Понятие и природа лидерства.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 08:19, реферат

Описание работы

Организации, которые созревают успеха, отличаются от противоположныхим главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается ли индивид (руководитель), то группа (руководящий состав), или процесс, обладающий индивидуальными особенностями способа управления организацией. К словам руководитель, руководство часто относят такие понятия и явления как лидер илидерство. В некоторых случаях эти слова являются синонимами, но это не совсем так. Попробуем разобраться в природе возникновения лидерства и дать более четкое определение этого понятия.

Содержание работы

1.Понятие и природа лидерства.
2. Виды лидерства.
3. Роли лидерства.
4. Стили лидерства.
5.Функции лидерства.
6.Классические теории лидерства.
7.Современные теории лидерства.

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 81.86 Кб (Скачать файл)
  1. Факторы непосредственного влияния : влияние лидера на интенсивность работы, его знание своего дела, распределение ресурсов, сплоченность группы и сотрудничество между ее членами.
  2. Ситуационная группа факторов, таких как система вознаграждений, правила, принятые в организации, используемые технологии и тип выполняемых последователями заданий.

По версии Юкла, для краткосрочных  целей эффективными будут факторы  непосредственного влияния, а в  долгосрочной перспективе - ситуационные.  
Также, хоть и условно, но к классическим можно отнести описанную в книге Ф.Фидлера и Дж.Гарсиа теорию когнинитивных ресурсов, которая утверждает, что интеллектуальные способности лидера при определенных условиях могут способствовать улучшению работы группы, если к примеру она следует директивным указанием лидера. Авторы выделяют в качестве важного в смысле влияния на эффективность использования интеллекта лидера фактора стресс. При высоком уровне стресса на первый план выходит не интеллект, а опыт, избыточная опора на который в обычных условиях отрицательно скажется на результативности группы. Эта теория, больше всего уделяющая внимание личности лидера, явилась своего рода переходом к современным исследованием, которые делают акцент на человеке.

7. Современные  теории лидерства.

Концепция атрибутивного  лидерства

Данная концепция опирается  на теорию атрибуции, объясняющую причинно- следственную связь между тем, что  произошло, и тем, что люди считают  причиной происшедшего. Атрибутивный подход к лидерству исходит из того, что выводы лидера в равной мере, как и поведение последователей, обусловлено реакцией лидера на поведение  последних. Наблюдая за работой подчиненных, лидер получает информацию о том, как она выполняется. В зависимости  от этого он делает свои выводы о  поведении каждого из работников и выбирает стиль своего поведения  таким образом, чтобы адекватно  реагировать на поведение подчиненного. Например, если лидер приписывает  плохие результаты работы подчиненного его лености, то за этим может последовать  выговор. Если же лидер считает, что  виной являются внешние по отношению  к подчиненному факторы, например, резко  возросший объем работы, то лидер  постарается решить проблему по-другому.

Рассматриваемый подход предполагает, что знание причин, создавших ситуацию, усиливает лидерское понимание  и способность предсказать реакцию  людей на ситуацию. Концепции и  модели, разработанные на этой основе, пытаются ответить на вопрос, почему люди ведут себя так, а не иначе. При  этом учитывается то, что в большинстве  случаев лидер не имеет возможности  непосредственно наблюдать за работой  подчиненного.

В рамках данного подхода  лидер главным образом выполняет  работу информационного процессора. Он ведет поиск информационных подсказок, помогающих ему ответить на вопрос, почему то или иное происходит. Найденное  таким образом объяснение причин направляет его лидерское поведение.

Определение лидером причин поведения подчиненного базируется на трех составляющих: личность, сама работа, организационное окружение или  обстоятельства.

В поиске причин лидер пытается получить три различных вида информации о поведении подчиненного, степень  отличия, последовательность и степень  уникальности. Первое связано с желанием руководителя понять связь между  поведением и работой с той  точки зрения, насколько данное поведение  можно приписать отличительным  особенностям задания. Во-вторых, лидера интересует то, насколько подчиненный  последователен в проявлений данного  поведения или как часто такое  поведение у него проявляется. И, наконец, лидер учитывает, насколько  другие подчиненные ведут себя таким  же образом. ТО есть, является ли данное поведение уникальным, характерным  для одного подчиненного или наблюдается  у многих.

На описанный выше процесс  определения лидером причин случившегося влияют атрибутивные регуляторы или  помехи, искажающие его восприятие и заставляющие лидера быть непоследовательным в своем поведении. Чем больше поведение подчиненного видится  лидеру, как результат его личностных характеристик «внутренние причины», тем больше лидер возлагает на подчиненного ответственности за результаты. В этом случае отдельные черты  личности подчиненного становятся атрибутивными  помехами.

Исследования свидетельствуют, что руководителям свойственно  приписывать успех в работе у  женщин внешним причинам, а неудачи  внутренним. 
По-другому рассуждают руководители в отношении работников мужского пола.

Данная модель атрибутивного  лидерства имеет существенные отличия  от раннее рассмотренных традиционных моделей, являющихся излишне описательными  и, главное, не отвечающих на вопрос, почему.

В модели имеются две важные связки. Первая связка отражает стремление лидера определить причины плохой работы. Этот поиск регулируется тремя типами информации о поведении подчиненного: отличительные особенности, последовательность и степень уникальности. Вторая связка отражает ответное лидерское поведение, являющееся следствием того, что, по мнению лидера, является причиной плохой работы. Взаимосвязь между установленными лидером причинами результатов  работы и его последующим поведением определяется тем, кто, по мнению лидера должен нести ответственность за происшедшее. Если лидер считает  что причины носят внутренний характер, то ответственность, по его  мнению, должен, нести подчиненный, и к нему принимаются соответствующие  меры.

Исследования показали, что  в рамках данной модели, скорее всего, происходит не воздействие лидера на поведение подчиненного, а взаимодействие между лидером и подчиненным, то есть подчиненный своей реакцией на меры руководителя оказывает влияние  на последующее поведение последнего.

При этом в зависимости  от эффективности лидерства, спираль  отношений лидер последователь  может раскручиваться вверх «отношения дают большой эффект» или вниз «отношения дают меньший эффект». Последнее  может, в конечном счете, привести к  разрыву отношений между участниками: увольнению работника или уходу  руководителя.

Концепция харизматического лидерства

Имеются две противоположные  позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние  лидера на организационную эффективность, а другая – ведет к лидерской  харизме и попытке последователей приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях божественные качества.

Харизма является формой влияния  на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание  лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Как источник лидерской власти харизма  относится к власти примера, связанной  со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю преимущества эффективнее оказывать свое влияние  на подчиненных. Многие считают, что  получение харизмы связано со способностью лидера находить своих  обожателей и почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие определяют харизму  как набор специфических лидерских  качеств. Последнее легло в основу рассматриваемой ниже концепции  харизматического лидерства, являющейся, по сути, продолжением концепции атрибутивного  лидерства и строящейся на комбинации качеств и поведения лидера.

Харизматическим считается  тот лидер, который в силу своих  личностных качеств способен оказывать  глубокое воздействие на последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую  потребность во власти, имеют сильную  потребность в деятельности и  убеждены в моральной правоте  того, во что они верят. Потребность  во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами. Их вера в свою правоту  деятельным передает людям чувство  того, что он способен быть лидером. Эти качества развивают такие  черты харизматического поведения, как моделирование роли, создание образа, упрощение целей «фокуса  простые и драматического характера  цели», упор на большие ожидания, проявление доверительности у последователей импульса к действиям.

Исследования свидетельствуют, что у харизмы есть негативная сторона, связанная с узурпацией личной власти или полным фокусом  лидера на самого себя, и позитивная – связанная с упором на разделяемую  власть и тенденцией к делегированию  части ее последователям. Это помогает объяснить разницу между такими лидерами, как Гитлер, Ленин, Сталин и такими, как Сахаров, 
Мартин Лютер Кинг и им подобные. В целом харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы за пределами статус-кво, умения свести это видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения.

Модели харизматического лидерства различаются количеством  стадий развития самой харизмы и  отношений с последователями. Считается, что вначале необходимо развить  чувствительность к обнаружению  проблемы, на которую можно было бы обрушиться с критикой. Затем  необходимо развить в себе видение идеализированных путей решения этой проблемы. В видение должно быть включено что-то новое, ранее ни кем не предлагавшееся и относительно которого кажется, что оно может немедленно продвинуть решение проблемы.

Исследование практики деловых  организаций показало, что в обычной  ситуации харизматическое лидерство  не всегда требуется для достижения в бизнесе высоких результатов. Чаще оно подходит к тем случаям, когда последователи сильно идеологизируют свои желания и пути их выполнения. Это во многом объясняет более  частое наличие харизмы у лидеров, проявляющих себя в политике, религии, военных действиях. Для бизнеса  важность харизматического лидерства  возрастает по мере необходимости проведения в организации радикальных изменений  в связи с критичностью ситуации. Однако в этих обстоятельствах возникает  другая концепция лидерства: концепция  лидера- преобразователя или лидера реформатора

Концепция преобразующего лидерства

Понятие преобразующего или  реформаторского лидерства имеет  много общего с харизматическим  лидерством, но трактуется существенно. Лидер- реформатор мотивирует последователей путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставление им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и  убеждения последователей в необходимости  саморазвития. Лидер-реформатор - это  преобразователь, а не спаситель, он проявляет творчество, а не кудесничество, за ним стоят реалии, а не мифы, он ведет последователей от результата к результату, а не от обещания к  обещанию, ориентирует людей на труд, а не на дивиденды, его цель не изменить мир, а измениться в мире через  развития.

Модель преобразующего или  реформаторского лидерства предполагает наличие у лидера и последователей определенного поведения, пригодного, по мнению разработчиков модели, для  творческого решения проблемы в  кризисной ситуации.

Модель имеет ряд отличительных  моментов. Во-первых, признается необходимым  для лидера влиять на последователей через привлечение их к участию  в управлении, быть самому частью группы организации, а не «стоять над  ней», с энтузиазмом поддерживать совместные усилия. От последователей требуется не слепое следование за лидером, а критическая оценка предоставляемых  возможностей и осознанный подход к  своим действиям, уменьшение влияние  эмоций и увеличение значимости рациональности в поведении. Во-вторых, поскольку  атмосфера доверия развивает  сильную взаимозависимость между  лидером и последователями, то возникает  серьезная опасность того, что  руководитель окружит себя соглашателями, либо же наоборот, руководитель пойдет на поводу у подчиненных. Эти два  традиционных подхода не пригодны для  лидера-преобразователя.

Индивидуальное  задание.

1. Сформулируйте миссию  выбранной вами организации, её  цели.

Производственное объединение «Полистройдеталь» имеет в своем составе три завода таких как ООО «Улан - Удэнский деревообрабатывающий завод» - это специализированное предприятие в Республике Бурятия по производству пиломатериалов, столярных и погонажных изделий, в том числе светопрозрачных ограждающих конструкций широкого ассортимента.  
За время своего существования ООО «Улан - Удэнский деревообрабатывающий завод» получил опыт работы на рынке деревопродукции не только в самой Республике Бурятия, но и за ее пределами.  
На территории предприятия расположены котельная, плотничный и оконный цеха, цех дверных блоков, складские помещения, три сушильные камеры. Административно - бытовые здания. 
ООО ПО «Полистройдеталь» также включает в себя ООО «Леспромсервис», оно осуществляет свою деятельность в сфере обработки отходов лома черных металлов и их оптовой торговлей. Качество продукции обеспечивается непрерывным повышением квалификации работников, совершенствованием производственного процесса, а также использованием только натуральных, экологически чистых материалов.

Основной целью работы ООО «Полистройдеталь» является получение прибыли. Прибыль - это ключевой показатель организации. Основной целью коммерческих организаций является извлечение прибыли. Выделяют три основных типа ориентации организации на прибыль:  
1) ее максимизацию;  
2) получение «удовлетворительной» прибыли, т.е. ее суть состоит в том, что при планировании прибыли она считается «удовлетворительной», если будет учитываться степень риска;  
3) минимизацию прибыли. Этот вариант обозначает максимизацию минимума ожидаемых доходов наряду с минимизацией максимума потерь.  
ООО «Полистройдеталь» ориентировано на получение максимальной прибыли. Рост прибыли в организации обуславливается следующими факторами:  
1) наиболее полное удовлетворение потребностей населения  
2) условия благосостояния работающих и развитие хороших отношений среди персонала;  
3) создание новых рабочих мест;  
4) публичная ответственность и имидж организации;  
5) техническая эффективность, высокий уровень производительности труда, минимизация издержек производства и т.д. 

Информация о работе Понятие и природа лидерства.