которые наделяются необыкновенными, пророческими способностями и в большей или меньшей мере обожествляются Так было в нашей стране, когда большевистская власть, безжалостно разрушая многовековые традиции, узаконивала свои действия гипертрофированным авторитетом Маркса, Ленина и Сталина, наделяя их чертами земных божеств и усиленно насаждая культ их личностей. 

6. Классические  теории лидерства.

Если внимательно проанализировать различные определения лидерства, можно прийти к выводу о том, что  лидерство одновременно является и  положением личности, и процессом  вовлечения последователей в некоторую  деятельность. Основываясь на данной двойственности природы лидерства, предлагаю рассмотреть классические и современные теории этого феномена.  
Теория лидерских качеств заключала в себе попытку определить, какие качества должны быть присущи лидеру, делая акцент в основном на позиционном аспекте. Прорывом в изучении лидерства принято считать серию работ множества ученых, а прежде всего Р. Лайкерта, Р. Блейка и Дж. Моутона , которые, сместив внимание с качеств лидера на его поведение, привели к формированию "двухмерного" подхода к анализу именно поведения. В этом подходе главными параметрами являются внимание к результату деятельности, людям и отношениям между ними. Данный подход, в отличии от предыдущего, акцентировался на процессном аспекте лидерства. Но вскоре стал очевиден недостаток двух параметров для описания столь сложного феномена. Анализ этого и других недостатков теорий, основанных на изучении поведения лидера привел к разработке нового направления. Важной стала работа Ф.Фидлера . В ней было озвучено несколько новых идей о том, что:

  • Стиль лидерства отражает мотивацию лидера, в то время как конкурентные формы его поведения зависят от ситуационных факторов, определяя в конечном счете эффективность его деятельности.
  • Взаимосвязь между характеристикой лидера и его эффективностью зависит от степени контроля над подчиненными
  • Контроль в свою очередь зависит от 3 ситуационных факторов :
    • отношений между лидером и подчиненными
    • силы его позиционной власти
    • степени структурированности задания.

Также в работе Фидлера  введена новая характеристика лидера, которую можно назвать терпимостью  к наименее предпочтительным сотрудникам.  
Но в данной модели цель работы лидера находилась на периферии внимания автора, и реакцией на это ограничение стало появление концепции "путь-цель". Р.Хауз, ее автор, сделал акцент на прояснении лидером взаимосвязи между путем , выбранным последователем, и целью , которой тот хочет достичь. Учитывая различные ситуационные факторы и характеристику окружающей среды, лидер, согласно Хаузу, должен выбрать один из четырех стилей: директивного, поддерживающего, партисипативного и ориентированного на достижения, для ведения бизнеса.  
Немного позже, появилась модель П.Херси и К.Бланшера, в которой в качестве такого ситуационного фактора была предложена "зрелость" последователей, представляющиеся как совокупность их готовности, желания выполнять работу и уверенности в себе.  
Однако понятие "стиль лидерства" не полностью характеризует все виды деятельности, которые должен осуществлять лидер и, следовательно, "стилевой" подход к лидерству некомпетентен. Неудивительно, что В.Врум и Ф.Йеттон предложили подход, в котором у лидера была возможность выбрать, в зависимости от имеющейся информации, значимости, круга заинтересованных лиц и других факторов, наиболее подходящий метод принятия решений. Данный подход считается фундаментально процессным, так как в нем учитывается такое последствие принятого решения, как следование ему со стороны ведомых.  
В 1970-х годах наблюдается резкий подъем интереса к командообразованию и групповой динамики. Исследователям не давал покоя вопрос: как учесть различия во взаимоотношениях лидера и его последователями? Ответ на него попытался дать Дж.Грен, разработавший при поддержке коллег теорию обмена. В этой теории предлагались к рассмотрению два типа отношений, формируемые лидером со своими последователями. Первый тип отношений, предполагающий тесные контакты, доверие и сильную поддержку со стороны лидера, устанавливался с членами "внутренних групп". Второй тип, соответственно предполагает большую отстраненность, меньшие контакт и поддержку, устанавливался с членами "внешних групп". В ту или иную группу последователи попадают еще на ранней стадии взаимоотношений с лидером. В то время также появились такие понятия, как трансакционное (обмен между лидером и ведомыми) и трансформационное ( моральное воздействие на ведомого, преобразующее его личность) лидерство. Отсюда и термин "преобразующее лидерство", описывающий воздействия лидера на организацию.  
В 1978 году, в связи с возникшими в то время бурными обсуждениями лидерства, С.Керн и Дж.Джермиер отметили существование "заменителей" лидерства, то есть факторов, связанных с личностью ведомых, спецификой организации, способных сделать лидерство ненужным и даже излишним, и "нейтрализаторов" - черт задания, сводящих лидерские попытки повлиять на ситуацию к нулю.  
Важным открытием в развитии лидерства стала модель многосторонней связи Г.Юкла. Автор разделял факторы, определяющие влияние лидера на эффективность работы команды, на 2 группы:

Информация о работе Понятие и природа лидерства.